СОЦСЕТИ В СЕТЯХ СИСТЕМЫ

Кто и как будет бороться с вредоносным контентом?



В Казахстане были разные периоды давления на свободу слова. Их амплитуда порой диаметрально противоположна: от жесточайших репрессий, убийств и закрытий СМИ до относительного затишья и заигрывания, включая нахальную покупку оппозиционных изданий. Но церберы режима никогда не теряли политической бдительности, стоя на защите интересов власти и приближенного ей олигархата.

«Заманың түлкі болса, тазы боп шал» («хочешь жить — умей вертеться») гласит казахская мудрость.

И в век Интернета и социальных сетей власти захотелось контролировать содержание сего необъятного информационного пространства.

Нашелся формальный повод для вмешательства в контент всемирной паутины. Имя этому дому — дети, дескать, надо их уберечь от кибербуллинга. И под этим соусом решили приструнить социальные сети.

И вот на днях правительство РК и Facebook «пришли к соглашению о тесном сотрудничестве по вопросам противодействия вредоносному контенту с акцентом на защиту прав детей в интернете» (выделено автором и так гласит официальное сообщение): «С целью оказания содействия правительству Республики Казахстан в решении вопроса повышения безопасности информационного пространства со стороны Facebook предоставлен Казахстану прямой эксклюзивный доступ к внутренней “Системе уведомления о контенте” — Content Reporting System (CRS). CRS позволит министерству оперативно сообщать о контенте, содержащем нарушения, как глобальной контентной политики Facebook, так и национального законодательства Республики Казахстан».

Слов нет, детей защищать надо, в том числе и от вредоносного контента, но в данной ситуации меня, многолетнего свидетеля антиСМИ-шного шабаша власти, смущает, не станет ли «детская тема» поводом для регулирования и другого, неугодного власти контента: начиная от «вредоносных» постов политической оппозиции и заканчивая публикациями о фактах коррупции в верхних эшелонах власти? Что-то не верится, что власть так уж горячо желает защищать права детей: если любила, то, по крайней мере, не лишала бы их бесплатного питания в школах!

В сообщении как раз говорится о «нарушениях национального законодательства РК»! А мы знаем каковы особенности нашего национального законодательства: оно у нас — что дышло! И допустить наших, цензорно - настроенных чиновников в сокровенные анналы Facebook это все равно, что впустить волка в дом (есть такая китайская идиома). Как бы не получилось, что начали за оздоровления контента, а кончили за упокой… свободы слова.

Но меня не покидает мысль, что рано или поздно наши чиновники покажут свое истинное, тоталитарное лицо и дорожащая своей репутацией компания отойдет от этих договоренностей.

Давление на свободу слова идет и по другому направлению: в Мажилисе на полном серьезе обсуждалась поправка, запрещающая публиковать в социальных сетях и СМИ информацию о делах, находящихся в производстве суда и не вступивших в законную силу приговорах. Правда, ее позже сняли с обсуждения, но инициатор обещал вернуть ее с переформулировкой.

Получается, что СМИ и социальные сетям останется только комментировать состоявшийся приговор суда! Инициатор говорит о возможном давлении на суд со стороны СМИ. Но мы-то знаем, кто, по-настоящему (и как!) оказывает давление на наш казахстанский, «самый справедливый в мире» суд!

Эти потуги власти заарканить СМИ и соцсети, еще больше сузив поле для свободы слова, и жалки, и смешны. Мне кажется, что власти давно пора понять одну истину: современные коммуникационные технологии сколь универсальны, столь и безграничны. И никакими драконовскими законами их не обуздать. Закроешь один информационный интернет — портал, появится новый, отключишь одну соцсеть — появится другая, как говорится, творческая голь на выдумки хитра. Отключишь Интернет —з встанет вся экономика и государственная жизнь.

Так что власти надо учиться жить в условиях информационной открытости и плюрализма, в том числе и с неугодными ей СМИ и критических публикаций в Интернете и социальных сетях. Иного пути нет.





ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Выдали желаемое за действительное?


Владелец Facebook отрицает информацию о предоставлении властям Казахстана эксклюзивного доступа к системе жалоб на контент Content Reporting System (CRS), пишет Reuters со ссылкой на директора по коммуникациям по Азиатско-Тихоокеанскому региону Бена МакКонахи.

«Во-первых, мы не делали совместного заявления с правительством Казахстана. Вместо этого власти Казахстана выпустили собственное заявление, основанное на наших дискуссиях об обработке запросов правительств на контент, который нарушает местное законодательство», — передал агентству МакКонахи.

Он добавил, что процесс обработки запросов с жалобами на контент «не является эксклюзивным для Казахстана, правительства мировых стран также имеют к нему доступ».

Глава казахстанского министерства информации и общественного развития Аида Балаева в свою очередь утверждает, что заявление ведомства, выпущенное накануне, «полностью согласовано» с офисом компании Facebook по региону Китая, Монголии и Центральной Азии.