Казахский Бонд на фоне «Цесны»

«Заговор Оберона» – попытка переосмыслить бондиану по-солдатски с добавлением большой политики. Переосмысления не вышло: получился фильм, который хочется поскорее забыть

Аким Астаны и экс-министр обороны Адильбек Джаксыбеков снова взялся за перо и выступил сценаристом научно-политического боевика «Заговор Оберона». Корреспондент «Новой» сходил в кино и попытался найти в каше из трупов полицейских и псевдонаучной фантастики мысль, которую хотел донести до всех аким-сценарист.

Скажем честно, продюсерам фильма нельзя отказать в смелости, раз они рискнули выпустить фильм в одно время с «Голодными играми», «Интерстелларом» и «Келинкой Сабиной». Да что там «Интерстеллар»!
Сюжет «Заговора» таков: во время учений казахстанские военные находят некий радиоактивный редкоземельный элемент, существование которого вообще не доказано научно. Элемент называется обероном – это отсылка к спутнику Урана… Оберон – так называемый «нулевой элемент», и если он взорвётся, то сотрёт с земли если не весь Казахстан, то Алма-Ату точно (это подтверждает и один из главных антагонистов фильма). А дальше, как сказал бы самый модный кинокритик современности Евгений Баженов, «злёй казахский коррупционер» под личиной учёного хочет продать этот элемент «злёму иорданскому Ивану», который по-английски говорит именно как Иван. Для этого оберон похищается из суперсекретной лаборатории под видом радиоактивных отходов, а при этапировании из сверхсекретной тюрьмы выкрадывается сумасшедший учёный, миссия которого – обработать оберон сверлом и расфасовать элемент по пулям. Отмечу, что свихнувшийся учёный – лидер секты «Тонгай ерлик», которая в полном составе желает перейти из твёрдого состояния в пеплообразное и таким образом перейти в рай, но убивает он не себя, а кучу полицейских, которые встают у бандитов на пути.

Всему этому сценарному безумию противостоят главный герой – доблестный разведчик ГРУ (отсюда ехидное название рецензии казахстанского сценариста Тулегена Байтукенова – «Я есть ГРУ» — по аналогии с героем недавнего комикса «Стражи галактики» Грувом) Чингиз Арланов в исполнении редактора журнала «Эксперт-Казахстан» Ердоса Тулегенова, и журналистка газеты «Новое время» Малика Касенова, которая благодаря женской интуиции точно знает, что при нападении на конвой был похищен этот самый учёный. И о том, что учёный сбежал, знает только она, и главный герой из ГРУ узнаёт о произошедшем от нее. Что, впрочем, вносит лишь лёгкий чёрный мазок в светлый образ Джеймса Бонда всея Казахстана: служил в Афгане, находился со спецзаданием в Таиланде, умеет управлять истребителем. Его не берут ни ножи, ни пули, ни смерть, ни даже бесконечное вращение в кресле. И, конечно, Чингиз всех в итоге победит – убьёт главного злодея, аки Сталлоне Ван Дамма во вторых «Неудержимых», в рукопашной схватке один на один. И в конце будет звучать эхом фраза Чингиза о том, что настоящий герой – не он, а люди труда, которым нужно обеспечить мирное небо над головой. И всё это на фоне Байтерека и логотипа муки «Цесна».
Собственно, рецензий на этот фильм (а он в прокате с 20 ноября) не написал только ленивый. Профессиональные и не очень кинокритики поиздевались над «Заговором Оберона» от души, хотя, конечно, сложно сделать что-то хуже этому сюжету. Бывшему министру обороны, а ныне акиму Астаны Адильбеку Джаксыбекову, который стал автором сценария, вспомнили его первый фильм «Прыжок Афалины», где президентов Казахстана и России должен был убить дельфин, и, честно говоря, остановиться следовало уже тогда: солдаты у него докладывают генералам, а генералы докладывают в высоких кабинетах политикам.
А ещё Джаксыбекову в соцсетях досталось за использование административного ресурса: кто ещё, кроме министра обороны, мог согнать в фильм такое количество бронетехники и аэромобильных войск? Но аким Астаны может успокоиться – чай не в Сингапуре живём, расследования не будет. К тому же на фильм был госзаказ: он снимался при полном попуститель… то есть покровительстве Министерства культуры и спорта, так что деньги из казны на важнейшее из искусств шли исправно на вполне законных основаниях. Да и вообще: ну, подумаешь, пару раз постреляли из пушек – страна обеднеет, что ли?
Однако кроме всего этого в фильме есть две мысли.
Первая находит своё воплощение в упомянутой уже фразе главного героя в финальной сцене. Казахстану нужно мирное небо над головой, а кто его может сделать мирным? Только силовики и военные, которые готовы рисковать собственными жизнями ради сохранения стабильности. Иными словами, вокруг враги: внутренние – в виде продажных учёных (почему-то политиков в фильме нет вообще, а неназванный высокопоставленный сотрудник Минобороны, который вроде как и был главным злодеем, в итоге бесславно умирает от рук банды проституток-убийц) и внешние – в виде иорданского торговца оружием. А ещё есть сектанты: они, по Джаксыбекову, – абсолютное зло. И всё это внутри процветающей страны, стремящейся войти в 30-ку в 50-м или в 50-ку в 30-м – как получится. И вот чтобы всю эту погань изгнать, и нужны такие Чингизы, которые, не моргнув глазом, пойдут на риск ради национальной безопасности. Этакие Джеймсы Бонды, модифицированные в Минобороны в настолько универсальных солдат, что даже красивая девушка рядом – это не девушка Бонда, а объект, который надо «тегнуть» (когда-нибудь кинокритики будущего признают эту фразу величайшей в истории казахстанского кино).
Вторая мысль вытекает из первой и на первый взгляд максимально провокационная: в стране царит полный бардак. Из сверхсекретного института можно спокойно вывезти объект государственной важности. Учёный-ядерщик может легко угробить спецборт Министерства обороны, пронеся в самолёт бомбу, а потом выпрыгнуть с парашютом через запасной выход (и всё это на глазах высокопоставленных военных). Террористы могут взорвать телевышку в центре города. Опасного преступника могут похитить безо всякого противодействия со стороны охранников – их просто перестреляли как котят.
Власти в фильме нет вообще, есть только генералитет. Всё – или цепь случайностей, или дело одиночек-фанатиков. Именно они (случайности и одиночки) расшатывают систему, а так все довольны процветающей страной. Это основная идея «Заговора Оберона». А власть никогда ни в чём не виновата, но всегда придёт на помощь – у неё всегда всё под контролем. Ну, а то, что не смогли взрыв телевышки предотвратить, – так и Алма-Ата уже не столица. В столице же гордо высится Байтерек на фоне рекламы муки «Цесна», выпускаемой корпорацией нынешнего столичного акима – это же сейчас главный оплот стабильности.
На самом деле во всем этом нет ничего плохого – снимают же фильмы, пропагандирующие сильное государство и любовь к нему, почему бы не снять фильм о роли силового и военного блоков страны? Но вот беда, в «Заговоре Оберона» герои – манекены со стандартным набором фраз, и слушать их устаёшь уже на второй минуте. А в итоге из всего запоминаются слова безумного учёного о том, что главный ад – это забвение, которое ждёт этот фильм, вместе с фамилией сценариста, которая и в финальных титрах идёт первой.

Подпись к фото: Кадр из фильма «Заговор Оберона». Фото с сайта Tengrinews.kz