Казахская дичка была прародительницей всех яблонь

На днях французский ученый, президент ассоциации «Алма», режиссер и фотограф Катерин Пекс презентовала казахстанским журналистам документальный фильм под названием «Происхождение яблок, или Райские сады Эдема».

Катерин Пекс прибыла в южную столицу по приглашению генерального консульства Франции в Алма-Ате. Она уже более десяти лет занимается изучением происхождения яблока, в том числе и алма-атинского апорта.

Ее фильм посвящен выдающемуся казахстанскому ученому – академику Аймаку Джангалиеву (1913 – 2009), который был единственным исследователем диких яблонь, растущих в естественной среде, в небесных горах Тянь-Шаня. Будущий ученый родился на Урале в семье зажиточных крестьян, подростком осиротел, так как его семья попала под репрессии. Он был вынужден бежать в Алма-Ату, жил и учился в приюте, в 17 лет поступил в Высшую школу сельского хозяйства и стал одним из лучших студентов. Его отправили в Москву, где он продолжил учебу и научную работу.
Очень важным событием для него стало знакомство с ярчайшим представителем советской науки – ботаником, агрономом и генетиком Николаем Вавиловым. Ученый совершил 180 научных экспедиций в разные уголки планеты, в 1929 году Николай Вавилов, возвращаясь из Северного Китая, познакомился с дикими яблоневыми лесами Заилийского Алатау и выдвинул научную гипотезу о том, что нашел место происхождения яблока.

Жизнь одного из самых видных генетиков ХХ века оборвалась трагически, Вавилов был обвинен в пропаганде «буржуазной науки», приговорен к заключению и 26 января 1943 года в возрасте 55 лет погиб в тюрьме.
Многим позже английские ученые доказали, что две тысячи культурных сортов яблок в Англии произошли от казахской дички. Сегодня считается доказанным тот факт, что яблоня Сиверса (русско-немецкий ботаник, исследователь природы Иоганн Сиверс первым зафиксировал существование данных плодов в 1795 году) была прародительницей всех яблонь на планете. Биологический словарь Академии наук СССР датирует время происхождения яблони Сиверса – дикой яблони – 165 миллионами лет тому назад.
Аймак Джангалиев – фронтовик, по окончании Великой Отечественной войны продолжил свою работу, опираясь на теории Вавилова. В 1950 году основал Институт плодоводства, чтобы помочь стране справиться с голодом. Десять лет спустя Джангалиева обвинили в неподчинении советской власти, на него было заведено уголовное дело. Ученого отстранили от должности, его экспериментальный сад был разрушен. В 1970 году Аймак Джангалиевич создал новую коллекцию сортов яблонь Сиверса в алма-атинском ботаническом саду, но спустя десять лет против него вновь организовали судебный процесс, уволили из института и разрушили экспериментальный сад.
В 1989 году английскому исследователю Барри Джуниперу удалось съездить в Казахстан, вместе с командой из Оксфордского университета он на основе образцов, привезенных из Казахстана, смог доказать, что Malus Siversii является предком всех существующих культурных сортов яблок. В 2010 году произведенное исследование генетической последовательности полного генома яблока культурного сорта дало неопровержимые доказательства его исторического происхождения и указывало точное место – горы Казахстана.
Яблоки Сиверса с легкостью соперничают с сортами, находящимися в продаже. Эти фрукты красного, зеленого, желтого, розового цвета весят от 20 до 350 граммов, а иногда и более. Академик Джангалиев занимался тем, что выводил из диких яблонь новые суперстойкие сорта.
К сожалению, деревьям, переносящим морозы до минус сорока градусов, противостоящим вредителям и дающим прекрасный урожай без использования ядовитых пестицидов, после смерти Аймака Джангалиевича угрожает исчезновение. Катерин Пекс убеждена, что сегодня правительству Казахстана и международному сообществу необходимо сохранить леса яблонь Сиверса.
На вопрос о том, с чего началась ее дружба с Казахстаном, француженка ответила: «Один ученый из Страсбурга рассказал мне, что собирался высаживать в своем саду черенки необычных яблонь, которые ему передали американские друзья, но происходят они из Казахстана. Речь шла о доисторических яблоневых лесах, которые, возможно, являются прародителями всех окультуренных сортов яблок. Меня заинтересовала эта тема, и я стала разыскивать ученого Аймака Джангалиева, писала в посольство Казахстана во Франции, обращалась к профессорам, которые работали в Казахстане, связывалась с министерствами, но тщетно. Однажды он мне все же позвонил, тогда я была занята съемками другого фильма и плыла на ледоколе. Когда мы встретились, ему было 93 года. В этом возрасте он сохранил и память, и интеллект, и ясность ума, с энтузиазмом принял участие в киноэкспедиции. Я сняла около 50 часов бесед с ним, хотелось поговорить и о его личной жизни, но ему было интересно рассказывать лишь о яблоках. Аймак Джангалиевич доверился мне и передал свои труды. После просмотра моего фильма он высказал кое-какие пожелания. Академик тогда был болен, около 5 дней у него держалась сорокаградусная температура. Через две недели его не стало. Я обязательно напишу о нем книгу, о Джангалиеве должны знать в Европе, в мире!».
В 2010 году легальные обладатели прав на научный труд Джангалиева – Катерин Пекс и агроном, супруга академика Татьяна Салова – основали ассоциацию «Алма». Основными задачами данной организации стало сохранение генетического наследия яблонь Сиверса в Казахстане и за его пределами, продвижение научных связей между Францией и Казахстаном, а также создание фонда охраны коллекции Джангалиева.
В финале картины говорится, что наш расширяющийся с каждым днем мегаполис уже уничтожил до 70 процентов лесов яблонь Сиверса. В годы репрессий дичку вырубали, чтобы высадить культурные сорта, во время войны деревья шли на дрова, сейчас на месте уникальных лесов выгодней построить виллы.
Катерин Пекс была удостоена международной премии Беннетон (Италия) за исследование казахстанских яблоневых лесов Тянь-Шаня. По этому случаю была издана научная книга на итальянском языке, подробно повествующая об истории происхождения яблони Сиверса, трудах ученых, в частности Вавилова и Джангалиева. В настоящее время стоит вопрос о запрете вывоза этих яблонь за пределы Казахстана как национального достояния и объекта особой охраны со стороны государства.
По мнению Катерин Пекс, если вовремя не будет принято волевое политическое решение, в Казахстане бесследно исчезнет ценнейший генофонд яблок – достояние глобального значения. С картиной «Происхождение яблок, или Райские сады Эдема» она ездит по разным городам Казахстана, встречается с учеными и политиками, пропагандируя идею академика Аймака Джангалиева, посвятившего жизнь сохранению тянь-шаньской дички, селекции и идеям сохранения биоразнообразия в природе.
Остается добавить, что до приезда в Казахстан Катерин Пекс обрела известность, сняв фильм о происхождении СПИДа, собравший призы многих кинофестивалей и транслировавшийся на телеканалах. Но затем фильм «Происхождение СПИДа» был запрещен, так как в нем говорилось, что опасный вирус был искусственно создан в конце пятидесятых годов прошлого века. Авторы подозревают, что СПИД – это последствия неудачных экспериментов в Конго, а в мировой научной среде – это спорный вопрос.