ПАРОЛЬ «ЧЕЙ КРЫМ?»

Наплыв россиян в Центральную Азию вызвал дефицит жилья, рост цен, замедление интернета, и это только начало



После объявления в России «частичной» мобилизации граждане страны,не желающие погибать на войне, начали покидать родину. Как и во время первой, весенней, волны миграции многие россияне устремились в гостеприимную Центральную Азию.


За волной волна


Россия вторглась в Украину 24 февраля. С этого момента россияне, не согласные с решением президента Владимира Путина, в массовом порядке стали покидать страну.

Вторая волна миграции стартовала 21 сентября, когда Путин объявил о «частичной» мобилизации. Хотя предполагалось, что в армию призовут лишь резервистов и запасников с опытом участия в боевых действиях, многие россияне решили не дожидаться полной мобилизации и стали искать пути выезда за рубеж.

Основное отличие двух волн массовой миграции россиян с родины кратко сформулировал один из релокантов, согласившихся поговорить с «Медиазоной». «Тогда бежали из опасения перед возможной мобилизацией, теперь — из опасения реально сгинуть в Украине», — сказал наш собеседник по имени Павел.

Среди стран Центральной Азии особняком стоит Казахстан, имеющий самую большую в мире по протяженности сухопутную границу с РФ. Из-за дефицита авиабилетов и бешеных цен на перелеты, многие мигранты, не желающие умирать на войне за «чужие идеалы», выстроились в очереди у КПП именно на российско-казахской границе.

Власти Казахстана пошли навстречу приезжим, в частности, организовали дополнительные центры обслуживания населения, которые принимают только граждан РФ. Кроме того, в республике оперативно утвердили упрощенный механизм получения индивидуальных идентификационных номеров, необходимых для государственных и банковских услуг. Иностранцам предложили лишь один раз посетить госучреждение, чтобы сдать документы, а ИИН им стали присылать по смс.

Директор аналитического центра Central Asia Due Diligence Алишер Ильхамов считает, что дальнейшая динамика выезда россиян из страны зависит от двух факторов. «Первое: как скоро начнут поступать похоронки на тех, кого уже мобилизовали. Второе: когда население поймет, что власти не ограничатся теми 300 000, о которых было объявлено в рамках «частичной» мобилизации», — резюмировал эксперт «Медиазоны».

Аналитик подчеркивает, что во многом процесс переселения зависит от экономических возможностей релокантов. По его словам, сейчас за рубеж выехали те, у кого есть сбережения, чтобы прожить в другой стране какое-то время без заработков. «Важен вопрос, смогут ли мигранты найти работу. С этой точки зрения их перспективы весьма ограничены, потому что принимающие страны, например, Узбекистан, вряд ли обеспечит всех рабочими местами и, соответственно, хоть какими-то доходами. Лишь люди с востребованной квалификацией смогут трудоустроиться на должности с достойной зарплатой, — размышляет Ильхамов. — Так что, сейчас у россиян, перебравшихся за границу, сложный выбор: либо вернуться и с большой вероятностью быть мобилизованными, либо терпеть трудности на чужбине».


Пароль «чей Крым?»


В странах Центральной Азии наплыв россиян вызвал неоднозначную реакцию. Нашлись казахстанцы, которые выражали недовольство таким масштабом миграции представителей страны, развязавшей войну в Украине. В Алма-Ате двое студентов провели пикет с плакатами «Че, поняли, что вы мясо?» и «Уважай или уезжай». Участников акции задержала полиция, но после непродолжительной беседы отпустила.

В Актобе произошел инцидент с местной жительницей Жаннат Жансаинкызы, снимавшей на видео россиян, стоявших в очереди в банк. Казахстанка назвала мужчин «бежавшими от мобилизации» и «диверсантами», после чего с одним из приезжих началась перепалка. В порыве эмоций Жаннат потребовала от оппонента вернуться на родину с угрозой, что «мы будем вас притеснять». Это стало поводом для задержания жительницы Актобе. Все закончилось тем, что на следующий день после ЧП Жансаинкызы опубликовала ролик с извинениями в адрес тех, кого обидело ее предыдущее видео.

Павлодарский блогер Диас Кузаир, узнав о том, что в одном из местных ресторанов россиянам, бегущим от мобилизации, раздают бесплатную еду, решил взять у гостей интервью, задав, в частности, вопрос: «Чей Крым?». Судя по его публикации, один из трех релокантов признал полуостров украинским, остальные уклонились от прямого ответа. На месте съемки у блогера произошел конфликт с администрацией заведения общепита. Дело даже дошло до суда, который арестовал Кузаира на пять суток за нарушение общественного порядка, за приставание к россиянам с провокационными вопросами на политические темы.

По другим странам Центральной Азии нет информации о протестах против наплыва гостей, бегущих от участия в войне. Однако без эксцессов не обошлось. В частности, в Узбекистане остро встал вопрос принудительного выселения местных жителей с квартир в пользу иностранцев.

В узбекских СМИ и соцсетях участились рассказы о подобных случаях в столице республики. В этом ряду история Бону Ахмедовой, приехавший в Ташкент из Кашкадарьинской области, выглядит типичной. Ее семья снимала «двушку» в Юнусабадском районе, за 300 долларов в месяц. Однако в конце сентября собственница недвижимости неожиданно взвинтила цену до 500 долларов, обосновав это тем, что у нее появился клиент из России, готовый платить даже больше указанной суммы. Узбекистанке ничего не оставалось, как покинуть обжитое место и начать поиск жилья заново.

На защиту местного населения встало министерство юстиции Узбекистана, опубликовав пространную инструкцию об условиях расторжения договоров по аренде жилья, в которой разъясняются права и обязанности сторон. Так, чиновники подчеркнули, что аннулировать соглашение по инициативе арендодателя можно только в судебном порядке и лишь в нескольких случаях: если жилец просрочил оплату минимум на полгода, повредил недвижимость или занимался в квартире незаконными деяниями.

Количество релокантов из России, выбравших другие страны Центральной Азии — Таджикистан и Кыргызстан — не столь велико по сравнению с соседями. Если в Казахстан в рамках второй волны миграции прибыло более 200 тысяч человек, в Узбекистан — с начала войны порядка 180 тысяч, то с 21 сентября по 3 октября в Кыргызстане зарегистрировались 10,5 тысячи россиян. Точных цифр по Таджикистану нет, но местные отельеры утверждают, что уже в конце сентября в гостиницах и хостелах Душанбе не было свободных мест, большинство номеров забронировали граждане РФ, в основном мужчины в возрасте до 40 лет.

Серьезный приток иностранцев, конечно, отразился на росте стоимости аренды жилья. По словам риелторов из Бишкека, съем квартиры в столице Кыргызстана подорожал в полтора раза. Если раньше поселиться в «однушке» можно было, заплатив около 200 долларов, то теперь агенты минимум требуют 300 долларов и это не в центре города.

Похожая ситуация наблюдается и в Таджикистане, где цены на аренду недвижимости выросли на 15-20%. До наплыва россиян однокомнатную квартиру можно было снять за 100-200 долларов, сейчас же ценник стартует от 300 долларов. Причем, жилье в центре Душанбе может достигать отметки 800 долларов в месяц.


С Иртыша и Амударьи выдачи нет


Алишер Ильхамов подчеркивает, что уже сейчас из-за массового бегства россиян из страны виден рост социальной напряженности в государствах Центральной Азии, в частности, в Казахстане. Он предполагает, что сложившаяся в странах Центральной Азии ситуация чревата обострением. «Процесс миграции может в определенный момент вылиться в усиление антироссийских настроений, особенно, если это будет негативно сказываться на уровне жизни местного населения. Ведь приезжие создают проблемы — идет давление на рынок труда, наблюдается рост цен, например, на аренду жилья и на внутренние перевозки, так и на те направления, которые россияне выбирают для дальнейшей релокации», — размышляет эксперт.

В Узбекистане также начали жаловаться на упавшую с начала октября скорость интернета. «Сеть не может выдержать большой нагрузки из-за наплыва россиян», — утверждают представители провайдера «Саркор Телеком». В свою очередь в Министерстве информационных технологий и коммуникаций Узбекистана считают, что ухудшение сигнала связано с тем, что среди релокантов много айтишников, которые пользуются высокоскоростным интернетом.

Оттоку граждан России, не желающих воевать в Украине, могли способствовать и принудительные отправки мигрантов на родину. Ведь, как известно, в РФ ужесточили наказание за отказ воевать и дезертирство. С учетом того, что в рамках «частичной» мобилизации повестки получали представители категорий, не попадающие под действие путинского указа, можно предположить, что государство придумает санкции для большинства выехавших за рубеж.

Вместе с тем власти Казахстана предупредили партнеров, что не будут экстрадировать на родину россиян, подлежащих мобилизации, если они не объявлены в международный розыск и в их отношении не заведено уголовного дела.

Аналогичной точки зрения придерживаются и в Узбекистане. МИД республики объявил, что не будет принудительно депортировать законопослушных иностранцев. В ведомстве подчеркнули, что этот порядок распространяется и на недавно прибывших в страну россиян.

Ильхамов отмечает, что с учетом реакции властей центральноазиатских государств на возможность выдачи России уклонистов, в ближайшее время случаев депортации будет крайне мало. Но, по словам нашего эксперта, по мере того, как в РФ будут возрастать масштабы мобилизации и возникнут сложности с привлечением людей в армию, чиновники могут обратить внимание на тех, кто выехал за границу.

«Дело в том, что министерство обороны России не имеет «надежных» списков и в этом плане вынуждено прибегать к помощи других ведомств. И когда власти сопоставят базу данных, определят тех, кто выехал, на кого они могут подать иск, то количество депортаций может возрасти. Тут возникает вопрос применения Минской конвенции о сотрудничестве в правовой сфере между странами СНГ. Этот документ был потом модифицирован в Кишиневскую конвенцию, которая предоставляет больше прав тем, кого собираются экстрадировать, в частности дает возможность оспаривать данное решение в суде. Правда, пока неясно, как будет работать этот механизм. Но я уверен, что о конвенции придется вспомнить и России, и остальным участникам процесса, в том числе странам Центральной Азии», — заключил аналитик.