Как измерить науку?

Перспективы наукометрии в Казахстане


Наукометрические показатели стали постоянными спутниками современного учёного, начиная с начала его карьеры и до её вершин. Без публикации в авторитетных научных журналах, интереса со стороны коллег, выраженного в цитировании опубликованных статей, наработки заветного индекса Хирша и других библиометрических данных сегодня невозможно участвовать в научных конкурсах, претендовать на гранты, повышать квалификацию, поддерживать репутацию исследователя.

Справляются ли с этими вызовами казахстанские учёные и что нам нужно делать для того, чтобы наукометрия в Казахстане стала реальным инструментом оценки качества работы наших исследователей и научных коллективов?

Сразу хочу отметить, что у нас достаточно противников наукометрических подходов. Их аргументы, если изложить кратко, заключаются в том, что наука в большей степени должна носить прикладной характер и оцениваться исключительно практическими достижениями – внедрением, коммерциализацией и т.д., то есть конкретным измеряемым вкладом в производство, экономику страны.

Мы исходим из того, что истина - посередине. Эффективность науки зависит от оптимального соотношения фундаментальных, прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок. Более того, научные исследования – это всегда взгляд на перспективу. Результаты сегодняшних научных работ могут быть востребованы в будущем и обеспечить развитие следующим поколениям казахстанцев. Нельзя забывать и о том, что отрицательный результат в научных исследованиях – это тоже результат, приближающий учёных к правильному решению.

Как с этой точки зрения оценивать эффективность работы отдельного учёного, научного коллектива и в целом систему администрирования науки? Вопрос не праздный. Ведь на развитие науки на ближайшие пять лет запрашивается Т213 млрд. Сумма для нашей страны не маленькая и от того, как она будет освоена во многом зависит не только развитие науки, но и в целом успешность проводимых реформ.

Именно поэтому нам нужно обратить особое внимание на возможности наукометрии, позволяющие оценивать не только качество и количество научных исследований, но и эффективность науки в целом.

Современная мировая наука – это огромные потоки информации, метаданных, в которых неподготовленному человеку можно «утонуть». Но ориентироваться в них необходимо каждому учёному, хотя бы для того, чтобы не «изобретать велосипед», знать, насколько та или иная проблема уже исследована, какие научные коллективы являются ведущими в разных направлениях науки. Искать ответы на эти вопросы «вручную» уже невозможно. Для этого создаются различные поисковые платформы, объединяющие и систематизирующие потоки научной информации в виде библиографических, реферативных баз данных рецензируемой научной литературы.


Международные инструменты поиска и обработки научной информации


В мире в настоящее время действует достаточно большое количество глобальных, тематических и национальных электронных ресурсов, содержащих значительные объемы данных, осуществляющих поисковую деятельность и аналитическую обработку научной информации. Наиболее авторитетные из них Web of Science, Scopus.

Какие результаты дает работа с данными информационными ресурсами?

Во-первых, возможно значительно ускорить поиск научной литературы в определенном направлении, определить круг наиболее значимых авторов, проблем, расширить контакты, вступить в коллаборацию уже на этапе планирования исследования.

Во-вторых, публикации в известных базах данных позволяют ученому, научному коллективу определить своё место в научном рейтинге, на основе таких показателей, как количество публикаций, суммарное цитирование, средняя цитируемость, индекс Хирша, получить независимую оценку своего вклада в науку. От этих показателей сегодня зависит и успешность ученого внутри страны, в том числе возможность получения государственного финансирования, оценка реализованного научного проекта.

В-третьих, благодаря аналитическому инструменту InCites, разработанному компанией Clarivate Analytics на базе данных Web of Science Core Collection, стало возможным проводить сравнительный анализ научной результативности в разных предметных отраслях науки, между разными научными коллективами, странами. Этот инструмент также позволяет проводить анализ продуктивности работы отдельных исследователей и сравнивать с результатами коллег во всем мире.

Показатель InCites – нормализованная средняя цитируемость, которая вычисляется как соотношение цитируемости публикации к средней цитируемости всех публикаций того же типа, опубликованных в том же году и в той же предметной области. Если полученный результат нормализованной цитируемости меньше единицы, то это значит, что исследование цитируется хуже среднемирового уровня, если больше единицы, то цитируемость работы выше среднемирового уровня цитируемости. Соответственно единица и означает показатель среднемирового уровня.

Предлагаю посмотреть на показатели казахстанской науки через призму аналитического инструмента InCites.


Казахстанская наука в фокусе InCites


По данным InCites количество казахстанских публикаций за период с 2019 по 2021 годы составляет 0,12% от общего массива публикаций в Web of Science Core Collection. В числовом выражении это 12 353 единицы от 10 447 117 единиц, что соответствует 76-му месту в рейтинге из 213 стран.

Если взять для сравнения страны ЕАЭС, то картина складывается следующим образом: доля российских научных публикаций за этот период составила 2,59% (15-е место в рейтинге), Беларуси – 0,07% (87 место), Армении – 0,04% (98 место), Киргизии – 0,01% (133 место).

При этом показатель нормализованной средней цитируемости казахстанских публикаций равен 0,76 относительно среднемирового значения, равного единице. Это соответствует 193-ей позиции в ранге нормализованной средней цитируемости из 213 стран.

По нормализованной средней цитируемости Казахстан опережает Россию, у которой он равен 0,73 и, соответственно, 195 место в рейтинге, но уступает остальным странам. Так для Беларуси этот показатель равен 0,80, что соответствует 184 месту в рейтинге, у Армении – 0,96 или 152 место.

В каких изданиях публикуются эти статьи? Все журналы в базе Web of Science Core Collection разделены на квартили от самого высокого Q1 до самого низкого Q4.

Данные свидетельствуют о том, что растет число публикаций казахстанских авторов в высоко рейтинговых изданиях, а именно в журналах с квартилем Q1 и Q2. В 2019 - 2021 гг. количество статей с казахстанской аффилиацией в этих изданиях составило 66%. В изданиях с квартилем Q3 опубликовано 17,7% и каждая шестая статья в научных журналах с квартилем Q4.

Сравнив эти индикаторы с общемировыми, мы видим, что в общем массиве базы Web of Science Core Collection публикации в изданиях первых двух квартилей составили 73,4%. Учитывая, что доля казахстанских публикаций в ведущих базах данных постоянно растет, вопрос качества научных статей остается актуальным.

В базе Web of Science Core Collection есть ещё один интересный показатель результативности научной работы. Это ее вхождение в число высокоцитируемых публикаций в течение последних 10 лет – топ всех публикаций или верхний 1% по цитируемости по определенной тематике и году. Казахстанские авторы вошли в этот топ публикаций. Более того, доля высокоцитируемых публикаций в общем массиве казахстанских документов, опубликованных в Web of Science Core Collection, имеет тенденцию роста. С 2019 года этот показатель увеличился почти в 1,7 раза и в 2021 году составил 0,83%.

Всего за трехлетний период в 1% высокоцитируемых публикаций в Web of Science Core Collection вошли 70 работ казахстанских исследователей по 18 предметным направлениям. Среди них в области естественных наук – 13 публикаций, в области технических наук – 20, биологии – 6, аграрных наук – 5, медицины – 23, общественных наук – 3.


Научная коллаборация – фактор, повышающий результативность исследований


Одной из форм международного сотрудничества в науке является коллаборация или совместная работа ученых из разных стран, научных школ и организаций, отраслей науки для достижения более высокого результата в исследованиях.

Доля публикаций, подготовленных по итогам реализации международных научных проектов с участием казахстанских и зарубежных авторов, неуклонно растет. Если в 2001 году сегмент таких статей в Web of Science Core Collection составлял 33% от общего массива казахстанских публикаций, в 2011 – 47%, то в 2021 он увеличился более чем в 2 раза, по сравнению с начальным и равнялся 67%.

С учёными из каких стран наиболее часто сотрудничают казахстанские исследователи? Для Казахстана основными зарубежными партнерами в научных исследованиях являются Россия и США, на долю которых приходится в среднем, соответственно, 37% и 16% от общего объема казахстанских публикаций в Web of Science Core Collection.

В тоже время публикации казахстанских ученых в соавторстве с коллегами из Италии, Англии, Турции, Германии и Великобритании в таких областях науки, как медицина и физика, вошли в топ-10 стран с наибольшими показателями нормализованной цитируемости, превышающими среднемировые значения более чем в 3 раза.

Возможно, изменение геополитической обстановки в мире повлияет на общую картину партнерства в сфере науки. К сожалению, санкции, введенные в отношении России западными странами, затронули и российскую науку, а именно научные организации. Нам необходимо понимание, не повлечёт ли сотрудничество с российскими научными организациями риски попасть под дополнительные санкции или ограничения со стороны международного научного сообщества для казахстанских научных организаций. Этот вопрос, безусловно, деликатный, но игнорировать его нельзя. И при планировании международного сотрудничества в сфере науки необходимо учитывать этот фактор.

Мы рассмотрели только некоторые возможности наукометрии для определения места и потенциала казахстанской науки на фоне данных базы Web of Science Core Collection. Безусловно, возможности этих инструментов значительно шире. Главное, что казахстанские учёные становятся равноправными участниками международного научного сообщества, показывают хорошие результаты и демонстрируют потенциал для будущих исследований.

Но возникает вопрос: насколько полно эти данные отражают состояние казахстанской науки в целом? Очевидно, что основной массив научных публикаций казахстанских учёных пока не включен в международные базы данных и остается «внутренним» продуктом. Возможно ли систематизировать и анализировать статьи, опубликованные в казахстанских научных журналах?


Наукометрия в Казахстане сегодня


Большинство казахстанских учёных, прежде чем сотрудничать с авторитетными международными журналами, проходят через публикации в казахстанских научных изданиях.

Сложно точно сказать, сколько всего в Казахстане научных журналов. По данным Книжной палаты в стране их около 300. Перечень изданий, рекомендуемых Комитетом по обеспечению качества в сфере образования и науки (КОКСОН) для публикации основных результатов научной деятельности включает 105 наименований. В Казахстанскую базу цитирования (КазБЦ), формируемую в Национальном центре государственной научно-технической экспертизы (НЦГНТЭ), входит 168 журналов.

В международных базах данных, например, в Scopus, индексируется 5 казахстанских журналов.

В базе научной информации Web of Science Core Collection казахстанские журналы не индексируются. С 2015 года 14 наших журналов на этой платформе вошли в указатель цитирования Emerging Sources Citation Index, который создан специально для подготовки научных изданий к вхождению в основную базу. Импакт-фактор для таких изданий не рассчитывается. За это время ни один журнал не улучшил свои позиции, более того, четыре журнала были исключены и с этой подготовительной позиции за некорректные публикации.

Для того чтобы оценивать ситуацию с количеством и качеством казахстанских научных изданий при НЦГНТЭ формируется КазБЦ. Историческая важность её создания заключается в том, что нам удалось собрать, сохранить, систематизировать огромный массив казахстанской научной информации, который на какое-то время просто выпал из поля зрения государства и практически остался «бесхозным».

Ветераны науки помнят, что ранее на государственном уровне проводилось реферирование всех научных публикаций в Казахстане по 4-м направлениям: химия (в т.ч. охрана окружающей среды; экология человека); геология, энергетика, электротехника, горное дело; металлургия, машиностроение, транспорт; сельское хозяйство, пищевая промышленность, биотехнология; физико-математические науки (математика, кибернетика, физика, механика, геофизика, астрономия, космические исследования). Все публикации по этим научным направлениям, независимо от того, где они были опубликованы, реферировались и тем самым «оставались в истории» науки.

Эти данные хранили информацию о всей научной деятельности Казахстана. После многочисленных реорганизаций структур, занимающихся наукометрией и аналитикой в сфере науки, работы в этом направлении практически сошли на нет. Больше всего от этих трансформаций пострадала система научно-технической информации.


Казахстанская база цитирования


В 2005 году, осознавая важность и необходимость сохранения, систематизации и оценки качества научной информации НЦГНТЭ начал формирование КазБЦ. Из огромного массива данных, практически вручную все научные статьи, опубликованные в казахстанских журналах, были перенесены и систематизированы в одном месте.

На сегодняшний день в КазБЦ включены 168 казахстанских журналов. В базу включаются отечественные журналы, отвечающие требованиям ГОСТов по издательскому оформлению публикуемых материалов, а также пристатейных ссылок, публикуемых в них. С издателями заключаются договора на обработку журналов на безвозмездной основе.

Среди издателей научных журналов в Казахстане преобладают высшие учебные заведения. В список организаций, лидирующих по количеству выпускаемых научных журналов, входят ведущие вузы страны.


Организации – лидеры по количеству издаваемых научных журналов

Организация-издатель

Количество журналов

Казахский Национальный университет им. аль-Фараби

23

Евразийский национальный университет им. Л. Гумилева

17

Казахский национальный педагогический университет им. Абая

15

Карагандинский государственный университет им. Е. Букетова

10

Национальная Академия Наук Республики Казахстан

8

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

8


Логично, что и в топ организаций по количеству публикаций в КазБЦ также входят высшие учебные заведения.

Для журналов, входящих в КазБЦ, с 2008 года рассчитывается импакт-фактор. В текущем году рассчитан импакт-фактор за 2019 год для 168 журналов. К расчёту импакт-фактора за 2020 год готовится массив статей из 190 казахстанских журналов.

Как видно, в КазБЦ обрабатывается материал с двухгодичной задержкой. Это происходит потому, что на данный момент человеческих, материальных и технических ресурсов хватает только на такой объем работы. В мире, где информационные потоки с каждым днём увеличиваются и ускоряется доставка информации к потенциальным потребителям, мы опаздываем как минимум на два года.

НЦГНТЭ своими силами, без дополнительного финансирования разработал информационную систему, позволяющую вносить необходимые данные в базу. Это значительно облегчило труд специалистов, но не решило всех проблем. Зачастую мы сталкиваемся с тем, что в оформлении журнала, статьи допускаются ошибки и погрешности, которые тормозят ввод данных в систему.

Нередки случаи, когда тексты аннотаций подвергаются машинному переводу на английский или казахский языки.

Особенность наших журналов еще и в том, что в большинстве случаев авторы, которые в них публикуются, являются работниками организации – издателя журнала. Требование КОКСОН о том, чтобы научные статьи авторов, не аффилированных с издательством, составляли не менее 50% от числа публикаций в каждом номере журнала, в этих условиях не всегда выполняется. Это же касается и требования о наличии статей зарубежных авторов, а также статей на иностранных языках, в том числе на английском языке, в каждом номере журнала.

Зачастую мы сталкиваемся с таким явлением, как само- и взаимное цитирование. В некоторых случаях складывается впечатление, что наши отдельные казахстанские научные журналы издаются только для того, чтобы учёные могли отчитаться о своих публикациях.

Интерес к нашей информации и к информационному ресурсу КазБЦ проявляют многие. Нам неоднократно поступали предложения «продать» этот ресурс или сделать его частью более крупной и «раскрученной» поисковой системы. Мы не рассматриваем такие варианты, так как считаем, что собранная информация - интеллектуальное достояние Республики Казахстан и должна работать на нашу страну.

Именно по этим причинам наша база данных КазБЦ пока не стала востребованным современным информационным продуктом. Но задача минимум нами выполнена – научная информация сохранена, систематизирована и готова к использованию!


Есть ли будущее у наукометрии в Казахстане?


Необходимость создания Казахстанского индекса научного цитирования была озвучена президентом К. Токаевым. То есть проблема осознаётся на высшем уровне и требует скорейшего и эффективного решения.

Как это решение видим мы?

Хочу обратить внимание, что КазБЦ - реферативная база цитирования. Она содержит важный наукометрический, библиографический материал, аннотации, но не включает полные тексты статей. Найти их сегодня довольно непросто. Для решения этих задач предлагаем пойти по пути российских коллег, где на базе библиотеки e-library аккумулированы все научные и научно-популярные издания и создан Российский индекс цитирования (РИНЦ). В РИНЦ уже входят только научные индексированные издания. Верхушка РИНЦ, включающая наиболее качественные издания, составляла «российскую полку» в базе данных Web of Science.

Нам необходимо создать Казахстанский индекс научного цитирования (КазИНЦ), который бы объединил в одно целое систему научной библиотеки, куда поступают полные тексты всех научно-исследовательских работ и КазБЦ, где систематизирована библиографическая и наукометрическая информация. Таким образом мы сможем охватить весь объем научной информации – журналы, монографии, сборники, материалы научных конференций.

Таким образом, мы видим КазИНЦ как полнотекстовую электронную библиотеку научных публикаций, которая должна быть интегрирована с КазБЦ. В электронной библиотеке будут актуализироваться полные тексты всех источников научной информации.

Такой инструмент давно ждут наши казахстанские учёные. Кроме того, он положительно повлияет на представленность казахстанской науки на международном уровне, повысит качество научной коммуникации. Учитывая, что все крупные международные базы данных прекратили сотрудничество с российскими научными организациями, в том числе с РИНЦ, заинтересованность в расширении контактов и сотрудничестве с нами будет расти.

Уверен, что к такой базе научной информации проявят большой интерес коллеги по региону Центральной Азии. Какой бы сложной ни была геополитическая ситуация, в этом аспекте мы можем значительно укрепить свои позиции и стать региональным лидером в области научной информации, наукометрии.

Тем более, что на региональные потоки научной информации сегодня обращено особое внимание многих исследователей, международных научных организаций, крупнейших акторов на рынке мировой научной информации.

Многие страны создали собственные инструменты оценки или классификации национальных журналов, что позволило получить более достоверное представление о том, как эффективно развивается национальная наука. Япония, Китай, Корея и Тайвань выпустили свои собственные индексы цитирования. Из европейских стран Польша, Сербия, Испания имеют такие ресурсы. В 2019 году собственная база данных была создана в Украине.

Для достижения обозначенных целей необходим переход на качественно новый уровень. Очевидно, что для динамичного развития библиометрии в Казахстане существующих ресурсов уже недостаточно. Проект КазИНЦ нуждается в системной поддержке.