Диктофонов он начальник, телекамер командир

Аким Актюбинской области Бердыбек Сапарбаев как выразитель мыслей власти об идеальных взаимоотношениях с казахстанскими СМИ


Это было лето 2017 года – акимы развлекались, как могли. В Карагандинской области и в Семее руководители региона и города, соответственно, покатались на автобусах (как утверждается, «инкогнито») и попали в другую реальность. Аким Алма-Аты в общественном транспорте не ездил, но при его согласии цены на проезд впервые в казахстанской истории достигнут трехзначной цифры. В Костанайской области аким ездил только на служебной машине – но оказалось, что она с подложными номерами. Объяснение, что номер появился случайно, – гениальное в своей парадоксальности.

Дальше всех, однако, традиционно пошел самый главный политический тяжеловес, сидящий в регионе. Аким Актюбинской области Бердыбек Сапарбаев решил «проехаться» по прессе даже не на автобусе, а на танке. Выступая на прошлой неделе во время пресс-конференции с представителями местных СМИ, Сапарбаев обрушил праведный гнев на местное издание «Диапазон». «Инвестиционный климат зависит от имиджа области. Если «Диапазон» постоянно будет необоснованно так писать (про наезды власти на бизнес. – Прим. «Новой» – Казахстан»), какой инвестор сюда придет? Скажут: зачем я туда пойду, если там такие барьеры и чиновники, которые не поддерживают бизнес?» – эмоционально выпалил он. «Диапазону» в вину также было поставлено, что про плохой инвестиционный климат региона газета пишет «необоснованно» и даже «незаконно».
В качестве примера для подражания Сапарбаев привел государственные СМИ, которые выезжали в районы области освещать МОДОБСОЗ (модернизацию общественного сознания). А чтобы «Диапазон» снова не написал что-нибудь неугодное, Сапарбаев даже принес свой диктофон. Сочувствуем: сравнивать запись с диктофона с напечатанным в газете – занятие не из увлекательных.
Надо сказать, что именно на «Диапазон» Сапарбаев накинулся неспроста. По сути, это единственная в регионе частная газета, не зависящая от акимата, – она не берет госзаказы и живет исключительно за свой счет. Как следствие – хвалить акима, как это делают «частные» конкуренты газеты, «Диапазону» тоже не нужно. И это главное достоинство актюбинского независимого СМИ – умение не прогибаться под власть, когда та этого очень хочет. Таких СМИ в регионах по всей стране – кот наплакал. «Диапазон», «Уральская неделя», «Ак Жайык», «Наша газета» – вот, пожалуй, и все.
Если уж региональный руководитель взялся критиковать местные и неугодные ему и его администрации СМИ, то можно было бы подобрать другой список претензий. Региональные независимые газеты мельчат в темах (провинциализм – страшное зло); не очень эмоциональны; их тексты, как правило, скучны; к ним есть большие вопросы по формату: многие застыли на уровне 90-х годов; редко лезут с открытым забралом в драку, предпочитая подчеркнутую «нейтральность».
Это были бы претензии, что называется, по существу. Но Сапарбаев, по сути, обвинил противостоящее ему СМИ в том, что то мешает работать местной власти, настраивая всех – не только бизнесменов – против нее, любимой. И это на самом деле никакая не импульсивная реплика, а вполне четкая стратегия в отношениях местной власти со СМИ. Пресса, телевидение и радио в регионах должны быть не просто послушными и ультралояльными, они должны превратиться в абсолютных пропагандистов режима. СМИ должны заглядывать власти в рот и ловить на лету каждое ее движение, без малейшего анализа. Зачем думать, если все за тебя уже решили в акимате? Зачем искать ошибки в словах власти, если власть сакральна? А с перегибами на местах власть разберется сама: она и на виновного укажет, и список его грехов заботливо в пресс-релизе разошлет, и синонимический ряд для описания своих достоинств в борьбе с «отщепенцами» подберет.
Собственно, эта стратегия уже успешно реализуется по стране, а Сапарбаев просто первым сказал об этом вслух. Республиканские СМИ при всем своем соглашательстве и 99-процентной коллаборации с государством все-таки еще сопротивляются: большому кораблю дольше тонуть. А в регионах журналисты стремительно превращаются в солдат информационного фронта, чьи перья давно приравнены к штыку. И поэтому Сапарбаева можно понять: когда в твоей области какое-то издание до сих пор не забыло, как нужно работать по-настоящему, оно как шило в очевидном месте мешает спокойно сидеть и созерцать, как пропагандисты крутятся, а хвалебные статейки мутятся.
Можно ли что-то сделать? Есть три стратегии. Можно сидеть на берегу и ждать, когда мимо проплывет что-то, напоминающее тело режима, – но это долго. Можно попробовать пойти на компромисс: мы не пишем про казусы и чудачества режима, а вы нам дадите возможность писать про все остальное. Но это самообман: нельзя быть немножечко беременным. Журналист увяз – всей прессе пропасть.
А можно идти до конца, несмотря на возрастающее сопротивление и все более усиливающийся встречный огонь. Сгореть в этом огне, но иметь шанс доказать другим, что правда – на этой стороне, а не там, среди тянущих общество обратно в «совок» «товарищей». Погибнуть (это фигурально, тьфу-тьфу-тьфу). «Диапазон» и другие немногие оставшиеся региональные очаги настоящей журналистики, похоже, выбрали последний путь. И им можно пожелать только удачи, поскольку с остальными, кажется, все ясно. Ясно хотя бы потому, что после наезда Сапарбаева на «Диапазон» их коллеги встретили его речь бурной овацией. Хотя… какие они после этого коллеги?