Партийный чемодан без ручки

«Нур Отан» не прошла испытания «огнем, водой и медными трубами»: Казахстану нужен новый этап политической модернизации




«И бросить жалко и нести тяжело». Примерно такими словами можно охарактеризовать отношение президента страны к политической партии «Нур Отан». 28 января глава государства подтвердил сомнения на счет своего членства и участия в работе партии власти, отметив, что «…через какое-то время, возможно уже к концу этого года, мы вернемся к вопросу о целесообразности моего дальнейшего председательства в «Нур Отан».

События «январской трагедии» доказывают невозможность стабильного развития политической системы Казахстана без кардинальной трансформации традиционных партий и политических организаций республики. Пример Украины 2014 года показывает всю опасность последствий низкого авторитета власти, когда руководители страны и политические партии не смогли завоевать доверие граждан и консолидировать общество.

Низкий авторитет руководителей всех уровней, депутатов, министров и прочих представителей власти у граждан Казахстана, может больно аукнуться всем нам, поскольку наш народ необходим не только для оплаты налогов и исправного голосования на выборах, но и для защиты независимости и территориальной целостности страны.


Даже поверхностный анализ комментариев и мнений казахстанцев в социальных сетях показывает их потребность в пересмотре роли политических партий, общественных движений и оппозиции.


Отсутствие механизма «верной передачи» мнения населения властям ярко демонстрирует неработоспособность сложившейся системы политической коммуникации. Протесты в начале января 2022 года прямо показали отсутствие надежных «каналов связи» между населением и лидерами политических партий и движений. В большинстве случаев руководители городов, чиновники, депутаты не проявили ни желания, ни смелости, ни решимости, чтобы наладить диалог с мирными протестующими, что и привело сначала к информационному вакууму, а затем уже и к нестабильности, мародерству, разгулу радикальных элементов.

Признаки кризиса системы управления, то есть, неспособности государственных чинов принимать ответственные решения, были замечены задолго до указанных событий. Весь прошлый год президент Казахстана фактически вынужден был вмешиваться в текущие дела на местах. Порой вопросы уровня заместителя акима города, либо замминистра, находили свое решение лишь после персональных указаний главы государства.

Например, только после постановки на личный контроль президента страны удалось более-менее ускорить темпы вакцинации, снизить цены на дизтопливо, обратить внимание на неэффективную деятельности ЕНПФ, и добиться наказания за незаконно срубленные деревья близ одного из торговых центров в Алма-Ате.

Очевидно, что новый старт для Казахстана требует переосмысления таких важных вопросов, как регистрация и допуск новых партий к выборам, легализация работы оппозиционных движений, пересмотр работы парламента и его состава, переоценка работы мажилиса и местных маслихатов, их депутатов, которые должны трудиться на процветание страны, но никак не на свою заработную плату в миллионы тенге, государственные машины и квартиры. По данным СМИ, на содержание одного лишь депутата парламента тратится около 90 миллионов тенге ежегодно. Несложно подсчитать, что все депутаты Сената и Мажилиса (а их 156) обходятся бюджету более чем в 14 миллиардов тенге, к которым надо приплюсовать расходы на содержание армии их помощников и административный персонал.

«Нур Отан» изначально замышлялась, как лидер политического прогресса. На актив партии всегда возлагалась задача надежного и открытого «канала связи» властей с населением и бизнесом. Однако политические события января показали потребность в переоценке роли и места этой партии в новом Казахстане.

Покаяние и признание ошибок не спасет партию власти и не восстановит к ней прежнего доверия населения, на фоне сотрясающих ее постоянных коррупционных скандалов, и неоднозначного поведения некоторых высокопоставленных партийцев. А невнятная реакция партии на отсутствие своих руководителей на заседаниях парламента, их отказ участвовать в обсуждении будущего самого массового политического объединения страны, только усугубляют положение «Нур-Отана», делая ее перспективы весьма туманными.

«Двуличие» некоторых депутатов партии во время голосования о статусе экс-лидера страны только подтверждает необходимость создания новых партий. Требуются не только новые лозунги, но и новые лица, не запятнавшие себя коррупционными преступлениями и сомнительными решениями в прежней политической реальности Казахстана.

Если существование партии «Нур-Отана» еще можно как-то было обеспечить традиционными административными методами, блокирующими конкурентов на выборах, то легитимность, уважение и доверие народа требуют полного переосмысления ее нынешнего состояния.

К сожалению, самая массовая партия страны не выдержала проверку ни временем, ни властью, ни огромными финансовыми средствами, ежегодно выделяемыми на ее деятельность из бюджета.

Казахстану сейчас, как воздух, нужна модернизация всей общественной и экономической системы страны, кардинальная трансформация отношений между госаппаратом, населением и бизнесом.

Особенно важным становится выдвижение и появление таких политических партий и движений, которые наладят эффективные «каналы связи» между обществом и властью.

Эпоха транзита может стать выгодным временем для новых и амбициозных лидеров, которые смогут заполнить политический вакуум, сформировавший за время «тепличных» условий, в которых жили-почивали традиционные провластные партии и общественные организации.