Буфффонада АФМ в «Новом Казахстане»

Судья Сарыаркинского районного суда № 2 Астаны Ибрагим Алькенов вынес приговор экс-министру здравоохранения Елжану Биртанову и его бывшему заместителю Олжасу Абишеву.



Они признаны виновными в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного статьей 361, частью 4, пунктом 3 УК. Биртанову назначили наказание в виде ограничения свободы на пять лет, Абишеву - в виде ограничения свободы сроком на 4 года. Кроме того, Биртанова признали невиновным в уголовном правонарушении, предусмотренном статьей 361, частью 3 УК, по эпизоду использования воздушного судна санитарной авиации и оправдали за отсутствием в его действиях состава уголовного правонарушения.

«Новая»-Казахстан» неоднократно обращалась к этой теме («БУФФОНАДА АФМ» от 01. 09.2021 г., «БУФФОНАДА АФМ ПРОДОЛЖИЛАСЬ В СУДЕ» от 22.09.2021 г. и «БУФФОНАДА АФМ: НИ ШАГУ НАЗАД» от 02. 11. 2021, БУФФОНАДА АФМ: «А ВСЕ-ТАКИ ОНА РАБОТАЕТ!» от 22.12.2021).

30 октября 2022 года исполнилось два года, как экс-министр здравоохранения Казахстана Елжан Биртанов был задержан и сразу помещен в следственный изолятор, где уже находился его заместитель Олжас Абишев. Затем следственный суд отправил экс-министра под домашний арест, который неоднократно продлевался. Все ходатайства подозреваемого и его защиты о незаконности возбуждения уголовного дела и этой меры пресечения следственный суд оставил без удовлетворения.


Агентство по финансовому мониторингу (АФМ), которое тогда было комитетом в составе Минфина, заподозрило Елжана Биртанова вместе с известной компанией «ERIСSSON NIKOLA TESLA» (ENТ) в растрате средств в крупном размере при внедрении цифровой платформы (Платформа) здравоохранения из-за того, что она будто бы не работает и Минздрав заплатил ENТ за якобы невыполненные работы.

И вот, две недели назад государственный обвинитель Бауржан Шекенов заявил, что Биртанов и Абишев причинили ущерб государству в размере 1 миллиард 548 миллионов 136 тысяч тенге, или 4 миллиона 177 тысяч долларов.

«Парадокс заключается в том, что Платформа, за которую так переживают прокуроры, работает, - уверяет на своей странице в Фейсбуке журналист Денис Кривошеев. - И это доказал Олжас Абишев во время прений в суде в Астане. Он рассказал, что было сделано им лично и сотрудниками Минздрава в части цифровизации до и в период пандемии коронавируса». Речь, по словам Кривошеева, идет о разработке Карты инфицированных, электронной очереди для сдачи ПЦР-теста на Covid-19 и других проектах, направленных на снижение риска заражения людей.

«Но модуль вакцинации против КВИ ― это компонент платформы, электронный паспорт здоровья ― это компонент платформы, карточка ― тоже. Сервис для отправки документа прохождения предварительного обязательного медосмотра, сервис передачи данных о физическом лице. Этот сервис предназначен для поиска по ИИН и отображения требуемого документа и все выходит на Платформу. Так Платформа же якобы не работает. А как тогда может проходить интеграция систем, если она не работает? Прокурор еще просит пять лет, не знаю, на каком основании. Фантазии», ― заявил Абишев.

Официальный ответ о состоянии Платформы eHealth на конец декабря 2020 года, предоставленный г-жой Горданой Ковачевич, президентом компании «Ericson Nicola Tesla», в АФМ через суд города Загреба тоже камня на камне не оставил от версии следственного органа о якобы недоделанной хорватами Платформе.

Это заявление г-жи Ковачевич, как и всё, не вписывающееся в версию следствия, полностью проигнорировано АФМ, и никак не повлияло ни на ход расследования, ни на его выводы.

С самого начала и до завершения следствия АФМ грубо игнорировал требования уголовно-процессуального законодательства о полноте и объективности следствия. Ходатайства подозреваемых и их защитников о проведении комплексной компьютерно-технической экспертизы Платформы, подлежащие согласно УПК обязательному удовлетворению, остались без внимания.

Адвокаты экс-министра вынуждены были обратиться к помощнику главы государства, секретарю Совета безопасности РК Асету Исекешеву и сообщить ему не только о вопиющих фактах беззакония, но и о подтасовке следователем Ашеновым заключения Департамента внутреннего государственного аудита (ДВГА), что Платформа не работает. Это было сделано только ради того, чтобы придать вид законности искусственно возбужденному уголовному делу, якобы Минздрав (читайте – Биртанов и Абишев) необоснованно переплатил хорватской компании 127 млн. бюджетных тенге.

Они также известили генерального прокурора РК о правовом беспределе руководителя следственно-оперативной группы АФМ Т. Хасанова и обратили внимание на то, что орган уголовного преследования откровенно саботирует Конституцию страны, оказывая беспрецедентное давление на свидетелей и независимых экспертов. Один из которых — Р. Кушеков, сначала дал заключение о том, что все сервисы Платформы функционируют нормально, а вскоре, после соответствующего «собеседования» со следователем, отозвал свое экспертное заключение.

Тот факт, что в итоге следствие было вынуждено отказаться от обвинений Биртанова и Абишева в хищении и растрате, но переквалифицировало это дело на злоупотребление служебными полномочиями, в частности. обвинив Биртанова в том, что он воспользовался судном санитарной авиации, чтобы вернуться из Тараза в столицу, свидетельствует о том, что оно одержимо неудержимым желанием уличить его в совершении хоть каких-то преступлений. Напомним, министр здравоохранения летал в командировку в Жамбылскую область в составе рабочей группы правительства с премьер-министром Маминым в пик обострения пандемии КОВИД-19. Подхватил там коронавирус и вернулся назад на работу отдельно, чтобы не заразить коллег. Разрешение на использование им воздушного судна было санкционировано Премьер-министром Аскаром Маминым.

Отсутствие доказательств никого, судя по всему, не интересует. Хотя, отвечая казахстанскому органу досудебного расследования на многочисленные запросы, хорватская сторона в своих официальных ответах указала: документы подписывал не Биртанов, а тогдашние вице-министры - Алексей Цой и Олжас Абишев.

Сама собой напрашивается крамольная мысль: «Неужели, начиная с середины 2020 года, после ухода Елжана Биртанова с должности министра, АФМ активно помогало Минздраву РК фактически саботировать интеграцию казахстанских ИС с Платформой, затягивая ее запуск?».

Ясно же, что якобы нерабочая Платформа – это единственный «козырь» органа уголовного преследования, которому выгодно, чтобы она не была запущена до вынесения Биртанову приговора.

«Можно по-разному относиться еще к одному бывшему министру здравоохранения ― Алексею Цою, но его показания от 19 августа, тоже опровергают заявления следствия», - напоминает Денис Кривошеев.

По словам Цоя, у Платформы были некоторые недоработки, «тем не менее, большой процент работы был выполнен, она практически была завершена, и недоработанная часть проекта ― минимальна, а его реализация принесла больше плюсов, чем минусов».

«Да, я неоднократно докладывал Биртанову, он был в курсе всех событий. Говорил: «Работайте, ускоряйтесь», полагаясь на мнение экспертов. На вопросы о неосвоенных средствах мы отвечали в парламенте, объясняли, что лучше сохранить деньги, чем оплачивать незавершенную работу», – сообщил Алексей Цой на суде.

Елжан Биртанов задал вопрос: давал ли он ему поручения принять и подписать акты выполненных работ компании Ericsson на весь объем выполненных работ и обязательств по разработке, поставке Платформы в 2017 году, на который Цой ответил: «Нет, не давали».

В суде Елжан Биртанов выступил с заключительным словом: «Уважаемый суд, я надеюсь, что в совещательной комнате вы объективно оцените все доводы, которые представила наша сторона, объективно оцените те незаконные доводы, которые представила сторона государственного обвинения, и признаете меня невиновным в инкриминируемом мне преступлении и также признаете невиновным Олжаса Абишева. Мы не преступники, мы не нарушали закон».

Бывший вице-министр Олжас Абишев в своем заключительном слове также не признал свою вину. По его словам, в рассматриваемом судом случае нет криминального следа и нет преступления, а обвинение надуманное, противоречивое и безосновательное.

«Парадокс в том, что Агентство по финмониторингу подчиняется непосредственно президенту Токаеву. И он не может не видеть этого абсурда. Значит, те, кто продвигает этот абсурд, сильнее президента? - задается вопросом на своей странице в Фейсбуке журналист Вадим Борейко.

Высокопоставленные инсайдеры из медицинской сферы, с которыми нам довелось пообщаться, отчасти ответили на его вопрос, полагая, что истинная подоплека дела Биртанова в том, что еще в три года назад он внедрил цифровой учет получателей бесплатных лекарств - а это 3 млн рецептов в год: «У нас сформировались остатки, которые позволили нам иметь запасы лекарств на 14 млрд тенге. Совокупная экономия составила порядка 50 млрд тенге в год. Это деньги, которые ранее неэффективно расходовались. В этом году (в 2019-ом.- ред.) мы продолжили работу, проведены проверки по остаткам лекарств. На этот год в закупках мы сэкономили порядка 20 млрд тенге. То есть, оцифровывая каждого пациента, мы видим весь процесс назначения лекарств» - с гордостью тогда отчитался Биртанов. htps://profit.kz/.../Birtanov-rasskazal-o..).

Иными словами, он «перекрыл кислород» могущественной фармацевтической мафии на сотни миллионов долларов, которые она получала от реализации неучтенных бесплатных лекарств, в частности, в сопредельных странах. И мафия решила отправить неудобного министра за решетку по откровенно сфабрикованному уголовному делу.

То, что подобная версия очень близка к истине косвенно подтверждает свежий приказ Министерства здравоохранения РК о «приостановке прослеживаемости лекарственных средств» до 1 июля 2024 года. Указывается, что это предложение было инициировано неким бизнес-сообществом.

Странно, что эффективный министр, который структурировал работу ведомства, навел порядок там, где годами царил удобный хаос, позволяющий безнаказанно пилить минздравовские бюджеты, оказался не нужен «Новому Казахстану».