«Не всякая власть умеет смеяться над собой»

Руководитель Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков – о своем уголовном преследовании, Эдварде Сноудене и борьбе Казахстана с ИГИЛ

В конце июня общественный активист и руководитель Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков стал подозреваемым в уголовном деле о разжигании социальной и религиозной розни. Следствие подозревает, что Телибеков написал запрещенную книгу «Ветер свободы», фрагменты которой некие люди распространяют в интернете. Правда, нюанс в том, что эта книга никогда не была издана, и найти ее невозможно. Следствие это, однако, не смущает, и Телибекову грозит до 7 лет лишения свободы. Сам он, правда, не теряет присутствия духа и старается отшучиваться так же, как это делает Союз мусульман Казахстана по самым злободневным вопросам казахстанской действительности. В интервью «Новой» – Казахстан» Телибеков рассказал о том, как он относится к своему уголовному делу, что нужно делать для борьбы с «Исламским государством», а также о том, намерен ли Союз мусульман Казахстана снова пробовать идти во власть.

«Телибеков случайно попал в жернова»

– В середине мая против вас возбудили уголовное дело, а в конце июня вас перевели в статус подозреваемого. Что теперь?
– Я благодарен вам за этот вопрос. К сожалению, все чаще приходится сталкиваться с такой ситуацией, когда СМИ – единственная надежда в борьбе с произволом. Ситуация абсурдная. Меня обвиняют в причастности к написанию книги, которой не существует в природе, и хотят привлечь за это к уголовной ответственности. Поводом послужил тот факт, что неизвестные лица распространяют в интернете фрагменты, якобы взятые из этой книги. Я задаю вопрос: почему к ответственности не привлекаются лица, занимающиеся распространением пресловутых отрывков? Кто они? В ответ – глубокомысленное молчание. Более того, мне пришлось подписать обязательство о неразглашении хода следствия. Эти люди прекрасно понимают, что если общественности станут известны детали моего допроса, то весь мир загнется от смеха. Иногда у меня возникают сомнения: «Это происходит на самом деле?! Может быть, это сон?! Или я сошел с ума?! Или сошли с ума те, кто допрашивает меня?». Хочу также упомянуть важный нюанс. Эту злополучную книгу под названием «Ветер с улицы» я пытался издать 15 лет назад, причем на свои средства. Однако ей не суждено было выйти в свет. Весь тираж в 10 000 экземпляров был уничтожен типографией по распоряжению «сверху». Я подал в суд. Накануне судебного разбирательства меня пригласил на встречу тогдашний министр информации Алтынбек Сарсенбаев. Возмущенный произволом, я отказался встречаться с ним и передал его помощникам требование немедленно выпустить книгу. Ведь я с таким трудом собрал деньги для издания! В конце концов, состоялся суд, который признал вину типографии, и мне выплатили денежную компенсацию в 10 000 тенге. Причем к содержанию книги никаких претензий не было. Почему появились фрагменты книги спустя 15 лет? И кто те люди, написавшие заявление на меня? Почему их имена под строгим секретом? Народ должен знать своих героев.
– Почему это дело появилось именно сейчас? Вы верите, что суть его на самом деле в книге, которую вы пытались издать?
– Конечно же, дело не в книге. Причина в общественной деятельности, политических амбициях, попытке участвовать в президентских выборах [26 апреля 2015 года]. Коллеги предупреждали меня, что мое поведение на этих выборах было непозволительно дерзким и не останется без наказания. Судя по всему, этот прогноз сбывается.
– А ваша организация может чем-то мешать власти?
– Ума не приложу, чем мы могли мешать власти. Более того, мы постоянно пытаемся наладить конструктивное сотрудничество. Месяц назад мы предложили концепцию государственной политики в борьбе с религиозным экстремизмом. Направили ее президенту, премьер-министру, министру культуры, председателю КНБ. Нынешние усилия власти в борьбе с этим злом не приносят никакой пользы. Это пустая трата времени, используются устаревшие, неэффективные технологии. И что вы думаете? Никакой реакции. Формальные отписки: «Большое спасибо. Мы в ваших услугах не нуждаемся!».
Так почему же меня сегодня преследуют? Иногда у меня возникает крамольная мысль: чтобы оправдать выделяемые средства, полиция должна выполнить план по устранению антигосударственных происков. А лучше всего перевыполнить его! Возможно, Телибеков случайно попал в жернова этой машины.

«Сноуден – удивительно эрудированный парень»

– Вы занимаетесь, по сути своей, политическим троллингом. Чего вы намерены добиться предложениями о химической кастрации коррупционеров или о том, что предельный возраст кандидата в президенты не должен превышать 120 лет?
– Хороший вопрос. Странный вопрос. А почему я непременно должен чего-то добиваться? Чего добивался Гоголь, когда писал «Мертвые души»? Он хотел получить место в Государственной Думе? Чего добивался своими баснями Крылов? Благосклонности императрицы? А чего хотел добиться Абай, размахивая «Словами назидания»? Хотел стать главой Киргизской волости?
Ничего я не добиваюсь! Представьте себе! Просто пишу и наслаждаюсь написанным. Смеюсь от души, срывая покровы с чванливых и напыщенных персон. Вы даже представить не можете, как много смешного можно увидеть под парадными мундирами.
– У вас нет ощущения, что казахстанская власть и без вашего троллинга выглядит смешно?
– Любая власть временами выглядит смешной. Но не всякая власть умеет смеяться над собой.
– Вам принадлежит новость о том, что Эдвард Сноуден отказался от премии Союза журналистов Казахстана, хотя на самом деле он от нее не отказывался. Сноуден-то вам чем не угодил?
– По моим сведениям, Сноуден отказался от премии. Более того, как сообщили мне мои коллеги, он презрительно усмехнулся и сказал: «Да пошли они к черту со своей премией! Колхозники!». Больше всего меня удивило, откуда он знает про колхозников. Удивительно эрудированный парень! Возможно, он увлекался советской исто-рией… Бог его знает! При встрече непременно спрошу.
– Сейчас Казахстан с подачи президента занят поиском национального бренда. Предлагается вариант Дети Великой Степи. Что можете предложить вы?
– Я умоляю вас! Изо всех сил пытаюсь настроиться на серьезный лад, но вы опять о своем. По-моему, мы достаточно посмеялись, и пора бы поговорить о серьезном.

«Власть непроницаема»

– Если говорить о серьезной теме, вас как мусульманина беспокоит тот факт, что идеи террористической группировки ИГИЛ так стремительно распространяются в Казахстане через вербовщиков? Вы можете предложить какие-то методы борьбы с этим?
– Предлагали неоднократно и продолжаем предлагать. Но безуспешно. Как об стенку горох! Власть непроницаема. Она глуха и слепа. Сегодня необходимо предложить идеологическую альтернативу радикальному исламу и активно пропагандировать ее. Мы готовы взяться за решение этой задачи. Мы сможем решить эту проблему. Но, увы, никому это не надо
– Устраивает ли вас, как с ИГИЛ борется казахстанская власть (пытается запретить соцсети и не позволяет называть ИГИЛ государством)?
– Это все те же старые методы: резиновая дубинка, кнут, тюрьма, запреты, психушка. В советской стране это срабатывало, потому что был «железный занавес». В условиях глобального информационного пространства, когда мысли свободно перетекают из одной страны в другую, беспрепятственно кочуют по континентам, бороться такими способами – все равно, что носить воду в решете.
– Вас беспокоят периодические атаки на правозащитников в Казахстане? Вот Ермека Нарымбаева недавно приговорили к 15 суткам ареста за возложение цветов к памятнику.
– Конечно же, беспокоят. Будь я президентом страны, использовал бы энергию таких людей с пользой для страны, а не гнобил бы их в тюрьмах. Столько харизматичных, талантливых людей пропадает без пользы. Превратить врага в своего соратника – вот высший пилотаж государственной политики!

«Я могу объявить выговор Нурсултану Назарбаеву»

– Планирует ли Союз мусульман Казахстана легитимировать свое присутствие в политической жизни страны – например, путем перехода на партийные рельсы?
– На все воля Всевышнего Аллаха!
– А вы сами хотите попасть во власть?
– А разве я не во власти?! Странно… Мне всегда казалось, что я нахожусь в самом центре государственной власти. А иначе мне не уделяли бы столько внимания. Вот, например, я могу смело сказать президенту, что временами он ошибается. Сможет ли такое сказать премьер-министр Масимов? Только в самом страшном сне. Я могу спокойно объявить выговор Нурсултану Назарбаеву за плохую работу. Пусть попробует это сделать наш парламент. От него только мокрое место останется.
– Вас не обижает, что большое количество людей считают вас и вашу организацию этакими «городскими сумасшедшими»?
– Это неизбежно. Когда ты пытаешься выделиться из стаи рабов, выпрямиться в полный рост, сказать все, что думаешь, то неизбежно вызываешь гнев не только рабовладельцев, но и огромной армии лакеев, которые воспримут твой демарш не иначе, как оскорбление национальных, религиозных чувств и разжигание социальной розни.

под текст

«Телибеков эту премию себе хочет»
Как Союз мусульман Казахстана «лишил» премии Эдварда Сноудена

Накануне Дня работников связи и информации в Казахстане Союз журналистов республики наградил собственной премией бывшего сотрудника Агентства нацбезопасности США Эдварда Сноудена – за гражданское мужество, проявленное при разоблачении факта «прослушки» американскими спецслужбами собственных граждан и мировых политических лидеров. Информация о награждении Сноудена имела большой резонанс. Однако спустя несколько дней на популярных казахстанских сайтах появилось сообщение о том, что спецагент-разоблачитель решил отказаться от премии. Все информагентства, процитировавшие сообщения, сослались при этом на Союз мусульман Казахстана, который утверждал, что связался со Сноуденом, чтобы поздравить его с наградой.
«Я весьма благодарен за внимание к моей личности. Однако хочу сказать, что подобные награды следует присуждать тем, кто больше всего в них нуждается, – сказал Сноуден якобы в телефонном разговоре. – В Центральной Азии сегодня идут активные процессы, направленные на развитие демократии, и журналисты стоят на переднем фронте этой борьбы. Они рискуют жизнью, подвергаются жестоким репрессиям. Было бы весьма полезным, если бы Союз журналистов Казахстана обратил внимание на тех борцов за свободу, которые находятся рядом. Именно они остро нуждаются в поддержке общественных организаций».
Еще через некоторое время информация об отказе от премии с большинства сайтов исчезла. Руководитель Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков на вопрос, почему его организация распространила эту информацию, попытался отшутиться (см. текст интервью), так и не объяснив в итоге, какие цели преследовались созданием этого «фейка». Зато своя версия есть у председателя правления Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаева.
– Мурат Телибеков – такой человек, который на любом событии пытается сделать себе пиар и распространяет недостоверную информацию, – заявил Матаев в интервью «Новой газете» – Казахстан». – Я когда узнал о том, что появилось сообщение об отказе от премии, позвонил на ресурсы, выставившие новость, и они ее сняли. Телибеков на самом деле даже не знает, как Сноудена найти – у него нет никаких контактов с ним. Даже мы напрямую со Сноуденом не контактируем: чтобы отправить премию, мы связались с его адвокатом Анатолием Кучереной.
Телибеков эту премию, наверное, себе хочет. Возможно, он на меня обижен, я отказал ему в площадке для выступления. Но он просто пытается пиарить сам себя – в любой бочке как затычка выступает. Но при чем тут Сноуден? Мы на правлении Союза решили поддержать человека, который находится сейчас в такой ситуации из-за своей гражданской позиции. У нас уже был прецедент: в прошлом году мы наградили премией Джулиана Ассанжа. Мы не знали, как отправить ему премию, но связались с посольством Эквадора в Лондоне и выслали награду почтой DHL. И в случае со Сноуденом мы поступили так же. Мы пока не знаем, получил ли премию Сноуден на руки, но факт в том, что отказа не было ни в какой форме.