Безусловный рефлекс

Потрясения прошедшей и нынешней недели: реальные и мнимые

На прошлой неделе история с задержанием напавшего на Алмалинское РУВД Руслана Куликбаева приобрела дополнительные специфические черты. «Новая газета» – Казахстан» уже сообщала, что в квартире, где Куликбаев жил в Алма-Ате, прошел обыск, и для этого были оцеплены сразу несколько улиц, а из близлежащих домов эвакуировали жильцов («Новая газета» – Казахстан», «Стрелок и перевод стрелок», №29 от 21.07.2016 г.). Правда, после обыска выяснилось, что в квартире выбиты все стекла и пробиты стены, но это можно списать на желание силовых структур как можно глубже докопаться до истинных мотивов поведения алма-атинского стрелка. Куда больше вопросов возникло к общей атмосфере: эвакуация, оцепление, вот это все – оно-то зачем? Объяснение, что в квартире могли «находиться предметы, представляющие угрозу для граждан», прозвучавшее на брифинге МВД, само по себе было не очень убедительно. Все это больше походило на показушное размахивание кулаками после драки. Вот, мол, как спецслужбы серьезно относятся к опасности террористической угрозы… Которой в данном случае, по сути, не было.
Справедливости ради, вся ситуация с нападением на полицейских – глубоко трагичная, но силовики сами сделали все, чтобы превратить ее в фарс. Их нельзя в этом винить: силовые ведомства в любом государстве лишь повторяют общую линию поведения политиков, а она у них сейчас такая, что на любой вызов последние отвечают максимально неадекватно.

К примеру, на этой неделе в Казахстане в очередной раз рухнул тенге. По сравнению с предыдущими сценариями последних двух лет «просадка» на 7 тенге – мягкое приземление, но неудовольствие и легкую панику у населения это, разумеется, вызвало. Тут бы начать уже какие-то экономические реформы, поскольку скоро цифры в обменниках догонят сначала прошлогодний исторический максимум, а потом могут замахнуться и на новый рекорд. Вместо этого казахстанцам снова предложили «осетрину» даже не второй, а двадцать второй свежести в виде заезженных баек про падающую нефть и связь с рублем, хотя перед этим мы полгода наблюдали, как курс тенге, курс рубля и курс нефти двигались порой в хаотичном порядке. В итоге доверие к экономическому блоку страны упало еще сильнее, а вся ситуация породила язвительные намеки на то, что обрушение тенге случилось сразу после наказа Нурсултана Назарбаева акиму Байбеку улучшить благосостояние алмаатинцев. «Как только он заботится о нашем благосостоянии, тут же растет курс доллара. Завоевалсын уже, Нуреке. Не думай о нас», – в сердцах выразил точку зрения некоторых поэт и режиссер Ербол Жумагул.
А еще на этой неделе общественный совет Алма-Аты – структура, о которой известно лишь то, что она вроде как есть, – заявил: городу грозит страшнейшее землетрясение. Возможно, даже самое разрушительное в истории. Идет «надвиг Индийской плиты на Евразийскую», считают члены общественного совета. Общественники уверены: «спасти всех может только создание сейсмотренировочного центра в Алма-Ате. В этом центре следовало бы сделать специальную сейсмоплатформу и разместить на ней реальное помещение, в которое можно заводить группу людей и имитировать землетрясение от 6 до 9 баллов. Такие установки действуют в Японии, Китае и других странах». Цена вопроса скромно не указана, но с нее как раз таки и надо начинать вести разговор. И вообще, как создание пусть даже двух подобных центров спасет от разрушения двухмиллионный город? Странно, что не придумали еще организовать курсы синхронных прыжков во время толчков.
Все эти проблемы в Казахстане и в Алма-Ате в частности, конечно, существуют: и угроза терроризма, и беда с экономикой, и риск землетрясений. Только власти своими непродуманными действиями довели ситуацию до такого предела, когда люди не верят ни их крикам, ни тем более их молчанию. Это как в притче про мальчика-пастуха, постоянно кричавшего, что волки идут…
Объяснить это просто: власть сама себя приучила к одному безусловному рефлексу – в случае когда страшно – молчи либо неси ересь. Другое дело, что все мы подошли к опаснейшей черте: если и дальше честность в списке приоритетов при диалоге с обществом будет находиться где-то на уровне стыдливости одного областного акима, за которым носят зонтик, страна окончательно рискует превратиться в место, где каждый сам за себя. И тогда завтра, если придет кто-то посерьезнее стрелка-марафонца и даже опаснее стихийного бедствия, никакие движения руками и крики «Раз, два, прыгнули!» уже не помогут.