«Неликвиды» на службе государственной безопасности?

Почему запрет на гаджеты в госструктурах бессмыслен по определению

С сегодняшнего дня в казахстанских госструктурах работникам запрещено пользоваться телефонными гаджетами, в которых помимо функций «звонок-сообщение» есть еще что-то. То есть все смартфоны и айфоны теперь нужно будет оставлять в условном хранилище телефонов на входе в здание какого-нибудь министерства, а внутри можно пользоваться лишь старыми «Мотороллами» и «Нокиями» – и то предварительно сломав в них камеру. Примечательно, что приказ вступает в силу на неделе, когда в мире презентовали новую модель Iphone SE – так что, глядя на Казахстан, где-то в мире плачет Тим Кук. Но министрам слезы иноземного инженера нипочем – у них есть священная секретность. «Там, где мы несем охрану, будем исполнять это поручение. Я вам скажу так: у нас служба оперативная. У нас многие вопросы секретные. Они недоступны. Поэтому мы до этого решения на своих совещаниях практически такие средства не использовали», – сказал Tengrinews.kz министр внутренних дел Калмуханбет Касымов. А министр культуры Арыстанбек Мухамедиулы, сославшись на то, что такое требование есть в других странах тоже, огорошил всех признанием, что «сотовые сейчас обычно используются для связи между абонентами», а на работе есть компьютеры, где можно найти вообще все.

Вообще, идея максимально ограничить доступ тех или иных групп казахстанцев к современным технологиям возникает в умах власти примерно каждое полнолуние – вспомним хотя бы страшилки насчет гипотетического отключения Facebook в стране. Уже тогда «Новая газета» – Казахстан» писала о том, что это абсолютно бесполезная затея: с таким же успехом можно попытаться остановить поезд «Тальго», встав у него на пути – сметет и не заметит. Запрет на пользование современными гаджетами для госслужащих можно объяснить, зайдя на опасную территорию чиновничьей логики: в министерствах принимается столько неоднозначных распоряжений, что, попади они в руки журналистов, обязательно становятся поводом для ерничанья. Поэтому давайте запретим пользоваться всем WhatsApp и камерами, чтобы не было утечек.
Но эта логика откровенно смешная. Речь даже не о том, что документ о запрете пользоваться WhatsApp многие госслужащие увидели в этом самом WhatsApp. А о том, что скрыть информацию при наличии компьютера вообще невозможно. Маленький ликбез для чиновников: в прошлом номере «Новой» – Казахстан» была опубликована статья Алексея Поликовского о системе Windows 10, которая сама устанавливается на компьютер и сама выуживает оттуда огромное количество информации. Так что взломом чиновничьих компьютеров и прочих устройств займется абсолютно бездушная машина, которую никто, как какого-нибудь хакера-переростка, не сможет привлечь к ответственности. И тогда попытка что-то запретить в этом мире станет не более чем оксюмороном.
Можно ли в этом случае чиновникам хоть как-то скрыть свои секреты, которых у них быть от общества в принципе не должно? В теории – да. Например, снести со всех государственных компьютеров Windows и поставить какой-нибудь Ubuntu, но беда в том, что и он (она? оно?) интегрирован со всемирной сетью и следит за пользователями. Еще можно объявить о начале разработки собственной операционной системы, но это, скорее, приведет только к очередному коррупционному скандалу при освоении выделенных на разработку средств.
Поэтому нужно идти в своих начинаниях дальше. На госслужбе, во-первых, запретить компьютеры вообще. Даешь возвращение печатных машинок, телетайпов и голубиной почты! Во-вторых, необходимо срочно вернуть практику снятия ксерокопии в госучреждениях только по предъявлению удостоверения – а еще лучше по предъявлению подписанного министром разрешения. В-третьих, запретить и стаканы: приложив их к стене, можно ведь услышать секретную информацию (не говоря уже о том, что за стаканом можно об этой информации проговориться).
Наконец, в-четвертых, можно просто взять с госслужащих подписку о неразглашении всего, что они узнают на работе, а на выходе из министерства делать им лоботомию – чтобы они не могли ненароком вспомнить о том, что там было сказано или прочитано. А министром в таком случае делать человека, который сможет пройти тест iq из одного популярного американского фильма с говорящим названием «Идиократия»: «Если у вас одно ведро емкостью десять литров и еще одно ведро емкостью двадцать пять литров – то сколько у вас ведер?».
Ну, а если серьезно – вся эта кампания лишний раз доказывает, что основная движущая сила чиновников – страх, что об их действиях вообще кто-то узнает. Значит, есть что скрывать. И, к сожалению, пока этот мотив будет основным, все действия госслужащих будут сводиться в основном к таким популистским и смешным приказам. Ну и, конечно, главное – тот, кто пролоббировал это решение, по всей видимости, имеет непосредственное отношение к салонам сотовой связи, и таким патриотически оригинальным способом решил за бюджетные деньги избавиться от «кнопочных неликвидов»: по сведениям today.kz, в казахстанских салонах сотовой связи выросли продажи кнопочных телефонов. Навар получается приличный: если 100 тысяч чиновников умножить на среднюю стоимость такого телефона в 5000 тенге – 500 миллионов получается. Неплохо по нынешним кризисным временам. И это минимум, так как чиновники у нас с запросами, то «сотки» за 5000 тенге для них — не комильфо.
Кстати, пользуясь служебным положением, хочу дать объявление. Продается телефон марки Fly, б/у, со сломанной камерой и западающими кнопками. При попытке установить интернет виснет и ломается. Дорого.