Крест «старой гвардии»

Почему Нуртай Абыкаев стал сенатором?

Почему-то уход Нуртая Абыкаева с поста главы КНБ в рядовые сенаторы не стал темой для бурного (как это полагается в таких неординарных случаях) обсуждения в экспертных кругах и СМИ. Причина, на мой взгляд, банальна: мало кто осмеливается публично обсуждать человека, которого именуют «серым кардиналом» казахстанской политики.

 Но важно понять, что данное кадровое решение елбасы имеет как свои причины, так и последствия, которые, несомненно, окажут свое влияние на нынешнюю и грядущую политику государства.
Лично я не считаю переход Абыкаева из руководства КНБ ослаблением его позиции в правящих кругах. Безо всякого официального статуса у него есть свой, неофициальный статус. На протяжении многих лет, начиная еще до обретения Казахстаном независимости, он – один из ближайших соратников действующего президента. Не думаю, что Назарбаев изменил свое отношение к самому, пожалуй, доверенному человеку в своем окружении. По этой причине такую рокировку можно посчитать тактическим шагом накануне операции «Преемник».
Хотя времена меняются, и «старая гвардия», уверен, должна понимать две очевидные вещи.

Во-первых, она и ее влияние – не вечны, и надо считаться не только с теми, кто наступает ей на пятки (это субъективно), но и с возросшими требованиями современного общества (это объективно).
Во власти и вокруг нее появились новые лица, причем не менее влиятельные и могущественные. Конечно, многие из них кровно и финансово связаны с той же «старой гвардией», обязаны ей своим возвышением и статусом. Но время берет свое: где-то в глубине подсознания многие понимают не только бренность бытия, но и тот факт, что рано или поздно в стране, в ее правящих кругах произойдет смена поколений. У новой элиты другое воспитание и образование, она более расчетлива, более цинична и прагматична в достижении поставленных перед собой целей.
Во-вторых, в политическом и моральном плане «старая гвардия» несет историческую ответственность перед народом. Речь идет и об олигархоориентированной экономике, и о низком уровне жизни большинства казахстанцев, и о межклановых разборках и подавлении политических прав и свобод граждан.
Это крест «старой гвардии», во главе которой, несомненно, стоит Абыкаев.
На мой взгляд, президент таким шагом укрепляет будущую неформальную систему сдержек и противовесов в своем окружении. И в этой системе Абыкаев, с учетом его политического веса, степени доверия Назарбаева, опыта и глубокого, до самых мелочей, знания как реальной ситуации в стране, так и тонкостей взаимоотношений между кланами, занимает свое особое место.
И если у президента возникнет желание уже сейчас передать бразды правления кому-то из своих нынешних фаворитов, то Абыкаев, уверен, на любом посту сможет выполнить возложенную на него миссию. Не стоит забывать, что по Конституции глава Сената, куда Назарбаев отправил Абыкаева, – «второй человек» в государстве, и в случае форс-мажорных обстоятельств может заменить «первого»…