Дискредитировали и отправили в забытье

Защитник прав казахов в КНР рассказал о роли Акорды в своем освобождении


Защитник прав этнических казахов в Синьцзяне, лидер незарегистрированного объединения «Атажұрт еріктілері» Серикжан Билаш, более пяти месяцев находившийся под домашним арестом в Нур-Султане по обвинению в возбуждении межнациональной розни, 16 августа решением Ауэзовского районного суда города Алма-Аты был освобожден из-под стражи и приговорен к штрафу в 110 тыс. тенге (около $280), — сообщило информационное агентство Фергана.ру.

Неформальная группа «Атажұрт еріктілері», которую возглавляет Серикжан Билаш, — это коалиция, занимающаяся защитой прав этнических меньшинств в провинции Синьцзян на северо-западе Китая. В этом регионе проживает около 1,5 млн этнических казахов, а также уйгурские, киргизские, хуэйские, монгольские и другие меньшинства, представителей которых китайские власти помещают в так называемые лагеря перевоспитания.


Билаш неоднократно рассказывал в СМИ об этих лагерях и применяемых там пытках.


По информации суда, Билаш «вину в содеянном признал и заключил процессуальное соглашение с прокурором в форме сделки о признании вины», и «ему назначено наказание, не связанное с лишением свободы». Покидая здание суда в пятницу, Серикжан Билаш сообщил в интервью радио «Азаттык, что «решение по его делу было вынесено при вмешательстве советника президента».

«До президента дошла информация о моем деле. Во время моего пребывания под домашним арестом в Нур-Султане по его поручению ко мне четырежды приходил Максат Скаков (внештатный советник президента — прим. ред.). После приезда в Алма-Ату он еще раз побывал у меня. Перед судом пришел еще раз», — отметил Билаш, добавив, что «не ставил себе цель бороться с властями Казахстана, важно было решать проблемы казахов Китая. Поэтому я принял решение подписать соглашение, раз власти страны теперь сами будут решать эти вопросы».

Достаточно жестко на дело Билаша отреагировал известный казахстанский политический и общественный деятель Владимир Козлов на своей странице в Фейсбуке. Он уверен, что это дело проявило суть правящей в Казахстане власти: «Она авторитарна, преступна, антинародна, несправедлива, а еще — она лежит под Китаем, как овца под быком.

Очевидно и то, что мотивы этой ситуации банальны до примитивизма. Власть, т.е. люди, которые считают себя таковыми, не дураки. Они не хуже нас знают, что авторитаризм, каким бы он ни был долгим, лишь временное состояние общества. Уже в силу законов, по которым он существует».

Соответственно, считает Владимир Козлов, они видят диалектику развития ситуации, и предполагают конец авторитаризма и готовятся.

«Если опубликовать информацию, у скольких высоких чиновников семьи уже не в Казахстане, станет ясным масштаб этой подготовки. И если мелкие мыши вполне себе могут рассчитывать забиться по щелям, то крупным крысам и прочим ондатрам уже нужны большие норы: их миллиарды в щели не поместятся.

Европа и Америка для крупных не годится — заморозят активы, да и выдать могут обратно. Для таких — Китай.

А там — ребята с тысячелетним опытом различных видов экспансии, от межгосударственного уровня до индивидуального. Их интерес — расширение империи любыми путями и методами: все, что в интересах Китая, не может быть преступным. Потому за взятки внутри страны там расстреливают на площади, а за покупку чиновников другой страны дают государственные награды.

Вот и выдавливают они сейчас из претендентов на китайские сейфы — бонусы, в виде продаж за копейки прав на дальнейшую эксплуатацию Казахстана, его недр, его людей, его будущего. Дали кредит — понимают, что он будет разворован, и что те, кто его берет, отдавать не будут. Придет время, Китай предъявит все казахские векселя к оплате, и получит — что? Казахскую землю. Эта китайская практика работает по всему миру, достаточно погуглить, пока Гугл из страны не ушел.

Те, кто наша власть, взамен на это длящееся преступление против Родины, получат китайское гражданство и пожизненную «неизвлекаемость» оттуда», — заключает политик.

Именно в этом, по мнению Владимира Козлова, и кроется истинная причина ситуации с «делом Билаша»: «Его преследовали только за то, что он своей активностью создал информационный поток об имперских преступлениях Китая в области прав человека. И отпустили, когда он пообещал больше этого не делать. Могли, конечно, посадить, но тогда тема коптилась бы еще долго. А так — дискредитировали и отправили в забытье».