Жертвы разрушения есть

Министерство обороны Казахстана опровергло причастность к взрыву на военном аэродроме в Энгельсе, который напугал местных жителей. Но, с другой стороны, они и так живут в месте, где всё выглядит как будто после бомбёжек

 


Утром в понедельник в соцсетях города Энгельса (Саратовская область) появились сообщения о взрыве на военном аэродроме, на котором базируются самолеты Дальней авиации — стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95. Горожане делились видео с камер наблюдения, установленных на жилых домах, которые находятся недалеко от режимного объекта. На записях в 6.04 утра слышен гул, похожий на звук реактивного двигателя, и видна большая вспышка. Камеры зафиксировали, что взрыв был мощным — из-за него сработала сигнализация припаркованных во дворе машин.

Через несколько часов агентство ТАСС распространило сообщение о взрыве на аэродроме Дягилево под Рязанью. Там расположены 360-й авиационный ремонтный завод (основная ремонтная база Дальней авиации), центр переучивания летного состава, оснащенный Ту-95, и полк самолетов-заправщиков Ил-78. Из-за взрыва в Рязани, по сведениям ТАСС, погибли три человека.

 


В Саратовской области чиновники почти полдня не комментировали происходящее. В администрации Энгельсского района и региональном управлении МЧС заявляли, что «информация о каком-либо происшествии не поступала». Областной министр печати Александр Колоколов отвечал журналистам, что срочно уехал в командировку.

Наконец, губернатор Роман Бусаргин попытался успокоить земляков: «Никаких чрезвычайных происшествий в жилых кварталах города не произошло. Поводов для беспокойства нет. Информация о происшествиях на военных объектах проверяется силовыми структурами», — написал глава региона в своем telegram-канале. И, чтобы никто уж точно не нарушил атмосферу безмятежности, закрыл комментарии к посту.

Российские журналисты спросили пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, знает ли о взрывах Владимир Путин? Ответ оказался самым лаконичным: «Разумеется», — сказал Песков. Пресс-секретарь отметил, что «только видел сообщения СМИ», и посоветовал корреспондентам обратиться в Министерство обороны.

Военное ведомство прокомментировало ЧП на энгельсском и рязанском аэродромах поздно вечером. По сообщению министерства, «киевским режимом были совершены попытки нанесения ударов беспилотными летательными аппаратами». Дроны были перехвачены ПВО. «В результате падения обломков незначительно повреждена обшивка корпуса двух самолетов», — заявило ведомство. Трое военнослужащих погибли, четверо ранены.

Как подчеркивается в комментарии Минобороны, «в качестве ответных мер Россия нанесла массированный удар по системе военного управления Украины, все назначенные 17 объектов поражены».

Как пишет «Коммерсант», для атаки на аэродромы использовались советские беспилотники Ту-141 «Стриж», дальность полета которых достигает одну тысячу километров. «Стриж» развивает скорость больше 1000 км/ч, предназначен для воздушной разведки, но после внесения небольших изменений в конструкцию превращается в ракету.

Пока начальство изобретало обтекаемые формулировки для общения с испуганными гражданами, за дело взялись мошенники. Жителям Саратова и Энгельса начали звонить с подменных номеров в Viber: мужчина, представляясь сотрудником Роспотребнадзора, сообщал об утечке радиации с подбитых самолетов (Ту-160 действительно способен нести ядерные заряды), напоминал о необходимости принять йод и срочно эвакуироваться.

Местные чиновники сообразили, кого назначат виноватым в случае распространения паники, и в ночь с понедельника на вторник принялись строчить в telegram обращения к «дорогим землякам» с просьбой не верить провокаторам. Но во вторник пранк распространился уже до дальнего Заволжья: неизвестные убеждали эвакуироваться жителей Ершова, находящегося в 170 километрах от Энгельса.

В ночь со вторника на среду в Энгельсе были слышны сигналы тревоги. Первый заместитель главы Энгельсского района Евгений Шпольский заявил ТАСС, что «сирена была на территории военной части. Гражданской инфраструктуре ничего не угрожает». В среду днем районная администрация опубликовала в своих соцсетях видеоинструкцию о том, что нужно делать, услышав сигнал «Внимание всем!» Как отмечают чиновники, «короткий ролик поможет не поддаться панике».

«Как это вообще могло произойти?»

«Какие еще разъяснения от властей?! Тем более, когда дело касается военного аэродрома. Ничего вразумительного можно не ждать», — отмахивается житель Энгельса Павел. Он, как и большинство горожан, узнал о взрыве из паблика ВК. По словам Павла, в обсуждении «была вакханалия: людям жутко, они старались понять, как это вообще могло произойти?»: «Жители не могут поверить, что это была спланированная контратака по военному аэродрому в глубоком тылу. А есть ли вообще ПВО? Таким вопросом тоже задаются. Люди возмущены, конечно. Рушатся иллюзии о «второй армии мира». Война из телевизора подобралась к нам очень близко».

Как говорит жительница Энгельса Виктория, нежелание чиновников и военных объясниться «раздражает больше всего». «Наверху либо молчат, либо врут! — возмущена она. — Отсутствие информации повергает в ужас. По федеральным каналам вообще ни слова, как будто ничего не случилось. В интернет-новостях один говорит, что ничего не произошло, другие — что мы молодцы и предотвратили ситуацию».

Спрашиваю девушку, не страшно ли теперь жить в близком соседстве с аэродромом (авиабаза находится в городской черте Энгельса)? «Страшно стало давно, — отвечает Виктория. — Уже несколько месяцев по утрам мы просыпаемся под звук летящих гружёных самолётов. С февраля я только и мечтаю о том, чтобы скорее всё закончилось. Сейчас даже надежды нет. После таких происшествий понимаю, что катастрофа коснется всех без исключения».

По словам Виктории, она с самого начала спецоперации думает о переезде. Но уехать за границу собеседница не может, «а в России сейчас нет безопасного места. Если ты, конечно, не обладатель личного бункера».

Еще до взрыва девушка с мужем пыталась узнать, где находится ближайшее бомбоубежище. «В открытых источниках такой информации нет. Не думаю, что защита будет доступна кому-то, кроме элиты», — полагает она. И не мудрено: согласно приказу МЧС от 2007 года, «сведения, раскрывающие нормы, правила и другие нормативные положения по инженерно-техническим мероприятиям, характеризующим убежища, противорадиационные укрытия, являются закрытыми».

Известно, что в Саратовской области защитные сооружения активнее всего строили в 1960-1980-х годах.

В современной России, как поясняло региональное управление МЧС, такое строительство не велось «в связи с отсутствием необходимости».

За десять лет до СВО представители ведомства заявляли на различных совещаниях, что значительная часть укрытий в 1990-е была выкуплена под склады, магазины, развлекательные учреждения. Власти пытались вернуть федеральную собственность через суд. Но заводов, которые содержали бомбоубежища в советские годы, уже нет. По подсчетам саратовского МЧС на 2012 год, в рабочем состоянии оставалось около 450 защитных сооружений.

Более критично оценивают ситуацию местные диггеры. По их впечатлениям, в Саратове осталось около 150 убежищ, но половина из них «завалена мусором, нет систем вентиляции и фильтров для воздуха, не говоря уже о запасе воды и продовольствия». Как отмечают собеседники, «все «сталинки» строились с глубокими подвалами, в городе еще довольно много таких домов, то есть у нас есть дополнительно 60-70 укрытий».

О том, в каком состоянии находятся защитные сооружения в районных городах, можно судить на примере Вольска. Как сообщало местное управление ГО и ЧС, по состоянию на 2015 год в райцентре имелось 220 «заглубленных помещений» для укрытия 199,7 тысячи человек (всё население Вольска — 55 тысяч жителей). Сохранилось 12 бомбоубежищ, но пригодны к использованию только три из них. 85 процентов запаса средств индивидуальной защиты на тот момент пришли в негодность.

Любимые самолеты президента

Энгельсский аэродром, тогда еще грунтовый, был построен в 1930 году на пустыре в полутора километрах от города для летной школы. При СССР здесь размещалась 22-я Донбасская бомбардировочная дивизия. В 1999 году в Энгельс перегнали восемь Ту-160 с базы в Прилуках (Черниговская область) в счёт погашения долга Украины за газ.

В конце 1990-х энгельсская «лётка» страдала от настоящей нищеты. Из-за долгов по зарплате жены летчиков проводили пикеты на взлетной полосе. Молодые офицеры за собственные деньги покупали форменные комбинезоны. Топливом военные были обеспечены на 30-40 процентов. Из положенных 60 часов в год удавалось налетать лишь четверть. Не хватало денег на охрану, однажды с аэродрома украли полкилометра кабеля связи. Не было ГСМ для тракторов, и зимой офицеры с лопатами вручную чистили взлетно-посадочную полосу. В военном городке за долги отключали свет и телефоны (мобильников здесь тогда еще не было). В 2000 году обесточили сам военный аэродром. В общежитии не было горячей воды и газа. Порой жены военных варили обед на мангале во дворе здания.



В 2000-е «белые лебеди» полюбились первым лицам государства. В 2003 году на Ту-160 покатался министр обороны Сергей Иванов: в качестве штурмана он прилетел на Дальний Восток, где проводились учения Тихоокеанского флота. В 2005-м пилотирование доверили президенту Владимиру Путину, участвовавшему в испытаниях новой крылатой ракеты на полигоне под Воркутой. Разумеется, президенту досталось командирское кресло. Главнокомандующий вышел к журналистам в высотном костюме и гермошлеме цветов российского флага. Энгельсские самолеты стали обязательными участниками парадов на Красной площади ко дню Победы (только в этом году их почему-то не позвали).

В 2013 году энгельсскую авиабазу признали лучшим соединением Дальней авиации. Как сообщало Министерство обороны, на тот момент каждый летчик имел не меньше 150 часов налета. Экипажи постоянно участвовали в патрулировании «зон национальных интересов России», совершали перелеты в Венесуэлу и Никарагуа. С 2015 года энгельсские летчики участвовали в военной операции в Сирии.

Сейчас на базе размещены 16 самолетов Ту-160 и 20 Ту-95МС. По традиции, каждая машина имеет свое имя. Ту-160 называют в честь людей, много сделавших для развития авиации, — Валерия Чкалова, Андрея Туполева и других. Ту-95 дают имена в честь городов.

Отметим, что в местные СМИ часто попадала информация об уголовных делах, возбужденных в отношении сотрудников авиабазы. В 2005 году суд Приволжского военного округа вынес приговор семи энгельсским офицерам. По мнению Главной военной прокуратуры, финансисты войсковой части присваивали деньги федерального бюджета, отправляя летчиков в выдуманные командировки в Рязань и Воркуту.

За год злоумышленники похитили 1,5 миллиона рублей—треть всех средств, необходимых дивизии на командировочные расходы. Участников группы приговорили к различным наказаниям — от штрафа до трех лет колонии.

Как отмечали военные прокуроры, «приговор оказал благоприятное воздействие на атмосферу в части»: в летном городке говорили, что в бухгалтерии брали процент за выплату пайковых, жилищных и прочих компенсаций, но официально жаловаться никто не решался.

В 2006 году в суде было рассмотрено дело бывшего начальника штаба энгельсской авиадивизии полковника Виктора Губанова. Как выяснила областная прокуратура, офицер «заказал» своего командира, генерал-майора Анатолия Жихарева. Причиной стала зависть к карьерным успехам генерала. Октябрьский районный суд признал Губанова виновным по статье 162 УК «Покушение на организацию разбойного нападения» и приговорил к пяти годам колонии строгого режима.

В 2012 году Приволжский окружной военный суд признал начальника штаба авиационной эскадрильи Энгельсской авиабазы виновным в разглашении государственной тайны. Офицер поручил солдату-срочнику от руки переписывать секретные документы. Начштаба приговорили к штрафу в 30 тысяч рублей.

В 2014 году нескольких офицеров базы обвинили в мошенничестве. Региональное управление ФСБ полагало, что майоры и подполковник в течение года незаконно получали денежное довольствие вместо подчиненных. Саратовский гарнизонный суд приговорил виновных к штрафам от 50 до 200 тысяч рублей.

В 2016 году было рассмотрено дело о воровстве дизельного топлива и бензина в зенитно-ракетной части 40218, прикрывавшей небо над Энгельсом. Гарнизонный суд признал виновным прапорщика Рината Шамсутдинова, который продал знакомому 25 тысяч литров горюче-смазочных материалов стоимостью более 655 тысяч рублей. Шамсутдинов получил два с половиной года колонии общего режима.

В том же году сообщалось о возбуждении уголовного дела по факту хищений топлива на самой авиабазе. Саратовские СМИ писали об ущербе более чем на 100 миллионов рублей. Как отмечал «Коммерсант», авиабаза могла попасть в поле зрения правоохранительных органов после начала сирийской кампании, когда вскрылась недостача керосина. О результатах расследования информации не было.

К слову о сортирах

Летный городок, непосредственно соседствующий с аэродромом, — огромный микрорайон ветхого жилья почти в центре Энгельса. «Летка» окружена бетонным забором, но пропускной режим давно не действует. По номерам КПП теперь называют остановки автобуса. В поселке нет улиц. У всех обитателей похожий адрес — «Энгельс-1», различаются только номера домов.

2 тысячи человек живут здесь в деревянных трехэтажках, обложенных кирпичом. Здания, построенные в середине прошлого века, давно пришли в негодность. Официально их признали аварийными только в 2018 году после того, как Минобороны передало жилье муниципалитету. Развалюхи не попали ни в одну из федеральных программ по расселению трущоб, так как участвовать в них могут дома, получившие аварийный статус до 2017-го.



В 2020-м в одной из трехэтажек обрушилась лестница. 36-летняя женщина, вышедшая в этот момент из квартиры, получила травмы. Районная администрация подлатала домишко и вернула жильцов на место.

Два года назад жители «лётки» обратились к спикеру Госдумы Вячеславу Володину с просьбой расселить 38 аварийных домов. В ответ telegram-канал сторонников Володина (на родине великого земляка есть и такой фан-клуб) опубликовал письмо о выделении 2 миллиардов рублей и резолюцию, написанную президентской рукой: «Силуанову А. Г. Прошу рассмотреть и решить». Летом 2021 года из резервного фонда правительства РФ перечислили 373,8 миллиона рублей. На эти деньги предполагалось построить новые квартиры для 634 обитателей поселка.

Для переселенцев из «лётки» решили построить две многоэтажки. Госконтракт на строительство объекта на улице Ломоносова выиграло ООО «Стройресурс-А», аффилированное областному депутату Леониду Писному. Предполагалось сдать дома 30 мая 2022 года. Несмотря на личное указание президента, сроки были сорваны.

Только в ноябре пресс-служба саратовского губернатора отрапортовала, что «новоселы начали получать ключи». Остальные 1,5 тысячи жителей летного городка, как обещают областные власти, переедут до конца 2023 года.

Кроме рассыпающихся трехэтажек, в поселке есть еще около 40 хрущевок, которым никакого расселения даже не обещают. Детям местных жителей нужна новая школа.

В городке было две школы — № 23 и №15. Три года назад школу №23 закрыли из-за аварийного состояния. Всех детей перевели в школу №15. В здании, рассчитанном на 900 человек, учатся вдвое больше.

Пока Родина занималась тем, что «мочила» врагов в сортирах, в поселковой школе назрела деликатная проблема. «На четыре этажа — по одному санузлу для девочек и для мальчиков. На переменах дети стоят в очередь. Нет своего пищеблока. Очень маленькая столовая. В спортзале прогнил потолок, капитальный ремонт здесь проводили в 1986 году», — рассказывала ИА «Свободные новости» местная активистка Лариса Павлова.

В 2020 году 2,5 тысячи жителей лётки подписались под обращением к президенту Владимиру Путину с просьбой построить новую школу. На это требовалось больше 900 миллионов рублей. Активисты предлагали строить на месте заброшенного стадиона авиабазы. Этот участок остается в ведении Министерства обороны, но никак не используется. Ни Верховный главнокомандующий, ни министр Сергей Шойгу не ответили.

Летом нынешнего года перед выборами саратовского губернатора жители городка напомнили чиновникам о проблеме. Районная администрация попыталась убедить родителей школьников, что не всё так плохо. «Доводы, изложенные в обращении про очереди в туалетные комнаты МАОУ «Образовательный центр им. М. М. Расковой», не подтвердились», — говорилось в пресс-релизе, разосланном в редакции саратовских СМИ.

В результате полемики считать школьные сортиры приехала энгельсская прокуратура. «Проверяющие смогли лично убедиться, что в старшей школе есть только два туалета — один для мальчиков на первом этаже и один для девочек на втором», — сообщила Павлова.




ТЕМ ВРЕМЕНЕМ


В Министерстве обороны Казахстана назвали фейком информацию о том, что с территории республики якобы запускали беспилотники Вооруженных сил Украины. Комментарий ведомства опубликован на сайте stopfake.kz (создан при поддержке Министерства информации и общественного развития Казахстана для борьбы с фейками).


«Заявления о запуске БПЛА по российским аэродромам из Казахстана, приведенные на портале «Московский Комсомолец», не соответствуют действительности. Кроме того, отмечаем, что данные БПЛА никогда не стояли на вооружении ВС РК», — говорится в сообщении.

5 декабря в Минобороны РФ сообщили, что украинские беспилотники атаковали аэродромы в Рязанской и Саратовской областях. Погибли трое военнослужащих, четверо пострадали. О том, что аппараты, вероятно, были запущены с территории Казахстана, российское издание МК написало 6 декабря. При этом, оно ссылалось на бывшего начальника зенитных ракетных войск Командования специального назначения, полковника в запасе Сергея Хатылева, сообщает @fergananews

«У меня есть данные от моих коллег, пока не подтвержденные, что эти беспилотные летательные аппараты ранее могли завезти в Казахстан. И запускались они именно оттуда. Что гораздо больше похоже на действительность», — заявил он «Московскому комсомольцу».

В Минобороны Казахстана назвали эту информацию «ложью», призвав граждан не поддаваться на провокации.

Официальным лицам республики также пришлось опровергать информацию о поставке Казахстаном компонентов для сборки ракет в Россию, отмечает @fergananews.