БУФФОНАДА АФМ: «А ВСЕ-ТАКИ ОНА РАБОТАЕТ!»

По информации Минздрава РК, на сегодняшний день уровень внедрения медицинских информационных систем в здравоохранение составляет 100%. Об этом и других успехах Казахстана в сфере цифровизации здравоохранения доложил вице-министр здравоохранения Марат Шоранов на недавней Европейской конференции ВОЗ. Тогда за что сидит Елжан Биртанов?




По информации Минздрава РК, на сегодняшний день уровень внедрения медицинских информационных систем в здравоохранение составляет 100%. Экс-министр здравоохранения Казахстана Елжан Биртанов больше года назад был задержан и помещен в следственный изолятор, где уже находился его заместитель Олжас Абишев. «Новая»-Казахстан» неоднократно обращалась к этой теме («БУФФОНАДА АФМ» от 01. 09.2021 г., «БУФФОНАДА АФМ ПРОДОЛЖИЛАСЬ В СУДЕ» от 22.09.2021 г. и «БУФФОНАДА АФМ: НИ ШАГУ НАЗАД» от 02. 11. 2021 г.).

Напомним, Агентство по финансовому мониторингу (АФМ), которое тогда было комитетом в составе Минфина, заподозрило Елжана Биртанова вместе с известной компанией «ERIСSSON NIKOLA TESLA» (ENТ) в растрате средств в крупном размере при внедрении цифровой платформы (Платформа) здравоохранения из-за того, что Платформа будто бы не работает и Минздрав заплатил ENТ за якобы невыполненные работы.

Биртанов обвинения отрицает и утверждает, что функционал Платформы был в полном порядке, ENТ выполнило свои контрактные обязательства, но следствие заблокировало работы над Платформой.

После нескольких публикаций на эту тему, редакция «Новой» - Казахстан» обратилась с вопросами в Минздрав РК:

1.Выявило ли Министерство здравоохранения РК, приняв на баланс Платформу, какие-либо технические недоработки поставщика Платформы – компании «Ericson Nicola Tesla»?

2. Если, действительно, Платформа была принята в нерабочем состоянии, то кто подписывал документы о приемке?

3. Следствие обвиняет компанию «Ericson Nicola Tesla» в невыполнении своих обязательств. Будет ли Минздрав РК подавать в суд на ENT? Если нет, какими другими способами Минздрав и Правительство РК обеспечат возмещение ущерба казахстанской стороне?

4. Почему Минздрав РК не предает огласке казахстанской общественности содержание Отчета ENT о состоянии Платформы по итогам визита представителей компании «Ericson Nicola Tesla» в Казахстан в июле 2021 года? Просим предоставить этот Отчет редакции «Новой газеты»-Казахстан».

5. 05 ноября истек гарантийный срок обслуживания Платформы. Какие меры будет принимать Минздрав РК в этой ситуации? Кем и когда Платформа будет запущена в работу?

6. Почему ИС не готовы к интеграции? Кто за это отвечает? Какие ведомства?

Все сроки ответа, согласно казахстанскому законодательству, давно истекли. Таким образом, Минздрав РК нарушил два Закона: «О СМИ РК» и «О доступе к информации».

На всех судебных процессах о мере пресечения в отношении Биртанова руководитель АФМ Т. Хасанов упорно утверждает: Биртанов принял неработающую Платформу, чем нанес непоправимый ущерб государству. И, чтобы вывести экс–министра «на чистую воду», АФМ в ходе досудебного расследования обратилось с запросом в соответствующие органы Республики Хорватия о текущем состоянии Платформы.

Официальный ответ о состоянии Платформы eHealth на конец декабря 2020 года, предоставленный г-жой Горданой Ковачевич, президентом компании «Ericson Nicola Tesla», в АФМ через суд города Загреба камня на камне не оставил от версии следственного органа о якобы недоделанной хорватами Платформе.

Это заявление г-жи Ковачевич, как и всё, не вписывающееся в версию следствия, полностью проигнорировано АФМ, и никак не повлияло ни на ход расследования, ни на его выводы.

Однако в ноябре на последнем заседании следственного суда по ходатайству защиты Биртанова оно было озвучено в присутствии представителей многочисленных СМИ.

Цитирую с незначительными сокращениями: «После принятия платформы договаривающиеся стороны подписали «Заявку на изменения» №16.

В данном документе излагаются необходимые обязательства по выполнению оставшейся интеграции информационных систем клиентов с платформой и устанавливаются сроки для выполнения этих обязательств.

К сожалению, клиент (Минздрав РК – ред.) не предоставил необходимые условия для реализации всех оставшихся интеграций в оговоренные сроки. Описанное поведение, то есть несвоевременное выполнение и ненадлежащее исполнение обязательств клиентом, повлекло за собой прямой материальный ущерб в виде увеличения затрат «Ericson Nicola Tesla», который до сих пор не компенсирован».

Далее г-жа Ковачевич заявляет, что в связи с проведением расследования в РК поставщику «Ericson Nicola Tesla» был запрещен доступ к Платформе и произошло фактическое прекращение активной работы по ее внедрению.

В связи с этим хорватская компания не исключает вероятности того, что «за это время клиент самостоятельно или через третью сторону выполнил (допустил) некоторые вмешательства в Платформу или связанную с ней инфраструктуру, поэтому следует ожидать, что анализ тестирования Платформы во время расследования ухудшил или изменил настройки платформы».

Вряд ли могут быть сомнения в правдивости показаний г-жи Ковачевич в суде государства – члена Европейского союза, где свято чтут верховенство права и независимость судебной власти.

Тем более, что о том же заявил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 7 октября 2020 года: «В настоящее время в рамках расследования уголовного дела и досудебного разбирательства Комитетом по финансовому мониторингу Министерства финансов приостановлены все действия, направленные на внесение каких-либо изменений в Интеграционную платформу здравоохранения».

Кто же мог изменить или ухудшить состояние Платформы, заблокированной для поставщика на всё время расследования?

Кому было выгодно, что фактически принятая на официальном уровне Платформа вдруг оказалась неработоспособной, как утверждают следователи АФМ?

И кто смог позволить себе проигнорировать мнение президента страны?

В этом же документе хорватская сторона предупреждает РК о репутационном и материальном ущербе компании и о том, что 05 ноября 2021 года истекут гарантийные сроки обслуживания Платформы поставщиком.

Как уже сообщалось в СМИ, представители хорватской компании совместно с казахстанской стороной в июле нынешнего года провели аудит технического состояния Платформы и представили отчет. Его содержание для подозреваемых по уголовному делу Биртанова и Абишева и их защитников осталось тайной за семью печатями.

Минздрав отказывается представить им этот документ, даже несмотря на судебное решение о незаконности такого отказа.

Видимо, есть что скрывать и Минздраву, и АФМ, и Генпрокуратуре: они дружно и отчаянно отказывают экс-министру и его защите предоставить какие-либо сведения по состоянию Платформы.

Недавно стало известно, что в октябре в казахстанской столице состоялся очередной раунд переговоров клиента, Минздрава и поставщика Платформы «Ericson Nicola Tesla», с участием Министерства цифрового развития.

Тема обсуждения та же – «Техническое состояние Платформы для информатизации и обеспечения интероперабельности информации систем здравоохранения».

Итогом стал весьма любопытный акт, подписанный представителями Минздрава РК, РЦЭЗ и «Ericson Nicola Tesla» (данные из инсайдерского источника - ред.), из которого следует: сторонами на промышленной основе исследовано взаимодействие Платформы в части авторизации с шестью ИС Минздрава РК.

Установлено: интерфейсы со стороны Платформы, необходимые для интеграции со всеми информационными системами (ИС) Минздрава, разработаны поставщиком и готовы.  На промышленной среде продемонстрирована интеграция Платформы с шестью ИС Минздрава РК.

Интеграция с внешними системами - лабораторные ИС (ЛИС) и медицинские ИС (МИС) отсутствует, так как поставщики ЛИС и МИС не адаптировали свои системы для интеграции с Платформой.

Автоматизация трех государственных услуг, а именно: прикрепление к организации, оказывающей первую медико-санитарную помощь (ПМСП); вызов врача на дом и запись на прием к врачу - отсутствует, так как казахстанской стороной не выполнены интеграционные работы со стороны Электронного правительства (eGov), хотя ENT подготовила интерфейсы со стороны Платформы. Соответствующих сервисов нет в eGov, посему и проверить то, чего нет, невозможно.

На Платформе разработаны все 26 шаблонов клинических документов, но их функциональность не может быть продемонстрирована, так как у ENT нет официального письменного разрешения Минздрава РК на использование реальных данных.

Аналогично, все 25 шаблонов статистических отчетов разработаны и продемонстрированы, но они пусты, так как Платформа не используется и нет реальных данных.

Разработчики успешно продемонстрировали и ряд других важных функциональных возможностей Платформы, таких, как поиск пациента, выписной эпикриз, отправка и получение лекарственных средств.

Но это, судя по всему, уже никого не интересует.

Нарушив контрактные обязательства, Минздрав РК, Министерство цифрового развития и Республиканский центр электронного здравоохранения при Минздраве (РЦЭЗ – казахстанский оператор Платформы) не сумели или не пожелали довести до ума интеграционные работы над своими же ИС, объединить все разрозненные системы в единую и подготовить недостающие ИС.

Почему же до истечения гарантийного срока контракта, казахстанская сторона не стала исполнять свои обязательства по подготовке всех ИС к интеграции с уже давно готовой к интеграции Платформой?

Кто должен нести ответственность за срыв ввода Платформы в промышленную эксплуатацию, начавшийся в июне 2020 года? Желающих «спрыгнуть» с нее явно немало. Судя по тому, как разворачиваются события, «серые кардиналы» останутся за бортом ответственности.

Орган уголовного преследования решил, что главный виновник в том, что Платформа якобы не работает – экс-министр здравоохранения Биртанов.

Отсутствие доказательств никого, судя по всему, тоже не интересует.

Хотя, отвечая казахстанскому органу досудебного расследования на многочисленные запросы, хорватская сторона в своих официальных ответах указала: документы подписывали тогдашние вице-министры РК - Алексей Цой и Олжас Абишев, в отношении которого ныне ведется уголовное преследование.

Сама собой напрашивается крамольная мысль: «Неужели, начиная с середины 2020 года, после ухода Елжана Биртанова с должности министра, АФМ активно помогало Минздраву РК фактически саботировать интеграцию казахстанских ИС с Платформой, затягивая ее запуск?»

Ясно же, что якобы нерабочая Платформа – это единственный «козырь» органа уголовного преследования, которому выгодно, чтобы она не была запущена до вынесения Биртанову приговора или хотя бы до передачи его дела в суд.

В противном случае «звездопад» будет несколько иной, чем ожидается следователями и прокурорами.

В вышеупомянутом официальном заявлении «Ericson Nicola Tesla» ее президент г-жа Ковачевич четко и недвусмысленно предупредила казахстанскую сторону также об экономическом ущербе, наносимом Республике Хорватия действиями казахстанского следственного органа. АФМ, обвиняя хорватского партнера в получении денег за невыполненные работы, фактически бросает ему в лицо перчатку.

Этот позор и другие темные пятна на репутационном лице страны, нанесенные следственным органом, видимо придется смывать в международном суде правительству Казахстана в лице Минздрава, проявившего себя несостоятельным деловым партнером.