Повторный карантин в Казахстане. Какими будут последствия?

Повторные карантинные меры, направленные против распространения коронавируса, грозят Казахстану политическим кризисом. С чем это связано и кому может оказаться выгодно?


Министерство здравоохранения Казахстана опровергло информацию, распространенную в «некоторых СМИ Китая», что в Казахстане отмечены случаи некоего казахстанского варианта пневмонии, смертность от которой выше, чем от COVID-19. Правда, помимо СМИ, 8 июля об этой опасности известило своих граждан посольство Китая в Казахстане. В этот же день президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил с обращением в связи со второй волной коронавируса и повторно введенным карантином. Однако это обращение было вызвано не только эпидемиологической, но и политической обстановкой в республике.



Фейерверк на фоне пандемии


«В казахстанской версии COVID-19 есть ярко выраженный политический симптом. Речь сейчас идет о системном недовольстве граждан действующей властью, что является признаком политического кризиса», - считает оппозиционный политик Амиржан Косанов. Но чем вызвано столь острое недовольство населения?

6 июля в Нур-Султане состоялся эффектный фейерверк. Формально он был проведен по инициативе мэра столицы в связи с празднованием дня города. Но все исходят из того, что фейерверк был устроен в честь Нурсултана Назарбаева, которому в тот день исполнилось 80 лет. Некоторые оппозиционные активисты 6 июля предложили сделать днем траура по умершим от коронавируса и пневмонии. Дело в том, что их число в Казахстане резко возросло после отмены жестких карантинных мер, которые в середине марта были введены властями. В интернете как раз 6 июля появилось видео, снятое в Алма-Ате. На нем видна очередь из родственников, ожидающих выдачи трупов в морге.



Жертвы коронавируса в Казахстане


По словам главного редактора «Новой газеты»-Казахстан» Александра Краснера, журналисты проверили информацию и подтвердили - морги Алма-Аты не справляются с выдачей тел. «По личным наблюдениям могу сказать, что уже в кругу знакомых умирают совсем не старые люди, и таких уже много. Ситуация катастрофическая», - констатирует собеседник DW.

В этом контексте блогеры напомнили о том, как королева Англии из-за эпидемии коронавируса отменила торжества по случаю своего дня рождения, и объявила, так сказать, «общественный траур».

А 8 июля их в этом фактически поддержал президент Токаев. 13 июля он объявил траур по умершим от пандемии короновируса.

Александр Краснер видит в этом подтверждение того, что коронавирус в Казахстане - фактор политический. «Это попытка перехватить инициативу у оппозиционеров и нивелировать грандиозный диссонанс, который произошел 6 июля во время празднования Дня города Нур-Султане», - считает он. В оценке того, что градус напряжения в обществе необычно высок, Краснер согласен с Косановым. «Это стало ясно после того, как глава государства 25 июня назначил нового министра здравоохранения, и тот сходу предложил ввести четырехнедельный жесткий карантин. Это предложение сначала получило поддержку со стороны администрации Касым-Жомарта Токаева», - напоминает главный редактор «Новой газеты»-Казахстан».



Казахстанская цена тестов на COVID-19


Мартовское решение о введении ЧП также преследовало политическую цель. «Не секрет, что в элитах есть силы, которым неудобен Касым-Жомарт Токаев», - говорит Косанов. Зная это, президент использовал ЧП для ограничения политической активности своих оппонентов во властных структурах и консолидации власти в своих руках. Этой цели он достиг, убрав, к примеру, с поста главы сената Даригу Назарбаеву.

Но, убежден Александр Краснер, власть, взятая Касым-Жомартом Токаевым, обернулась для него «клубком тяжелейших проблем в здравоохранении и разбалансированным государственным аппаратом, который под прикрытием карантинных мер, принялся «пилить» бюджет».

Пока люди из-за режима ЧП сидели по домам, это было не так заметно. А когда «ЧП первой волны» закончилось, то выяснилось, что «не было ни нормального, доступного и недорогого тестирования населения, ни организации коечного фонда, хотя деньги на это были выделены, ни доставки в страну нужного количества медикаментов, ни эффективной экономической поддержи населения»-, продолжает он. Более того, был откровенный саботаж ряда необходимых мер со стороны тех или иных чиновников и целых органов власти.

Вот только один пример. «Тестирование на короновирус в Казахстане стоит дорого, до 20 000 тенге. А когда сеть медицинских центров «Сункар» в Алма-Ате завезла зарубежные тестеры, и людей стали тестировать от 5500 до 8500 тенге, им сразу пришло письмо из Комитета контроля качества услуг прекратить делать тесты. В Сункаре решили – причина в том, что Национальный центр экспертизы контроля качества и безопасности товаров и услуг Минздрава запустил платное тестирование по 11500 тенге. Налицо конфликт чиновничных интересов.», - рассказывает Краснер.




Мягкий карантин и сроки за слухи о пандемии


В этой ситуации предложение снова ввести жесткий карантин на четыре недели встретило необычайно резкое противодействие со стороны СМИ и интернет-сообщества, включая государственные ресурсы и блогеров, лояльных к власти. Прямо указывалось на то, что такие меры добьют экономику и могут привести к бунту, так как содержать население во время карантина центральная власть не способна.

В результате президент ввел гораздо более мягкий карантин, чем предлагал министр здравоохранения. Таким образом власть отреагировала на давление общества. Хотя в обращении президента к населению 8 июля, «прозвучали угрозы наказания вплоть до уголовной ответственности (до 7 лет) за распространение слухов и использование ситуации для разжигания розни», - рассуждает Александр Краснер.


Выборы в Сенат, коронавирус и популярность Назарбаева


А что же оппоненты президента во власти? «У нас сложилась парадоксальная ситуация: чем хуже положение дел у второго президента, тем оно может быть лучше для первого президента и его окружения», - отмечает Амиржан Косанов. По его словам, в представлении граждан республики Назарбаев, в отличие от своего преемника, «мог жестко расправиться с нерадивыми чиновниками в критических ситуациях». А в августе предстоят выборы в Сенат. И «группа Дариги Назарбаевой», которая находится в скрытой оппозиции Касым-Жомарту Токаеву, может на фоне провала власти в борьбе с эпидемией усилить там свои позиции.

Но и Нурсултану Назарбаеву коронавирус не прибавил народной любви. «Он дал интервью о своих тридцати годах у власти, рассказал, как поставил независимую республику на ноги. И ни слова не сказал о беде, которая сейчас захлестнула страну. То есть косвенно он дал понять, что за ситуацию с вирусом отвечать должен Токаев. Хотя нынешнее правительство было сформировано при нем, и вся государственная система власти – тоже его детище», - считает Александр Краснер. «И сам он неуместными торжествами сейчас очень разозлил народ», - отметил Краснер.