Парадигмы неофитов

«Точно так же как сионизм,
антисемитизм и фашизм,
исламофобия должна рассматриваться
 в качестве преступления
против человечества».

(Премьер-министр Турции Т. Р. Эрдоган)


Девальвация христианских догматов

Петр САРУХАНОВ — «Новая»…Новообращённые (неофиты) переворачивали привычный ход вещей, заставляли инерционную реку Истории течь вспять, они ломали устои и крушили собственных учителей их же оружием, чтобы занять их место. Гунн Одоакр, предводитель готов (из тех самых варварских германских племён), низложил своего патрона, последнего римского императора Ромула Августа. Выучившийся в Британии «туземный» адвокат год за годом мирным путём, без угроз и террора, добивался ухода британской короны с полуострова Индостан: и империя капитулировала перед собственным учеником – Махатмой Ганди.Потомок венгерских мигрантов Саркози правил одной из системообразующих держав старушки Европы, привнося в период своего правления классический стиль восточной коррупции и непотизма – в пику традиционным политическим евроценностям.

.

Внук знахаря из кенийского племени луо рулит сегодня величайшей звёздно-полосатой империей мира: той самой, что вчера ещё торговала африканцами, как скотом, и вешала чернокожих вдоль дорог для устрашения. Да и на Святой престол смело претендовали на последнем конклаве сразу два дерзких кардинала, тоже выходцы из Африки, – коим лавры Обамы, видимо, не дают покоя. Однако в этой резкой перемене ролей хозяев жизни и их подмастерий нам интересен не сам эффект неофита, а в первую очередь духовная подоплёка этих потрясений. А главное: просматривается ли в этом устойчивая закономерность и к чему она может привести (если уже не привела)? Как, когда и кто из вполне светского лидера становится религиозным кормчим своей уммы, своей паствы, своего народа? Кто из глав государств принимает Веру и почему? Что происходит с теми национальными топ-менеджерами от политики, которые преклоняются перед западными ценностями, в том числе – в ущерб традиционной Вере своего народа?.. О чём свидетельствуют вполне мирские, суетные интриги вокруг выборов Папы Римского? Не подрывают ли веру землян во Всевышнего, да простят меня за вербальное богохульство, коррупционные и педофильные скандалы, равно как и освящённые однополые браки? Не подрывает ли веру и сам факт отказа божьего избранника Бенедикта XVI нести свой крест в силу вполне земных обстоятельств? Или давешнее, в юности, служение фюреру в составе беснующихся гитлерюгенд (по-своему тоже – неофитов) и затем, уже в зрелости, служение Богу – слишком много для просто смертного? Как понять мирянам, что не божественное озарение конклава кардиналов, а заурядные финансовые интересы Мальтийского ордена, могущественных кланов Рокфеллера и Ротшильда вполне возможно стоят за избранием иезуита Франциска, апостола нищих? Если миром и в самом деле правят деньги, то не выходит ли так, что исступлённые молитвы, истязания себя постами, поиски духовных продуктов и утверждение в своей жизни библейских заповедей – это лишь сладостный обман? Или же Вера и в самом деле заменяет многим бе-зудержный голод перевозбуждённого потребительского сознания? Далеко не праздными выглядят вопросы, связанные с неофитами в мировой политике, в парадигмах государственной власти, её сменяемости на постсоветском пространстве и, что особенно актуально и перезрело, в центрально- и среднеазиатских республиках. Будет ли сохранена преемственность? Нужна ли она в том архаичном виде, с набором феодально-раритетных пазлов, вмонтированных в ультрасовременные демократические фасады власти? Кто может выступить неофитом и ожидаем ли мессия гражданским обществом в этих республиках? Такие вот непраздные вопросы в ключе терзаний «юношей, обдумывающих житьё», – на которые пока нет ответа. Но это лишь пока – нет ответа... И эти размышления – одна из таких, по-видимому, безуспешных попыток отыскать ответ, нащупать и проторить в темноте узкую тропинку к несермяжной истине.

 Один из столпов единобожия (первым считается Адам) пророк Ибрахим (христиане называют его Авраамом) упомянут в Коране 69 раз: священная книга мусульман тщательно отслеживает и описывает биографию неофита, ниспровергающего привычный порядок вещей. Отстаивая свои убеждения, ему пришлось взойти за них на костёр – и даже пламя уступило его непоколебимости. По одному из преданий, костёр обернулся прохладным райским садом на семь дней, и Ибрахим покинул его невредимым.

24.
Ответом же народа (Ибрахиму) было:
«Убейте вы его или сожгите!».
Но спас его Аллах из пламени огня, –
В этом, поистине, знамение для верных.

25.
И он сказал:
«Вы идолов себе призвали
Для почитания с Аллахом наравне
Из проявления земной приязни.
Потом, в День Воскресения (на Суд),
Вы отречётесь друг от друга
И станете друг друга проклинать.
Огонь убежищем вам станет,
И не окажет помощь вам никто».

С благоговением перечитывая 29 Суру («Паук») священного Корана, всякий раз поражаюсь мужеству того, кого богословы называют теперь со всем своим почтением «улюль-‘азм» («обладатель величия», «великий»). 
Нам сегодняшним, в своей мирской суете погрязшим и земными делами опутанным, уже трудно себе представить всю высоту этого мужества: собственный отец Ибрахима грозил побить его камнями, – и он отказался от сытого и богатого будущего, покинул отчий дом в поисках Земли Обетованной для своего народа. Это произошло 40 веков назад, в мире, наполненном сонмом уродливых божков и капищ: за плодородие и беременность отвечал один уродец из обожжённой глины, за сон – другой, за здоровье – третий, успех военной кампании был областью ответственности четвёртого... Фактически все эти идолы и являли собой прообраз сегодняшнего меркантилизированного общества. Ведь вокруг них тогда закручивалась вся экономика региона.
Впрочем, как и сейчас она крутится вокруг сотворённых нами по неким «законам рынка» новых рукотворных божков: за поездку отвечает Lamborghini и Mercedes, за коммуникации – Apple и Nokia, выход в свет освящают Brioni и Hennessy, инвестирование вверяют брендам Exxon и Газпром, в спорте кумиров сотворили под именами «Реал» и «Манчестер»... Нынешних прожорливых одноразовых уродцев сотрёт в пыль Время: и не таких колоссов на глиняных ногах доводилось списывать в утиль.
Аллах, да святится имя Его, дал завет (пообещал) Ибрахиму, своему верному неофиту, сделать его имамом для народов. Однако уже потомкам его такая честь гарантирована не была: «завет Мой злочестивых не объемлет». И хотя от первенца Ибрахима – Исмаила – исчисляют сегодня свой род арабы (вместе со своим отцом Ибрахимом Исмаил основал Мекку и воздвиг священную Каабу), но уже во времена Мухаммада те самые злочестивые светские власти священной Мекки вновь цинично зарабатывали на многобожии: как сказали бы сегодня, «поднимали солидные бюджеты на оказании сейфовых услуг». В Мекке и даже в самой Каабе вновь хранились божницы, идолы, капища – всё то, что, казалось бы, раз и навсегда сокрушил ещё Ибрахим. Их свозили на хранение со всех краёв, – и на этой услуге город процветал, набивая мошну.
В этой связи чрезвычайно интересна нам видится позиция именно светских властей Мекки: как она менялась под влиянием новой религии, под влиянием лично Мухаммада? Давайте вспомним.

ИСЛАМ
Абу Суфьян: правитель, который услышал

 Будешь мягким – сомнут. Будешь жёстким – сломают. 
                       Будь водой. Холодных утопишь, горячих потушишь.

Правитель Мекки Абу Суфьян ибн Харб был вполне доволен существующим положением вещей. Народ его процветал, элиты были довольны, соседи почтительны – словом, успех во внутренней и внешней политике, многовекторное процветание сегодня и сытые прогнозы на завтра. Один из немногих в Мекке, Абу Суфьян был грамотным человеком: в VII в. н. э. умение читать было уделом избранных, признаком успеха и элитарности – как сегодня, скажем, обладание собственным нефтяным месторождением или банком.
Мухаммад был в Мекке тоже весьма известен и уважаем – задолго до тех событий, ставших историческими для всего мира. Происходивший из влиятельного клана Хашим, он не довольствовался, впрочем, ни коммерческим успехом в торговле, ни удачным браком. Он видел, что происходит вокруг. Его менее удачливые в делах соседи и родственники живьём закапывали своих новорождённых дочерей, ибо боялись не прокормить их сейчас и не выдать их удачно замуж в будущем: зато вот мальчика-наследника можно было сызмальства отдать уже в подпаски или подмастерья. В то же время языческие традиции заставляли родителей платить немыслимые деньги торговцам уродливыми божками — и так из поколения в поколение, из века в век.
В полном одиночестве, со скудным запасом воды и еды 40-летний Мухаммад проводил в размышлениях день за днём в пещере на горе Хира: там аскету и явился ангел Джибрил. Неграмотному неофиту он приказал: «читай (и возгласи)! // Во имя Бога твоего, Кто сотворил – // Кто создал человека из сгустка. //  Читай! Господь твой – самый щедрый! Он – Тот, Кто (человеку дал) перо и научил письму» (Сура 96 «Сгусток»). Трижды приказал. И Мухаммад открыл в себе этот драгоценнейший дар чтения. С тех откровений в неуютной пещере и началось торжественное шествие Ислама по всему миру.
Единобожие, которое пришло в жизнь арабов с Исламом, подрывало сами устои существовавшего языческого общества, – правитель Абу Суфьян это понял сразу же: Мухаммада и его учеников преследовали, он был вынужден бежать в Медину. Всё имущество мусульман Мекки, как сказали бы сегодня, власти экспроприировали, — но в Медину к Мухаммаду уходили всё новые и новые его ученики: электоральные предпочтения (в наших нынешних дефинициях) кардинально менялись, истончая доходную базу для Абу Суфьяна. А чего стоит сам по себе правитель, без своего народа? Кому он нужен? Об этом также всегда должны помнить нынешние правители.
Укрепившись в Вере, новообращённые быстро набирали силу и мужество. Первое же вооружённое столкновение с троекратно превосходящими силами язычников принесло мусульманам победу. Однако второе столкновение с язычниками войска Мухаммада проиграли: но таков был лишь военный исход боестолкновения. Битву за души они уже выиграли: и правитель Мекки это понял. Он лично явился в Медину и на глазах изумлённых сподвижников Мухаммада обратился лично к Нему, чтобы принять Ислам. Мекка сдана была без боя: мусульмане вошли в Каабу и сокрушили капища. (Это бескровное окончание истового противостояния ещё на самой заре появления Ислама полностью опровергает тот его демонический образ, который нам так настойчиво навязывают сегодняшние западные СМИ.) Никто даже из тех жителей города, кто изгонял не так давно неофитов прочь, не пострадал. Вот эта позиция правителя Мекки – самодостаточного, сильного, с мощным военным и экономическим потенциалом, но одновременно внимательно следящего за настроениями своих единокровников и за развитием ситуации, – заслуживает сегодня самого внимательного изучения. Больше того: этот пример достоин подражания.
Переступить через свою гордыню непросто — недаром она считается самым большим грехом во многих религиях, – но именно с этой маленькой победы в своём маленьком мирке, с победы над самим собой и начинаются глобальные виктории над миром... Разве в нашем сегодняшнем Казахстане не сложилась до боли схожая ситуация? Перезревшие псевдоэлиты – внебрачные дети игры случайностей, выпестованные по принципу моральной схожести, – с тревогой и даже страхом ждут затянувшегося решения Акорды, которая, видимо, в параличе политической воли всё ещё просчитывает бесконечные варианты, без учёта электоральных настроений и общественных предпочтений. Банальная и грубая, сляпанная наскоро провокация суетливо выдаётся за некие «симпатии общества». И уже не в виде тайных доносов и конфиденциальных записок, а в форме конкретного подмётного письма вбрасывается в Сеть якобы от имени уважаемых людей общества. Причём выбранные время, обстоятельства, связанные с краткосрочным отпуском «ноль первого» и в этой связи – с волной некорректных конспирологических слухов, свидетельствовали о коварстве замыслов и серьёзности намерений, судя по всему, могущественного казахстанского Трампа, у которого организация тайных пасквилей – лишь одна из государственных, но не главная ипостась.
Преследуемая цель весьма конкретна: скомпрометировать и нейтрализовать лучших сподвижников президента, в нашем случае – Имангали Тасмагамбетова, подталкивая Верховного к кардинальному разрешению, не исключая при этом возможного физического устранения. При этом для дворцовых интриганов главное – осуществить Это руками президента, подтолкнуть главу государства к бесславному завершению своей исторической стези, нивелируя успешные результаты своего созидательного труда в новейшей истории, с одной стороны, с другой – походя убирая два основных барьера на своём пути к властному бунчуку:  и самого елбасы, и лучших сынов народа, сея смуту и раздрай в обществе. Увы, общественность должна быть начеку и готовой даже и такому повороту событий. Скрывая собственные далеко идущие цели, они успешный опыт госуправления на вверенных Имангали участках, симпатии общества и очевидную для придворной свиты недосягаемость преподносят главе государства как президентские амбиции имярека, крамолу, человеческую неблагодарность и — ни много ни мало — вменяют ему чуть ли не измену Родине, подразумевая сепаратизм западных регионов.
Всё это вносит нервозность, раскол, угрозу измен и даже генерирует сепаратизм в рядах и без того несплочённых отечественных элит. Смогут ли они перед лицом такой удручающей перспективы отбросить симпатии и антипатии, а возможно, и более серьёзные фундаментальные расхождения в вопросах дальнейшего развития страны, осознавая ответственность перед обществом и народом, – объединиться, гарантируя мир и спокойствие «переходного периода»? Так называемая доморощенная элита должна себе чётко уяснить: все те инициативы главы государства, что ввиду его неоспоримых заслуг находили понимание и поддержку в обществе, – со стороны второго (третьего и последующего) президента наверняка будут уже с подозрением, недоверием и остракизмом встречены завтрашним нашим обществом. И было бы верхом легкомысленности рассчитывать на социальный летаргический сон, экономическую и политическую индифферентность казахов в дальнейшем.
Наше общество малодушно промолчало, когда были насильственно вырваны из жизни две яркие личности, к чьим мнениям прислушивались люди: генератор идей и интеллектуал Алтынбек Сарсенбаев и бунтарь, мятежный во всех смыслах Заманбек Нуркадилов. Что же теперь, памятуя об этом: бить в набат, обращаясь и апеллируя к разным слоям общества, гражданскому населению, общественным организациям, НПО и так далее? Впору превентивно создавать первый республиканский общественный совет – теперь уже Гражданский комитет по защите своих достойных сынов! Комитет защиты не от президента, а комитет защиты авторитета президента и его очевидных заслуг перед страной и интересов гражданского общества от его вероломной клики?!
Здесь хотелось бы отметить одну коллизию. Любое упоминание имени Тасмагамбетова политологами, общественными деятелями, различными рейтинговыми центрами и социологическими институтами вызывает в обществе афтершок категорических полярных суждений и оценок, превышающих среднестатистическую общественную температуру кипения эмоций. С другой же стороны – по отмашке Акорды – провластные институты и аналитические центры (а с недавних пор плюс ещё и безликая, тайная армия троллей да блогеров) в пожарном порядке пытаются имеющимися непристойными средствами корректировать и нивелировать всплеск общественного интереса к фигуре Имангали, не утруждая себя высоким слогом. Сам он, как известно, при этом ни публично, ни в близком кругу о своих притязаниях на власть и вовсе не заявлял. Однако же Акорда, со всем своим величественным статусом ханской ставки и командного центра принятия решений, с огромным административным и интеллектуальным ресурсом, с наработанным опытом воздействия на общественное мнение, Акорда в лице всей этой выстроенной и отформатированной сусловско-ждановской или, если хотите, геббельсовской пропагандистской махины вдруг начинает терять свою невозмутимость и впадает в непротокольную истерию, в эмоциональный ступор... К чему бы это? И без того небогатый запас реноме быстро распыляется в симфонических ораториях развращённых клевретов, призванных на защиту и оборону приватизированной власти. Зачем вновь и вновь призывать под знамёна придуманного противостояния обитателей пиарного ЧОПа* – этих многочисленных и проплаченных, однолинейных и чёрно-белых квакеров? Ведь организованный девятый (совсем по Айвазовскому) вал очевиднейшим образом разбивается ещё далеко на подступах о волнорезы народных симпатий. Смею утверждать, что прозрение уже позволяет Акорде понять: её вероятные кандидаты и ставленники, с которыми увязываются будущее страны и благополучие придворной камарильи, значительно и в долгосрочном плане очевидно уступают в кредите народного доверия и в искренности людских симпатий Имангали Тасмагамбетову. Об успешном опыте служения государству говорить в этом случае и не приходится.
Вот такая грустная, совсем не губернская история – о сизифовом труде левобережного офисного планктона по защите Первой Приёмной от выдуманных и раздутых угроз. Занудная высокобюджетная забава по истолчению воды в ступе в оправдание собственного существования: троллей и обеспечения хлебом насущным политологической и блогерской медийных единиц...
Легко ли считывается авторство последнего организованного коллективного подмётного обращения? Например, еженедельник «Tрибуна» #12(30) от 27/03/2013 «склоняется к тому, что руку к этой провокации приложили технократы» во главе со всесильным и могущественным руководителем АП. Вопрос непраздный, ответ – неочевидный! Кто бы ни стоял за этим информационным «плутонием», он явно – из самого близкого окружения президента. Преследует он не самые очевидные цели, – но пытается поймать свою негарантированную золотую рыбку будущего в мутной и отравленной воде лихо взбаламученных интриг сегодняшнего дня!

(Продолжение в следующем номере.)