Чемпионат по системе «свой – чужой»

Скандалы, интриги, расследования – в первом этапе чемпионата Казахстана по футболу 2016 года было все, кроме самой игры

В минувшие выходные в Казахстане закончился первый этап казахстанского футбольного чемпионата. Как и предсказывала «Новая» – Казахстан» еще в прошлом году, в условиях скукожившегося финансирования и не очень понятной стратегии общения футбольных клубов c функционерами из руководящего состава Федерации футбола Казахстана чемпионат к своему экватору уже получил от ряда экспертов эпитет «самый скандальный» (хотя, справедливости ради, это определение дается казахстанскому футболу едва ли не каждый год). Возможно, это и преувеличение, однако трудно спорить с тем, что в чемпионате многое решают закулисные игры, а не собственно игра. «Новая газета» – Казахстан» собрала пять наиболее тревожных тенденций чемпионата, которые грозят перерасти в хронические заболевания всего казахстанского футбола.


Тенденция первая. 

Актюбинский прецедент

Об этом уже сказано и пересказано неоднократно всеми спортивными изданиями страны. Пришедший в конце прошлого года к руководству футбольным клубом «Актобе» по рекомендации главы ФФК Ерлана Кожагапанова россиянин Дмитрий Васильев к концу первого полугодия успел поругаться со всеми, кроме акима области Бердыбека Сапарбаева и своих верных членов (имеются в виду члены ФК «Актобе», купившие клубные карты).
На минувшей неделе Сапарбаев прямым текстом сказал, что Васильева увольнять не планирует (даже несмотря на недовольство со стороны болельщиков): мол, ему была поставлена задача войти в шестерку – он ее выполняет. Как и предсказывала «Новая» – Казахстан» несколько номеров назад («Дрова в очаг нестабильности», № 26, от 30.06.2016 г.), Сапарбаев подтвердил, что Васильев – плоть от плоти общей административной системы, выстроенной в стране. И если снимать его и будут, то явно не под давлением общественного мнения, а по-тихому и добродушно. Ну, или с парой уголовных дел в придачу, если по-хорошему не получится. Тем более что Васильев – даром что юрист – умудрился вступить в судебные тяжбы с бывшими игроками (от имени клуба), которые стали требовать зарплату за прошлые годы, и проиграть как минимум одну из них. Существует информация, что из-за долга в 11 с лишним миллионов тенге перед экс-игроком «Актобе» Асхатом Тагыбергеном Дмитрию Васильеву даже ограничен выезд за пределы Казахстана, но официально ни клуб, ни Васильев это не подтвердили, а количество злорадных новостей вокруг «Актобе» настолько велико, что процент фейков становится неприлично высоким.
В этом-то и проблема. Формально Дмитрий Васильев выполняет свою работу в меру сил и способностей: «Актобе» вошел в шестерку лучших команд в последнем туре, скатав одну из самых унылых в истории игр в чемпионате с шымкентским «Ордабасы» (0:0). Но именно репутация главного скандалиста и раздражителя, даже если она и задумывалась как часть некоей стратегии, в итоге настроила против клуба многих нейтральных болельщиков. Попытка найти негодяев среди журналистов и болельщиков все эти полгода выглядела жалко, а стратегия осажденной крепости и поиска врагов видится, скорее, как попытка пересадить на казахстанские реалии методы, распространенные в соседней, не чужой нам стране.


Тенденция вторая.
Шымкентская коллизия побеждает логику

Справедливости ради, не одним Васильевым и его твитами питалась охочая до скандалов спортивная пресса страны. Большое недовольство болельщиков вызвал шымкентский клуб «Ордабасы», забравшийся на пятую строчку турнирной таблицы по итогам первой части чемпионата. Главный тренер команды Бахтияр Байсеитов работает на пороховой бочке: крики «Бахтияр, кет!» звучат на любом домашнем матче команды, недавно болельщики кричали это и вслед клубному автобусу. Дошло до того, что вопросы об отставке главного тренера звучат от журналистов едва ли не на каждой из последних пресс-конференций. На это, улыбаясь сквозь свои фирменные усы, Байсеитов отвечает, что у него контракт на три года, так что все могут расслабиться. Актюбинская тактика работает и в Шымкенте: начинаются поиски врагов, кадровые перестановки…
Но история с «Ордабасы» при своей схожести с актюбинской имеет и другие подтексты. Шымкентская команда провела очень невнятную трансферную кампанию, отпустив практически всех своих лидеров, а взамен не получила почти ничего. И при этом команда умудряется находиться в пятерке, проигрывая дома 0:3 клубам из подвала турнирной таблицы. Тем не менее Шымкент живет разговорами о том, что по итогам чемпионата «Ордабасы» может стать третьим. Если это в итоге произойдет – можно будет говорить о победе над логикой и о том, что теперь не нужно развивать футбольный клуб по футбольным законам: поможет удача или тот, кто ее олицетворяет.


Тенденция третья.
А судьи кто?

Еще ни разу чемпионат Казахстана не обходился без претензий к арбитрам соревнований. Однако в этом году неоднозначные судейские решения, возможно, бьют определенные рекорды. Возмущаются причем все: и команды из верхней части турнирной таблицы, и аутсайдеры. Футбольный клуб «Атырау» после матча в Шымкенте (команда вела 1:0, но потом за не самое грубое нарушение был удален нападающий гостей Павел Шабалин, а «Ордабасы» в итоге забила в конце два мяча, один из которых с сомнительнейшего пенальти) потребовал отстранить судью Айдына Рахимбаева от соревнований пожизненно. А павлодарский «Иртыш» получил от рефери Марата Искакова сразу пять пенальти в свои ворота, причем три – в одном матче.
Далеко не все ситуации судейского беспредела таковые по сути. Часто речь идет лишь о грубых и совершенно детских судейских ошибках. Беда в том, что судьям на поле окончательно перестали верить и обычные болельщики, и футбольные клубы. Судейский же корпус давным-давно перестал разъяснять те или иные неоднозначные решения своих рефери и уж тем более наказывать их публично.


Тенденция четвертая.
Совершенно секретно

После того как Ерлан Кожагапанов переструктурировал деятельность футбольных организаций так, что они все стали ему лояльны, количество новостей из этих структур сократилось до математической погрешности. Тем не менее скандальных историй становится все больше – от тех же судейских ошибок до выбегающих на поле болельщиков, однако реакции на это нет никакой. Все засекречено.
Впору задуматься, а существует ли еще вообще профессиональная футбольная лига Казахстана, есть ли Контрольно-дисциплинарный комитет (а если есть, кто в него входит и какие решения они принимают), а также имеет ли еще хоть какую-то силу судейская инстанция?


Тенденция пятая.
Общий упадок сил

Все четыре упомянутые тенденции вкупе привели к тому, что, по сути, после первого этапа можно говорить о том, что в чемпионате сейчас осталось всего лишь четыре команды, которые еще каким-то образом стараются держать марку и играть в футбол: «Астана», «Кайрат», «Иртыш» и кокшетауский «Окжетпес» – собственно, они и заняли первые четыре строки турнирной таблицы. Общий же уровень казахстанского чемпионата ощутимо упал: об этом говорят не только еврокубковые провалы трех из четырех участвующих в них казахстанских команд, но и само качество игры, смотреть на которую без энергетических напитков порой было совсем уж невозможно.
К чему все это может привести? Варианта два – и оба плохие. Во-первых, из-за отсутствия реальной конкуренции футбольный чемпионат деградирует еще сильнее, и никакие голы-шедевры Аршавина его не спасут. Команды будут проваливаться в еврокубковых встречах все чаще, но на бумаге все будет гладко: всегда найдется какой-то рекорд и какой-нибудь рейтинг, который станет бальзамом на душу футбольных функционеров. Больше цифр, меньше дела!
Во-вторых, рано или поздно такая ситуация приведет к расколу – команды станут делиться не по принципу «сильный – слабый», а по принципу «свой – чужой». Правда, это будет другой чемпионат, но для него останется завести лишь блэк-джэк, потому что все остальное у него уже есть.