Размышляя о прошедшем Тридцатилетии

Формула Пути: «От веков Зависимости, через период Независимости к эпохе Взаимозависимости»



События начала года заставили меня опять отложить давнюю работу о происхождении арабских цифр. Ещё свежие воспоминания возвращают к недавним годам, когда из-за бездарных правителей своих погибал, разрушался вполне здоровый, развивающийся Советский Союз, вызывая растерянность и непонимание сотен миллионов советских людей, теряющих страну, ставшую общей родиной.

(Так бы я начал рассказ о 1989-1991 годах, которые провел в бурлящей Москве.)

Президенты наспех собранных «независимых» государств (столь же не щедро одаренных небом, как Горбачёв и Ельцин) все тридцать лет обещали своим народам счастливое благополучие и сытость в самом ближайшем будущем, ну, а настоящее надо, понимаешь, перетерпеть.

В новых поколениях накапливалось опасное нетерпение. В январе им воспользовались, поначалу удачно, те, кто хотел создать во всем Казахстане митинговый подъём, чтобы заставить Токаева сложить полномочия, и счастливое Тридцатилетие продолжилось бы бесконечно. Но, однако, кличем всех митингов стало требование – «Шал кет!» («Старик, уйди!»).

Тогда в дело вступили подготовленные родней Елбасы боевые группы, чтобы стрельба, пожары, грабежи создали обстановку, которая заставит-таки Президента подписать бумагу об отречении. Но Токаев обратился к ОДКБ.

…Сейчас уже понимаешь, что время конца 70-х и начала 80-х оказалось рубежным. Кто из историков обратил внимание на такие вполне рядовые события, случившиеся в тот период?

  1. Руководитель Ставропольского крайкома М.С. Горбачев неожиданно получил повышение – стал секретарем ЦК КПСС (1978 г.) и вскоре – членом Политбюро (1980 г.) и уже недалеко до кресла Первого Секретаря (1985 г.)[1].
  2. Съезд Компартии КНР избрал Председателем партии Дэн Сяопина (1978 г.).

Последствия этих событий проявились уже в ближайшее время. Советский Союз в 1991 году перестал существовать. Вечно голодный, всегда нищий миллиардный Китай впервые накормил себя (1990 г.) и заявил о себе как о самой развивающейся экономике мира.

В том же периоде на планете происходили незаметные или малозаметные акты, тоже влияющие на политику.

Ранней осенью 1983 г. в солнечном Ташкенте собралась очередная Конференция писателей стран Азии и Африки, организованная Союзом писателей СССР. Завершался первичный этап глобальной деколонизации, предложенной США в победном сорок пятом. Америка тогда убедила своих союзников уходить из колоний. Британская администрация начала уходить из Индии, Ирака, Арабских стран, из Восточной Африки. Французы – из Западной и Северной Африки, но нехотя, что породило первые национально-освободительные движения. После смерти Сталина и СССР начал поддерживать деколонизацию, помогать идеологически, деньгами и оружием через полуофициальный Комитет по связям со странами Азии и Африки.



Я был одним из руководителей этого Комитета. Посетил почти шестьдесят стран этих континентов за два десятка лет. И, наверное, поэтому руководство Союза писателей СССР поручило мне подготовить основной доклад и выступить с ним в начале конференции. Участвовать в обсуждении основных вопросов времени прилетели многие руководители освободительных движений деколонизированных стран.

Большую часть текста я посвятил изложению впечатлений, полученных от посещения некоторых стран, еще бывших колониями. Ухоженные, тучные плантации. Работающее местное население. Проблемы, которые, конечно, были, но не бросались в глаза. Потом, через несколько лет после деколонизации я снова туда приезжал. И видел уже другие картины. Племена боролись за власть. Сожженные дома, опустошенные плантации, голодное, нищее население. А рядом такие же страны, озлобленные независимостью.

Такие рассказы угнетающе действовали на зал. Руководство нашего Союза переглядывалось. Огласил вывод.

«Хочу назвать главную ошибку национально-освободительных движений. Основной и конечной целью деколонизации виделась только Независимость. А что будет после достижения цели, борцов не интересовало, и это губительно сказалось на программе освобождения.»

В конце доклада предложил Формулу Пути в будущее, назвав другую стратегическую цель освободительных движений:

«От веков Зависимости,

через период Независимости

к эпохе Взаимозависимости».

(Осознанной, а не навязанной взаимозависимости.)

В перерыве узбекские писатели устроили для гостей обильный обед. Для президиума – в отдельной комнате, где представители организаторов провели небольшую дискуссию.

Виталий Озеров – секретарь Правления Союза писателей СССР, высказал мнение, что новая светлая цель едва ли будет понятна борцам Азии и Африки.

- Сейчас большинство стран этих стали самостоятельными, - говорил он - Они еще не успели освоить независимость, а вы предлагаете им сразу шагать к следующей цели? Весьма туманной, к тому же.

- Надо сразу начинать сотрудничать с соседями как с членами одной семьи. Взаимодействовать, как братья и сестры, а не воевать. Семья – лучшая модель взаимозависимости.

«Советский союз – говорил я – доказывает действенность такой модели. Мы называем наши республики братскими. У казахов, узбеков и россиян разное прошлое, но общее будущее, которое мы созидаем вместе.» Я уточнил, что эта Формула Пути не только для интеллектуалов этих двух континентов. Она для всех народов мира. Потому что все этносы и общества планеты испытали бремя Зависимости – социальной, экономической, национальной, расовой, религиозной и, конечно, стремились к Независимости хотя бы в мечтах и надеждах. Некоторые страны получали ее, но вскоре снова попадали в зависимость. Обязательно попадали, ибо Независимость, как оказалось, не может быть завершающим пунктом исторического пути народа. Часто становилась самым опасным этапом пути к свободе.



В конце 1991 г. распался Советский Союз, образовались новые, независимые друг от друга государства. И многие из них повторили опыт переживаний бывших африканских и азиатских колоний, получавших независимость.

…В 1990-м я дважды встречался с Нельсоном Манделой, вышедшим из тюрьмы, где провел 27 лет. И все эти годы он из тюрьмы руководил своей партией Африканский Национальный Конгресс. Партия стремилась объединить тысячи племен Африки в единую нацию, и примером этого служил для Манделы опыт Советского Союза, создавшего из множества разных национальностей единую нацию – советский народ. Так мне объяснил Мандела при встрече в Йоханнесбурге весной 1991 года, куда я прилетел по поручению Верховного Совета СССР и Комитета по присуждению Международной Ленинской Премии, членом которого я состоял.

Мандела пообещал прилететь в Москву сразу после предстоящего полета в Северную Европу (был нарасхват). Но так и не прилетел. В Норвегии или Швеции, куда тогда собирался, его наградили Нобелевской Премией Мира и Ленинская, конечно, не монтировалась рядом. Отговорили. Но Африканский Национальный Конгресс продолжал работать, утверждая в сознании племен идею взаимозависимости африканских народностей, подсказанную Советским Союзом.

Формула Пути за прошедшие после Ташкентской конференции сорок с лишним лет озвучивалась мною на конференциях ООН, ЮНЕСКО, с трибун национальных.

Недавно, когда Азербайджан вернул Карабах, тридцать лет бывший под оккупацией Армении, журналисты Баку спросили: «Как дальше строить отношения с соседней республикой, враждебное настроение которой к тюркским народам было и будет?».

Я сказал, что близким соседям легче совместно выработать состояние взаимозависимости системой сначала экономических, транспортных, политических коммуникаций. И тогда постепенно нарастут и межкультурные связи.

Взаимозависимость должна стать программной задачей всех соседей не только в Закавказье.

В декабре 2021 года официальный Казахстан торжественно отметил Тридцатилетие своей Независимости. А в январе 2022-го массовые митинги высказали своё понимание такой независимости. То время оказалось тридцатилетием культивирования абсолютизма Одной личности, в зависимость которой попало все население страны. А в собственность этой личности и ее семьи попала вся земля и ее богатые недра, все промышленные предприятия, доставшиеся стране от СССР.

Каким сознанием обладала эта уникальная личность, воспитанная советской школой-семилеткой и ФЗУ? Был комсомольцем, состоял в Коммунистической партии. Может быть, эти идеи воспитали в нем сознание социалистическое или коммунистическое? Нет, не воспитали. Тогда, может быть, национальное или даже националистическое сознание сказывалось? И эти – нет.

В казахском языке гражданское понятие «нация» и этническое – «национальность» еще не отделились друг от друга. Определяются одним словом ұлт.

Мы – народ, состоящий из нескольких племен, когда-то объединенных в три союза (жуза).

За века такого сосуществования у большинства народа воспитывалось племенное сознание. И своеобразный жузовский патриотизм.

Итак, каким же сознанием был наделен человек, овладевший всей страной? За тридцать лет накопились аргументы в пользу не национального, даже не племенного, а родового его сознания. Конечно, самая почитаемая им личность – Он Сам (эго!), потом – Родня и, наконец, – Род шапрашты. Что означает это слово, никто не знает. Происходит явно от какого-то нетюркского имени Шапраш. Возможно, джунгарского, калмыцкого, но не казахского. Хотя в просто народном лексиконе казахов есть слово шапраш. Так называют девицу, родившую дитя, не выйдя замуж.

Обитает этот немногочисленный род недалеко от Алма-Аты, в Каскеленском районе (Каскелен – диалектная форма казахского Қаскельген – «враг пришел». Возникло, возможно, после прихода в это место джунгар.)

В предгорьи Ала-Тау на высоте тысяча метров есть прекрасное урочище Ущ Коныр, откуда хорошо виден Каскелен и поселок, где родился Сам.

В урочище небольшая сеть прекрасных дорог, несколько очень уютных жилых строений, архитектурно не уступающих Швейцарии. Это для отдыха Самого и Дочерей. А на окраине урочища – ухоженное кладбище, где хоронят только тех, кто из рода Шапрашты.

В этом роду, как и в любом другом, есть и невежды, и талантливые люди. Однако именно шапрашты оказались наделены особыми возможностями, что заставило некоторых современников пересмотреть свои шежре (родословные) и обнаружить в числе предков шапраштанца. В паспорт такое открытие не впишешь, но система устного оповещения помогала таким находчивым карьеристам попадать в политическую и деловую элиты страны.

Все выходцы из этого рода и приписавшиеся получили в прошедшее тридцатилетие должности не ниже министерского и незаметные обществу доходы. Но приходит час, и каждого из них везут не на общее место захоронения в Алма-Ате или в столице. Спец. самолетом доставляют в Алма-Атинский аэропорт, поднимают в урочище Ущ Коныр на родовое кладбище, которое, по-видимому, ближе к небу.

Ни в каком другом, даже в самом отсталом африканском, государстве культ президента не доходил до такого совершенства!

Это родовое кладбище было предназначено для «рядовых» сородичей. А для Самого строится грандиозная мраморная гробница в самом историческом месте Казахстана – в Туркестане.

…Еще обсуждаются январские события, но мы должны признать главное, что этот январь это и начало 2022 года, и, надеюсь, начало нового Казахстана – современного, демократического, свободного государства. Возникают новые партии, мы возрождаем партию НКК («Народный Конгресс Казахстана»), которая возникла в 1992 году, участвовала в формировании проекта первой Конституции, утвержденной наспех собранным Верховным Советом юной республики.



И важнейшие предложения этим уже ручным Советом не были приняты. Все последующие тридцать лет такой парламент принимал предложения президента стопроцентным голосованием (поднятием правой руки, хотя правильней было бы поднимать обе).

НКК предложила в начале текста Конституции соединить последовательно две главные статьи:

I. Единственным источником власти является народ.

II. Главной собственностью народа является земля и её недра. Эта собственность всегда принадлежит народу.

Две эти основные статьи Основного Закона обеспечивали демократическое будущее республики и благосостояние населения. Председателем того состава Верховного Совета был коммунист Серикболсын Абдильдин.

От президента поступила редакция как указание:

«Земля и её недра принадлежат государству».

Я снова попросил слова:

«Государство – это несколько человек, которых мы только что избрали в руководство. Даже не рассмотрев их внимательно. А нам предлагается отдать им во владение нашу землю, которую народ веками собирал, защищал, отвоевывал как свое основное богатство. Если мы отдадим её этим нескольким персонам, то где гарантии, что до следующих выборов, которые состоятся через пять лет, они не распродадут это основное народное богатство? Не забывайте, что мы, отказавшись от социализма, вступили в период, где правят рыночные отношения.»

За предложение НКК было поднято несколько рук. За президентское – послушно подняли остальные.

Так тогдашние парламентарии проголосовали против того, чтобы поколения народа создали свое благополучное настоящее и будущее.

В 1994 году НКК предложил уже детально проработанную Программу материализации статьи:

«На имя каждого гражданина республики Госбанк открывает лицевой счет, на который будет падать капелька от каждой тонны нефти, крошка от каждой тонны угля, цветного, черного и редких металлов, добываемых в стране, и тогда не будет нищих поколений. Надо изучить опыт некоторых арабских эмиратов, и наши математики создадут совершенную систему распределения этих народных богатств во благо народу и государству.»

Но то обсуждение закончилось доделкой Конституции в 1995 году, где добавились не наши предложения, а статьи Закона, укреплявшие единоличную власть президента в ст. № 1.

И теперь, когда тридцатилетие Зависимости Казахстана от Елбасы, кажется, заканчивается, НКК будет снова настаивать на совершенствовании Основного Закона о внесении в него статьи «Земля и её недра принадлежат не государству, а Народу».

Пытаясь годами понять сложную семантику термина – взаимозависимость, я всё чаще гляжу на карту.

Казахстан окружен разновеликими государствами-соседями. С запада и севера республика соседствует с Россией, 7 тыс. км граница. Тысячи горных км соседства с Китаем. На юге – республики Средней Азии. Такое окружение не обещает долгой независимости. Только ускоренная взаимозависимость с соседями подсказывается такой географией.

Взаимодействие и взаимосотрудничество Казахстана с окружающими странами вполне возможно. И легко подтверждается экономически и политически.

Но как добиться реальной взаимозависимости, скажем, Китая, великого населением, пятитысячелетней историей, и крошечного числом населения Казахстана, который, все знают, начал свою письменную литературу и историю только в ХХ веке.

Зависимость казахской культуры от древних китайских хроник особых доказательств не требует, а взаимозависимость, особенно в древности, конечно, невозможна? Вопрос потребовал годы погруженности в тему и что-то еще, чтобы добыть необходимые доказательства. Я руковожу Центром Сближения Культур под эгидой ЮНЕСКО, и эта обязанность помогла.

С 60-х разгадывал происхождение древнейших иероглифов, и уже удалось установить биографию арабские цифр (от единицы до десяти). Понять их китайское происхождение[2].

Почему проблеме взаимозависимости я уделил время в наши плотно занятые дни? Я пытался пристроить это, скорее духовное явление к разным религиозным философиям. И даже к таким атеистическим, как марксизм. Если бы предмет взаимозависимости классов обсуждался в XIX веке учеными-марксистами! А он, думаю, обсуждался, потому что классовые противоречия, видимо, получили разное научное истолкование в Европе. В северной части материка эти естественные противоречия не развились в классовую борьбу, как это случилось в России. В Швеции и Норвегии противоречия рабочего и работодателя получили эволюционное развитие. В России – революционное.

Явление сие в таких ракурсах пока не пытались рассматривать. Просто употребляют в публицистике термин «шведский социализм», не задумываясь о его происхождении.

Такое научное отставание и сегодня может сказаться на развитии России и новых государств, идущих за ней, потому что после развала СССР и «восстановления капитализма» возрождается конфликт рабочего класса и класса работодателей, грозящий свернуть на привычный путь. К чему это может теперь привести, не надо гадать. Есть только два продолжения – очередная революция или социализм. Пусть даже «шведский». К чему призывает Программа Народного Конгресса Казахстана[3].


Фото из архива автора.


[1] Карьерный взлет куратора северо-кавказких здравниц случился не без помощи Д. Кунаева. Об этом можно, наконец, более полно сообщить.

[2] Эта статья о забытой эпохе взаимозависимости китайских- тюркских - семитских культур будет опубликована в журнале «Бильгамеш» (Центра Сближения Культур).

[3] Для патриотов, не признающих иностранные термины в названии казахстанской партии, поясняю, что «конгресс» – международное слово, означающее – «соединение», «сближение» (лат.)