«Запрещенные» люди

По всей видимости существуют тайные списки казахстанцев, которым нельзя пересекать российскую границу



Данаре Идрисовой, теще Вячеслава Половинко, исполнительного редактора «Новой газеты Европа» (признана в России нежелательной организацией), нашего постоянного автора и партнера, запретили въезд в Российскую Федерацию на 50 лет.

«Видимо, ее деятельность по сбору гуманитарной помощи Украине теперь приравнивается к вражде. Хотя спрашивали и про то, почему у зятя фамилия заканчивается на -ко. Если б ФСБшные погранцы ещё знали, где я работаю...» - написал по этому поводу Вячеслав Половинко на своей странице в Фейсбуке.


Подробнее о случившемся, там же в Фейсбуке, рассказала супруга исполнительного редактора «Новой газеты Европа» и дочь Данары Идрисовой Мадина Куанова (Madina Kuanova): «Утром 10 августа мы узнали, что на границе Казахстана и России (станция Илецк-1) российские пограничники не пропустили мою маму. Почти час с ней беседовали люди, которые даже не представились, сняли отпечатки пальцев, расспрашивали про ее детей (чем занимаемся) и интересовались, как бы невзначай, украинец ли ее зять, раз его фамилия заканчивается на –ко, копались в телефоне и вручили уведомление о запрете на въезд до 2073 года.

Пограничник, увидев документы, долго что-то смотрел в компьютере, а потом вызвал какого-то мужчину, и маму завели в кабинет. Ей сказали, что она есть в списках иностранцев, которым не разрешен въезд в РФ. Причин они якобы не знают.

Как говорит мама, сотрудники были вежливы, но немногословны. Ее спрашивали, не совершала ли она чего-нибудь противоправного на территории России. До начала войны, пока мы жили в Москве, она иногда приезжала в гости.

Теперь лишь наши догадки, почему такое могло случиться.

Почти сразу после вторжения РФ в Украину мама вместе с другими волонтерами начала сбор гуманитарной помощи. В Уральске сбор шел не очень активно по сравнению с Алматы и Астаной, мама много и часто об этом везде писала, просила распространять информацию. В итоге собралась тонна груза, и ее отправили в Украину. После этого мама и другие волонтеры получили благодарственные письма от посла Украины Петра Врублевского (уже бывшего).

В целом маму сложно назвать человеком «вне политики». Да, она на пенсии, но работает в благотворительном фонде при газете «Уральская Неделя». Независимое издание, мое первое место работы, руководство и все сотрудники с очень четкой антивоенной позицией еще с 2014 года. Мне кажется, это то, что могло повлиять, но я не утверждаю.

Никто в семье не расстроен из-за этого запрета. Расстроены тем, что мама испытала стресс, была одна с российскими пограничниками, скорее всего, фсбшниками. Она переживает, что вся эта история может иметь какие-то негативные последствия для ее близких.

Пограничники еще говорили, что это может быть ошибкой и посоветовали маме обратиться в российское консульство за разъяснением, но мы почти уверены, что внятного ответа не будет. Возможно, уже просто из интереса, попробуем выяснить из-за чего наложили запрет.»

«А вывод из этой истории один, - подытожил Вячеслав Половинко,- очевидно, что существуют некоторые списки личностей, кому вход в Россию запрещен, но списки эти не публикуются, поэтому человек даже может быть не в курсе, что туда попал, пока не попытается пересечь границу. И кто знает, сколько ещё наших соотечественников приравнены к недругам нынешней России. В общем, без крайней необходимости туда больше лучше не ездить.»