Прокуратура нас послала в МИД

21 декабря 2015 года мы обратились к генеральному прокурору Республики Казахстан с письмом, в котором задали несколько вопросов, ответы на которые имеют существенное значение для формирования положительного имиджа Республики Казахстан не только на международной арене, но и, что не менее важно, внутри страны.
Суть наших вопросов генеральному прокурору связана со следующим обстоятельством. Седьмого декабря на российском федеральном телевизионном канале РЕН ТВ в программе «Военная тайна» (№ 738) известная и авторитетная организация тюркской культуры ТЮРКСОЙ, созданная при участии глав шести тюркоязычных государств (в том числе и президента Казахстана), огульно, без каких-либо доказательств была обвинена в связях с турецкими фашистами, а также в том, что «именно ТЮРКСОЙ создает и поддерживает антироссийские, сепаратистские и неонацистские организации, которые под руководством все той же Турции пытаются устроить революцию в некоторых регионах России, заодно отчленив их от России (!). ТЮРКСОЙ приучает население некоторых регионов к мысли отделиться от России и начать почитать турецких нацистов». Эту организацию с 2008 года возглавляет в ранге Чрезвычайного и Полномочного посла Казахстана гражданин РК Дюсен Касеинов.

Редакция «Новой газеты» – Казахстан» опубликовала по этому поводу статью «РЕН ТВ против тюркского мира?» в № 49 от 10.12.2015 г.
В соответствии с действующим законодательством информация, опубликованная в СМИ, является основанием для назначения проверки ее соответствия действительности.
В связи с этим нам хотелось бы знать реакцию генерального прокурора Республики Казахстан по поводу недопустимых, огульных обвинений российским федеральным телеканалом гражданина Казахстана, высокопоставленного сотрудника МИД РК Дюсена Касеинова и возглавляемой им организации ТЮРКСОЙ в пособничестве турецким фашистам.
28 декабря 2015 года нами получен следующий ответ из Генеральной прокуратуры: «Генеральной прокуратурой рассмотрено Ваше обращение относительно распространенной российским телеканалом «РЕН-ТВ» информации о связях Международной организации тюркской культуры (далее — ТЮРКСОЙ) с турецкими фашистами, осуществлении ТЮРКСОЙ сепаратистской деятельности при помощи созданных ею же антироссийских, сепаратистских и неонацистских организаций.
Изучение показало, что указанные в обращении спорные сведения касаются взаимоотношений Российской Федерации с ТЮРКСОЙ, а Республику Казахстан — лишь косвенно, через его членство в названной международной организации, а также нахождение в ее руководстве представителя нашей страны.
В этой связи, на наш взгляд, в первую очередь требуется оценка сложившейся ситуации с позиции внешнеполитической политики Казахстана.
Реализация внешнеполитического курса, координация международной деятельности других центральных государственных органов, а также защита прав и интересов Республики Казахстан, ее граждан и юридических лиц за рубежом относятся к задачам Министерства иностранных дел Республики Казахстан.
В связи с изложенным, поднятые в Вашем обращении спорные вопросы подлежат рассмотрению в Министерстве иностранных дел Республики Казахстан».
Несмотря на то, что обращение адресовано непосредственно генеральному прокурору, ответ на него подписан начальником неизвестного нам департамента г-ном К. Сейдгапбаровым.
В соответствии со ст. 83 Конституции «Прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства, принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, а также опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики. Прокуратура представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование».
В соответствии с Законом РК «О Прокуратуре» (п.п. 4 ст. 4) прокуратура «осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, законных интересов юридических лиц и государства»
Во всяком случае, без ответа начальника департамента остались принципиальные вопросы:
1. Имеются ли в публикации российского федерального телевизионного канала РЕН ТВ в программе «Военная тайна» (№ 738) признаки обвинения Республики Казахстан в нарушении статьи 8 Конституции, согласно которой «Республика Казахстан уважает принципы и нормы международного права, проводит политику сотрудничества и добрососедских отношений между государствами, их равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного разрешения международных споров, отказывается от применения первой вооруженной силы»?
2. Нашла ли Генеральная прокуратура в публикации российского федерального телевизионного канала РЕН ТВ признаки нарушений прав и законных интересов человека, граждан, юридических лиц и государства? Если да, то какие меры приняты для восстановления этих нарушенных прав?
Мы считаем, что вопросы, заданные нами в письме от 21 декабря 2015 года, касаются в том числе и внутренней ситуации. Прежде всего, распространение данной информации каналом РЕН ТВ было осуществлено в том числе и на территории Республики Казахстан, следовательно, Генеральная прокуратура обязана на нее реагировать; данная публикация касается гражданина Республики Казахстан, и огульное обвинение его в содействии фашизму и подрыву государственности Российской Федерации должно быть в юрисдикции генерального прокурора.
Редакция напоминает, что ею не ставятся вопросы запрета вещания российского федерального телевизионного канала РЕН ТВ в Республике Казахстан.
Редакция полагает, что огульное обвинение полномочного представителя НАШЕЙ страны в содействии фашизму, которое прозвучало в эфире федерального канала соседней страны, вещающего в том числе и на территорию Казахстана, подрывает имидж Казахстана среди его многонационального населения.