Пройти по черте

Виртуальный консилиум политологов разошелся в оценках второго заседания Национального совета общественного доверия


Одни констатировали, что пациент скорее жив, другие скорее мертв. Диагноз разнится в зависимости от субъективно понимаемой «общественной пользы». Кто-то акцентировал внимание на прогрессивных тенденциях «первого пакета реформ», озвученного Касым-Жомартом Токаевым, кто-то разочарован тем, что наиболее насущные проблемы политической модернизации в него не вошли.

 Если же взглянуть на произошедшее с точки зрения процессов двоевластия, то, прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что из всего круга политических проблем Токаев выбрал только то, что направлено на ослабление позиций его визави, Нурсултана Назарбаева. Помимо этого, второе заседание НСОД обозначило красную линию, через которую президент Токаев не намерен переступать, поскольку рискует лишиться поддержки главного гаранта транзита власти.

Инициативы Токаева не выходят за границы прав и свобод, допущенных на сегодняшний день в Российской Федерации. С одной стороны, президенту важно не раздражать Кремль своей либеральной риторикой, с другой стороны такая осторожность не дает дополнительных критических аргументов Главной библиотеке, позволяющих блокировать продвижение изменений законодательства через парламент.

Стоит упомянуть, что у россиян уже сейчас действует уведомительная процедура проведения массовых акций, которая, однако, не мешает отказывать оппозиции в проведении митингов и демонстраций или разгонять их с помощью национальной гвардии. Порядок регистрации политических партий у наших соседей, в сравнении с предложенным на Нацсовете, гораздо демократичнее. Там необходимо собрать не двадцать тысяч подписей (как предложил Токаев), а всего пятьсот, при том, что население России в 10 раз больше. Примерно тоже самое можно сказать и по остальным нововведениям второго президента.

Важно обратить внимание и на другое обстоятельство. Весь «первый пакет» не представляет сиюминутной угрозы для Назарбаев-центра. Места для проведения массовых акций определят нуротановские маслихаты, а регистрация партий будет в руках известного «библиофила», министра юстиции Марата Бекетаева.

В вышеописанных рамках нельзя сказать, что результаты работы Национального совета как-то поколебали позиции клана Назарбаевых или же способствовали выстраиванию реформаторского имиджа Токаева. Единственная, несомненная польза от НСОД видится в том, что у президента появился благопристойный повод уклониться от поездки на неформальный саммит ЕАЭС, дабы не пересекаться там с его почетным председателем.




«Новая» — Казахстан»

 ПОД ТЕКСТ




Кто и как влияет на экономику и политику Казахстана


 На втором заседании НСОД Касым-Жомарт Токаев продемонстрировал, что не готов отходить от концепции «слышащего государства» и будет продолжать проводить те реформы, которые были им неоднократно анонсированы. Однако, либерализация Токаева, по всей видимости, будет носить скорее декоративный характер и неминуемо столкнется с трудностями, анализирует телеграм-канал Uzyn Qulaq.

Аналитики близкие к администрации президента России считают, что отрытая фронда между Акордой и «библиотекой» продолжается. По информации от группы российских политтехнологов, в «библиотеке» довольно болезненно восприняли прозвучавшие от Токаева предложения и, якобы, озвучили второму президенту целый ряд претензий, связанных с «ревизией курса Елбасы», излишне «либеральным подходом» и заигрыванием с противниками режима.

В связи с этим, по информации телеграм-канал Uzyn Qulaq, аналитики из администрации президента России изучают и могущественный шапраштинский клан для формирования представления — кто именно и как влияет на экономику и политику Казахстана.

По информации телеграм-канала Uzyn Qulaq, в одной из аналитических записок Кремля указано кто принадлежит к роду Шапрашты. Это сам Нурсултан Назарбаев; его дочь Дарига Назарбаева, глава Сената РК; племянник Ахметжан Есимов, глава фонда «Самрук-Казына»; Калмуханбет Касымов, секретарь Совета Безопасности РК; Гизат Нурдаулетов, Генеральный Прокурор РК; Ерлан Тургумбаев, министр внутренних дел РК; Марат Бекетаев, министр юстиции РК; Даурен Абаев, министр информации и общественного развития РК; Алик Шпекбаев, председатель агентства по противодействию коррупции РК; Бауыржан Байбек, первый заместитель председателя партии «Нұр Отан»; Габит Байжанов, директор службы внешней разведки; Бахыт Султанов, министр торговли и интеграции РК; Алик Айдабав, председатель правления АО НК «КазМунайГаз». К сородичам Елбасы телеграм-канал относит так же Кайрата Мами, председателя Конституционного Совета РК; Нуртая Абыкаева, бывшего председателя КНБ и экс-председателя Сената РК; Каната Саудабаева, бывшего министра иностранных дел РК; Мухтара Аюбаева, командующего Силами особого назначения; Шахрата Нурышева, первого заместителя министра иностранных дел РК.

Если эта информация кремлевских аналитиков верна (а многие наши эксперты говорят, что она верна), то это может вызвать естественное раздражение выходцев из других регионов страны и стать еще одной точкой роста внутренней напряженности, заключает телеграм-канал Uzyn Qulaq, сообщая при этом, что российские эксперты внимательно анализируют эту специфическую сторону ситуации в Казахстане.

Однако Москве импонирует то, что Токаев по сути использует декоративную демократизацию по кремлевским лекалам. В 2011—2012 годах Россия, как и Казахстан сегодня, столкнулась с серьезнейшим кризисом доверия к власти и подобные решения помогли из него выйти.