Он не прогибался под изменчивый мир

Награды и звания никогда не были для него смыслом жизни. И хотя он был Народным поэтом Казахстана, лауреатом Государственной премии, но не придавал этому большого значения, считая себя выше этих формальных проявлений благосклонности власти

Ушел из жизни великий казахский поэт Кадыр Мырзалиев

Пожалуй, в этой сфере, где многие претендуют на пальму первенства, считая себя едва ли не вторым Шекспиром или вторым Абаем, он был почти единственным, за исключением своего ровесника-друга и извечного конкурента (в хорошем смысле этого слова) Туманбая Молдагалиева, кого вся профессиональная литературная общественность еще при жизни считала классиком.

Не буду глубоко вдаваться в особенности его творчества - это дело профессиональных критиков. Скажу лишь, что его афористичная и интеллектуальная поэзия не имеет аналогов в казахской литературе.

Как сосед по подъезду, я много раз был свидетелем того, как он читал книги, время от времени что-то помечая и подчеркивая в них. А их у него было намного больше, чем у кого-либо из моих знакомых литераторов.

.

С одной стороны, его поистине энци-клопедическое и системное самообразование не позволяло ему быть более лиричным, более романтичным что ли, а с другой — оно делало фразы его поэзии чеканными и афористичными. Многие из них разобраны на цитаты и стали поистине народными пословицами и поговорками.

Для меня Кадыр-ага, на стихах которого выросло не только мое поколение, пример поэта и гражданина, прожившего жизнь, никогда не «прогибаясь под изменчивый мир» перед властьпредержащими.

Он никогда не был в официальной оппозиции к действующей власти. Не критиковал политические ошибки режима. Формально он был далек от политики, в том смысле, который мы привыкли вкладывать в это понятие.


На фото: Кадыр Мырзалиев  был не только детским поэтом, но и поэтом-философом


Но его основанная на общечеловеческих ценностях и высокой морали поэзия не позволяла ему заниматься откровенной апологетикой сегодняшней власти! Он по духу, по своему образованию и своей культуре был выше всего этого.

Конечно, вступи он громко и публично в «Нур Отан», напиши поэму, прямо или косвенно восхваляющую власть, наверняка получил бы и «Халык кахарманы», и орден «Первого президента», и иные прилагающиеся звания и регалии к официальному статусу «придворного поэта».

Но награды и звания никогда не были для него смыслом жизни. И хотя он был Народным поэтом Казахстана, лауреатом Государственной премии, но не придавал этому большого значения, считая себя выше этих формальных проявлений благосклонности власти, даже будучи автором первого гимна независимого Казахстана. Он знал, что не общество, а отдельно взятый чиновник решает, кому быть «Народным».

Вот где кроется главная причина этого казахстанского безобразия оценки таланта и труда творческих деятелей!

И чтобы получить подарок из рук власти и заслужить ее лояльность, надо быть самому однозначно лояльным к ней. А как ныне можно быть лояльным к власти, которая не уважает свой народ?! В этом-то и трагедия многих нынешних «инженеров человеческих душ», на которых не был похож Кадыр-ага.

Истинных поэтов потомки знают по их произведениям, а не по их званиям, регалиям и наградам.

Кадыр Мырзалиев останется среди таких истинных поэтов. Он был скромным и совсем непубличным человеком: в Интернете почти нет его фотографий, и сведения о его жизни и творчестве очень скупы, но есть его стихи и книги. И он прожил свою 77-летнюю красивую, как его Салтанат-женге, жизнь достойно по отношению к собственному народу, и останется примером для подражания всем своим согражданам.