Обильные политические осадки

Митинговая монополия Аблязова развалилась


В минувшую субботу в Алма-Ате и Нур-Султане прошли митинги за парламентскую республику движений «Оян, Казахстан» и «Respublika». Они оказались малочисленны, собрав не более 50 человек в каждом городе, сообщает телеграм-канал Uzun Qulaq и подчеркивает, что «несмотря на это, они активно освещались в СМИ и не только друзьями организаторов – публикациями также отметились: портал «Vласть kz», «Zakon kz», «Tengrinews» и «Казинформ».

Активисты «Оян, Казахстан» (или, как их прозвали в Казнете, «будильники») провели мероприятие без согласования с акиматом, однако не встретили какого-то сопротивления со стороны правоохранителей. Подозрительная лояльность властей к движению стала проявляться после того, как вместо лозунга «за честные выборы» оно стало использовать лозунг «за парламентскую республику». И тогда движение «будильников», по мнению Uzun Qulaq, стало интересно персонально Дариге Назарбаевой.

Интересно, что Ася Тулесова (автор единственной «успешной» акции движения, сделавшего его действительно известным, – «От правды не убежишь!» на алма-атинском марафоне) продолжает координировать его деятельность, несмотря на то, что в конце июля заявила, что покидает «Оян, Казахстан», напоминает Uzun Qulaq.

Оба движения, которые синхронно провели митинги с одним и тем же требованием – создать парламентскую республику, и появились практически одновременно – перед президентскими выборами.

Подобной активностью политических процессов в Казахстане не на шутку встревожен парижский сиделец Мухтар Аблязов, считает журналист и общественный деятель Гульжан Ергалиева. «Его монополия на протестное поле фактически разваливается, – пишет она на своей странице в «Фейсбуке». – Согласно моим прошлогодним прогнозам о том, что это неминуемо произойдет, если власти начнут раскручивать гайки в стране. Наконец власть поняла простую истину, что противодействовать Аблязову можно не судами и сроками, а реальной политикой и возникновением альтернативных политических идей и движений».

Ергалиева, справедливости ради, отмечает заслуги Аблязова в этом процессе: «Он своими радикальными лекциями в интернете и утопическими обещаниями народу действительно разогрел котел народного недовольства, указал пути протеста и вовлек во вкус революционной лихорадки тысячи людей, которые искренне пошли (за неимением в стране оппозиции) на митинги и стали резко радикализироваться».

Однако на этом, по мнению Ергалиевой, вклад Аблязова в революционное дело заканчивается: «во-первых, потому, что его путь привел в тупик – митинги оказались бессмысленными, оттого что не могут достичь реальной цели; во-вторых, народ понял, что связываться с виртуальным Аблязовым опасно для жизни и свободы, поскольку его борьба – дело гиблое и бесперспективное; в-третьих, ДВК оказалось не политической организацией для масс, а закрытой сектой одного вождя, который и не ставит вовсе цели прихода к власти, а лишь шантажирует Астану, чтобы выторговать себе поблажки, при этом пытаясь вписаться в хитросплетения клановой паутины казахской верхушки то на одной, то на другой стороне».

Наш циничный истеблишмент попользовался «революционной деятельностью» беглого банкира и теперь сворачивает лавочку. Власть, в частности спецслужбы, выкачали из Аблязова все что могли, уверена Гульжан Ергалиева: во-первых, выявили потенциальных революционеров в обществе и взяли всех на заметку, кого-то показательно посадили, во-вторых, определили систему координат тех или иных кланов и группировок, с которыми Аблязов пытался навести мосты и оказывать им услуги по принципу «враг моего врага мой друг».

«Климат в Казахстане несколько изменился в связи с транзитом власти, и тем же Вашингтону или Москве больше не нужен мятежный Аблязов, а необходимо стабильное правление Токаева, в связи с чем они отозвали свои лицензии на обстрел казахского режима у подопечных правозащитных НПО, СМИ и отдельных «последовательных оппонентов Назарбаева». Теперь на поле боя остались беззащитные митингующие, одиночные пикетчики, многодетные матери, отдельные адвокаты и правозащитники – все, кто попал по тем или иным статьям УК и ГК, соблазненные идеями и деньгами ДВК. Им пощады не будет, потому что общество должно зарубить на носу – все, кто с Аблязовым, заплатят дорого. И это человеческая цена за аблязовскую интрижку против хозяина Казахстана и океан грязи, который он выливал на него и его семью целых два года. Наша власть такое не прощает! Как всегда за политические и финансовые интриги Аблязова расплачиваются другие», – резюмирует Ергалиева.

Она считает, что Аблязов прав, когда говорит, что все политические силы в Казахстане и отдельные фигуры – старые и новые – проекты власти. И он прав в том, что власть не будет беспечно наблюдать за тем, как кто-то создает свободные партии, профсоюзы и даже клубы любителей политики, о чем сегодня заявляют в стране разные группы из разных утюгов.

«Так не бывает в Казахстане, чтобы политические грядки возникали просто и легко, как грибы после дождя, – пишет в «Фейсбуке» Гульжан Ергалиева. – Однако у нас, на удивление, идут обильные политические осадки...»