НЕ СБЕРегли ЧЕСТЬ ФЛАГА?

Зачем электронное правительство казахстана отдавать иностранцам


Что-то невообразимое творится в информационном пространстве Казахстана вокруг двух российских проектов: строительства АЭС на Балхаше и переносе электронного правительства eGov на платформу российского Сбербанка GovTech.

В чем же причины антагонизма казахстанцев к совместным проектам?

Форсирование строительства АЭС в стране богатой экологически чистым природным газом само по себе вызывает сомнения. Тем более, если российский проект, как говорят эксперты, экспериментальный, то такая АЭС может (не ровен час) стать очередным ядерным полигоном. Казахи отдали сполна свой долг Человечеству, испытав на себе и будущих поколениях чудовищные последствия атомных взрывов на Семейском полигоне!

А идея отдать в руки иностранного банка (СБЕР) электронное правительство Казахстана и вовсе кажется абсурдной! Речь — о меморандуме между правительством РК и СБЕР-ом о сотрудничестве в сфере реализации проектов по цифровой трансформации Казахстана, переходу к платформенной модели цифровизации и концепции Data Driven Government. Почему мы так просто отдаем это стратегическое направление стране, которая намного ниже нас по рейтингу информатизации и не признана профильным авторитетом в мире? Выходит, вложенные правительством РК миллиарды тенге в цифровизацию ушли впустую? Гора родила мышь? Кто из министров отвечает за реализацию этих программ? С кого конкретно спрашивать отчет по расходованию колоссальных средств? Тем более, в Казахстане есть агрегатор KASPIбанк — лидер цифровизации не только на постсоветском пространстве, но и за рубежом. Он вполне может создать (и создает — сравните хотя бы их банкинги) достойную конкуренцию тому же СБЕРу. Нужно также учитывать и «санкционный фактор», под который попала российская сторона — в любой момент он может отразиться на судьбе российской платформы, если учесть возможное отключение России от SWIFT. А это уже коллапс и катастрофа, и никакие ЕАЭС, ШОС и ОДКБ вместе взятые не смогут помочь.

Да, наш профильный министр постарался успокоить общественность: «мы не отдадим eGov России. Лозунги типа «все данные казахстанцев будут доступны РФ» не уместны». Далее идут сугубо специфические, вовсе не убедительные разъяснения на тему «безопасности» такого интегрирования eGov, ключи и коды которого будут в чужих руках. Когда у замка два ключа у двух разных хозяев, любой из них может зайти в дом без разрешения другого. Видимо, наши власти забыли известную фразу «Кто владеет информацией, тот владеет миром (читай: той страной, чья информация у него в руках!)». Кстати, о конкуренции, которая мать… порядка и враг коррупции и волюнтаризма. Почему обе проблемы (строительство АЭС и перенос eGov) решаются кулуарно, без открытого международного конкурса с обязательным участием мировых лидеров в данных сферах.

Налицо все более усиливающийся крен в сторону России со стороны нынешнего руководства Казахстана. Конечно, с соседом и стратегическим партнером надо жить в дружбе и согласии, укреплять экономические, гуманитарные и иные связи. Но «дружить» и «быть партнерами» вовсе не значит находиться в зависимости от него.

Это же нонсенс — в год празднования 30-летия Независимости мы добровольно попадаем в зависимость от другой страны, которая, отнюдь, не пример для подражания по части демократии, и ведет откровенную аннексионную неоимперскую политику на постсоветском пространстве, разругавшись почти со всем цивилизованным миром.

Но такие важные решения у нас принимаются на самом верху. И без всякого сомнения, к ним имеют отношения (как максимум) елбасы, и (как минимум) президент. Никто не поверит, что наш премьер-министр, подписавший на равных (?) меморандум с главой одного из российских банков (куда только смотрит акординский протокол?!), единолично принимал такое судьбоносное решение - он всего лишь исполнитель высочайшей политической воли.

Складывается смутное ощущение того, что кое-кто в своих шкурных политических интересах, связанных с окончательной реализацией операции «Преемник», просто «сдает» страну со всеми потрохами своему потенциальному гаранту.





Соц. сети читал Арыстан ЖУАСОВ


Правительство на чужой платформе

Замена портала eGov и перенос системы государственного управления РК на новую платформу российского «Сбербанка», по мнению, @nursolovej, очевидно, не устроила одного из крупных банкстеров в Казахстане, речь может идти об АО «Kaspi Bank», одним из основных акционеров, которого, до недавнего времени, был племянник елбасы - Кайрат Сатыбалды. В контексте обсуждения, а точнее, осуждения подписанного правительством меморандума, в Казнете довольно часто упоминается именно АО «Kaspi Bank» и его продвинутая цифровая экосистема.

Тем не менее, специалисты, глубоко погруженные в работу IT-сектора Казахстана, утверждают, что правительство страны в принципе обратилось по правильному адресу, так как именно «Сбербанк» - единственная в постсоветском пространстве компания, имеющая ключ к созданию полноценной облачной платформы. При этом в профессиональном сообществе не секрет, что «Сбербанк» позаимствовал данную технологию у китайской компании «Huawei». Изначально, по сведениям

@nursolovej, именно с компании «Huawei» казахстанское правительство и должно было подписать соответствующий меморандум, но в процессе подготовки к такому решению китайская компания попала под жесткие санкции США. Казахстан был вынужден свернуть эту инициативу и обратиться к России, а точнее, к выходцу из Казахстана и близкому конфиденту Владимира Путина Герману Грефу, зная, что он в «Сбербанке» использует ту же технологию. При этом, как считает @nursolovej, инициатором такого диалога выступил давний друг Грефа - председатель Агентства по стратегическому планированию и реформам РК Кайрат Келимбетов.

По информации @nursolovej, также следует, что решающую роль в подготовке меморандума о сотрудничестве в сфере реализации проектов по цифровой трансформации Казахстана сыграл премьер-министр России Михаил Мишустин, ранее создавший по-своему уникальную цифровую систему в российской налоговой службе, когда работал ее руководителем, а затем перенесший облачную технологию в кабмин. Именно на этотэтот опыт заинтересовал казахстанскую сторону в лице премьер-министра РК Аскара Мамина, который заинтересован в установлении личных дружеских и доверительных отношений с Мишустиным. По сведениям @nursolovej, фактически именно Мамин, с казахстанской стороны, играл «главную скрипку» и настаивал на необходимости замены портала eGov, которая обойдется в почти в 500 млн. долларов.

В случае срыва проекта, по мнению @nursolovej, можно ожидать очередного охлаждения отношений между Москвой и Нур-Султаном, или же даже неких ответных действий, включая элементы государственной пропаганды и гибридной войны; цифровой скандал чреват внутренним кризисом, итогом которого в таком случае станет отставка премьер-министра РК Мамина.