Страна без газет

На прошлой неделе в Казахстане фактически прекратила деятельность последняя крупная розничная сеть по продаже периодической печати «Номад Пресс»

По сообщению Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз», 15 апреля фактически все печатные СМИ Казахстана получили уведомление от новой команды ТОО «Номад» следующего содержания: «Уважаемые партнеры! Уведомляем вас о приостановке действия договора между нашими компаниями и обнулении заказов, в связи с изменениями состава акционеров и ребрендингом компании, до 30 апреля 2016 года будут произведены возвраты продукции и подписаны акты сверки. Благодарим вас за плодотворное сотрудничество! Генеральный директор Абай Т.Т.». Вот в таком одностороннем порядке и безличной форме ТОО «Номад» известило, что из-за внутренней реорганизации компании и ее ребрендинга она не только приостанавливает распространение печатных СМИ, но и замораживает им выплату задолженности: по нашим сведениям – более 200 млн тенге.

Подобной ситуации с распространением печатных СМИ не было в Казахстане за все 25 лет независимости.

Дело в том, что ТОО «Номад», выросшее на обломках печально известного ТОО «КазПресс» (злостного должника всем печатным СМИ), занимает доминирующее (более 33%) положение на рынке распространения периодической печати, имея в своем распоряжении около 350 киосков и торговых точек. И приостановка его деятельности породила коллапс: резко сократились тиражи газет и журналов, что повлекло за собой не менее резкое снижение объемов производства типографий, где печатаются эти СМИ. Иными словами, новая команда ТОО «Номад», пришедшая на смену предыдущей (которая реально пыталась развить, а не закрыть эту розничную сеть), совершенно безнаказанно, в одностороннем порядке нарушила не только договорные обязательства с печатными СМИ, но и пункт 1 ст. 20 Конституции Республики Казахстан, который гласит, что свобода слова и творчества гарантируется. Цензура запрещается.

Так, как неплатежи и отказ от распространения периодических изданий ведут к фактическому установлению цензуры со стороны частных лиц – владельцев розничных сетей.
Так как любое прямое или косвенное ограничение прав средств массовой информации на распространение информации любым, не запрещенным законом способом, если оно не основано на законе, на законном решении государственного органа или вступившего в законную силу судебного акта, влечет за собой несанкционированное ограничение прав граждан на получение информации – естественного права каждого человека.
Неплатежи киосковой сети «Номад» приобрели массовый и катастрофический характер. Владельцы этой сети незаконно и откровенно пользуются чужими миллионами тенге, и фактически судьба не только всех печатных СМИ Казахстана находится в их руках, но и судьба многих типографий, с которыми печатные СМИ не могут рассчитаться за полиграфические услуги из-за неплатежей «Номада».
Удивительно, но, несмотря на безусловную социальную и общественную значимость этой сферы хозяйственной деятельности, распространение печатных периодических СМИ через киосковую систему не регламентируется ни в Законе Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 451-I «О средствах массовой информации», ни в Законе Республики Казахстан от 26 июня 1998 года № 233-I «О национальной безопасности Республики Казахстан», ни в каких бы то ни было других законах.
А распространение печатных периодических СМИ – одно из основных звеньев нормального и стабильного развития гражданского общества и общественного сознания.
Редакции сколько угодно могут повышать качество содержания своего печатного продукта, улучшать его внешний вид, добиваться высокого полиграфического качества, повышать тираж – все будет тщетно, если киосковые сети безосновательно откажутся распространять издание или, взяв его на продажу, не рассчитаются с редакциями.
В сложившейся ситуации новая команда ТОО «Номад» совершенно безнаказанно, под различными предлогами нарушает конституционный принцип свободы печати и свободного распространения информации.
Вообще, на сегодняшний день положение с распространением печатных СМИ в Казахстане – катастрофическое. «Номад» – единственная республиканская сеть по распространению периодических изданий, фактически не имеющая конкурентов. Так как количество других торговых точек по распространению печатных СМИ за последние годы в Казахстане искусственно (подчеркиваем – искусственно) сократилось в разы.
Так, три года назад крупнейшая розничная сеть по распространению периодических изданий в Алма-Ате «Дауыс», насчитывавшая 200 киосков, фактически прекратила свое существование – ее владельцы вынуждены были продать все свои киоски ТОО «Перекресток». Правда, как нам известно, в договоре купли-продажи этих киосков было указано их целевое назначение – торговля периодическими изданиями, и только потом – сопутствующими товарами (прохладительными напитками, сигаретами, жевательными резинками и т.п.).
Однако на деле одна половина этих киосков сдана в аренду, другая же половина в первую очередь торгует прохладительными напитками, сигаретами, жевательными резинками и т.п., а газеты и журналы стали в них сопутствующим товаром.
Не Интернет и социальные сети выдавливают из культурной и общественной жизни Казахстана газеты и журналы, а отсутствие государственной защиты этого социально значимого сектора рынка. Подобная защита и поддержка печатных СМИ в сфере распространения существует практически на всех европейских рынках прессы. И в последние годы там наметилась тенденция к паритету бумажного и электронного форматов СМИ. В Германии, например, благодаря поддержке государства, рынок бумажных СМИ сокращается незначительно, лишь на 5 – 7% в год, а в стоимостном выражении лишь на 1-2%. Во Франции и Польше торговые точки периодической печати получают дотации от государства. В Германии и во Франции на 700 человек приходится один киоск, а в Чехии на 150 человек один киоск, несмотря на норматив 1 киоск на 2000 жителей.
У нас же за последние годы из-за запредельных цен на аренду в разы сократилось количество торговых точек, особенно в крупных торгово-развлекательных центрах. Вот на дотацию арендных площадей (до 10 кв. м) для продажи периодической печати можно было бы перенаправить средства госзаказа, абсолютно неэффективно расходуемые якобы на поддержку СМИ и зачастую имеющие коррупционную составляющую.
Кстати, еще недавно ситуация с распространением СМИ, подобная нашей, была и в России. Однако за последние 3-4 года она резко изменилась в лучшую сторону. Так, министерство связи и массовых коммуникаций и правительство Воронежской области издали приказ, в котором рекомендуется довести количество киосков до норматива 1 киоск на 2000 жителей, увеличить площадь киоска до 18 кв. м и снизить ставку арендной платы (не выше 30 рублей за 1 кв. м). Более того, владельцев киосков Воронежской области власть освободила на полгода от арендной платы. Взамен сети распространения обязались провести модернизацию киосков.
А правительство Москвы еще в 2014 году приняло постановление по установке новых киосков.
Только в Центральном административном округе российской столицы мэрия в 2015 году установила за свой счет 90 киосков, а в 2016-м установит еще 63. В торговой сети «Пятерочка» в прошлом году появилось 20 новых точек «Роспечати».
Более того, глава президентского Совета по правам человека РФ Михаил Федотов предложил Закон о средствах массовой информации дополнить такой формулировкой – «производство, выпуск и распространение продукции СМИ является социально значимой услугой». А представители медиаотрасли России предложили оценивать деятельность губернаторов по числу газетных киосков на душу населения.


комментарии

Политолог Айдос САРЫМ:


– Все зависит от двух вещей. Во-первых, я так понял, что у многих чиновников, включая президента, сложилось мнение, что мир идет к интернету, что газеты – это обуза. И, соответственно, бизнес, с этим связанный, – тоже обуза. Во-вторых, многое зависит от модели культуры, которую страна выбирает. Есть, допустим, Норвегия и Франция, где очень пекутся о собственном языке и культуре – принимают кучу законов об охране языка и книгоиздании, о газетных делах. В той же Франции есть очень социалистические модели, которые подразумевают чуть ли не бесплатную подписку для определенных категорий граждан. И есть модели рыночные – вроде английской и, с оговорками, немецкой.
Распространение газет и книг – это бизнес достаточно прибыльный. По сути, распространители у нас сейчас находятся в такой ситуации, когда они не несут никаких обязательств перед редакциями. Было бы хорошо, если бы с учетом наших расстояний государство принимало на себя некоторые риски по распространению. Но государство сняло с себя вообще все возможные обязательства по части распространения газет.
Если государство показывало бы свою заинтересованность в распространении газет и налаживании системы – это было бы мощным сигналом для бизнеса. Но история что с «КазПресс», что с его преемником «Номад Пресс» показывает, что это вообще не бизнес-история, а социальная обуза для некоторых олигархов. И понятно, что в такой ситуации, когда фирма обрастает большим количеством долгов, ей легче закрыться и открыть что-то новое.
Конечно, в итоге страдают те же самые редакции и читатели. Впрямую назвать это цензурой язык не поворачивается, но, по сути, кривизна этой системы ведет к тому, что образуется цензура.

Глава фонда «Адил соз» Тамара КАЛЕЕВА:

– Разговоры о том, что распространители не возвращают редакциям деньги от продажи газет, идут давно. Но, знаете, это какая-то исторически сложившаяся порочная и гнилая тенденция. Предшественник «Номад Пресс» тоже не платил изданиям деньги. А на что жить изданиям? Чем платить за типографские услуги, гонорары, зарплаты? Реклама – это хорошо, но это не значит, что нужно дарить деньги распространителям просто так, они и так дерут львиный процент [с каждой газеты]. Я имею в виду распространителей как класс в целом.
То, что ни в одном законе нет нормы о распространении печатных СМИ, – это вот так прозевали. В советское время была большая система «Союзпечати». А в годы независимости стало много забот – и распространение пустили в свободное частное плавание. "А где почитать знамениты афоризмы Фаины раневской?" - разумно спросите Вы. Нет ничего проще. Все цитаты Фаины Георгиевны Раневской можно найти здесь.
Что теперь будет? Есть другие компании, которые занимаются распространением газет. Я вот уже поинтересовалась, организации есть. Думаю, они будут рады устранению такого конкурента. Наверное, газеты теперь будут переходить к ним. Но я бы хотела обратить внимание уполномоченного органа (Комитет информации, информатизации и связи. – Прим. «Новой» – Казахстан») на то, что ему тоже пора бы позаботиться о газетах. Хотя бы стоило связаться с тем же «Номадом» и выяснить, что к чему, а заодно напомнить, что распространение – это социально значимое дело. Пора контролирующим органам вмешаться – а то блох в выходных данных ищут, а как серьезная проблема – они всегда в стороне.
У государства нет заботы, чтобы было больше изданий – хороших и разных. Приветствуется тактика – или затягивайте потуже пояса, или убирайтесь с рынка.

Журналист Аян ШАРИПБАЕВ:

– Вся эта ситуация – апогей безумия, который устраивают люди, одержимые желанием контролировать даже то, что контролировать нельзя. Не только из соображений, что рынок подобных мер не приемлет. И даже не из соображений безопасности с целью оградить граждан от получения деструктивных видов информации. По моему мнению, в очередной раз большие агашки от медиа решили организовать кому-то некий огородик, приносящий плоды в виде гарантированной прибыли. Допускаю, что инициативу эту агашки обставили красиво, дескать, все ради эффективности.
Помнится, в Казахстане были газеты, которые были уничтожены при помощи административного аппарата, которые с легкостью обходились без монопольных сетей распространения, полагаясь на предприятия малого бизнеса. Но со временем газеты, работавшие с альтернативными источниками информации, были уничтожены, и частникам просто нечего стало предлагать читателям. И они, лишенные предложения, ушли с рынка. Полагаю, что ядро проблем, с которыми столкнулись сети распространения, связано именно с этим – единообразие предлагаемого продукта лишило читателей интереса к печатной продукции. Надеюсь, что недалекие от медиа агашки на данном примере поймут, что сначала надо создать условия для спроса и только потом думать над тем, как за счет монополизации рынка насытить свои желудки.