Дипломатия тет-а-тет

Состоявшийся визит седьмого президента Пятой Французской Республики Франсуа Олланда в Астану обратил на себя внимание всего мирового сообщества

Нет, не подписанными в Астане и южной столице соглашениями и документами. Визит запомнился миру крутым разворотом французского борта №1 из южной столицы Казахстана в сторону Москвы.
Вначале было слово от елбасы: «Санкционное противодействие — это тупик, причем принятый в обход ООН. Плохо то, что в Украине случилось, но мы привержены тому, чтобы искать пути». Это было вступление.
«Да, Россия является соседом и стратегическим партнером. В Казахстане живет около 3 млн этнических русских, так было исторически всегда, и в России живет 2 млн казахов. И мы в этих условиях должны строить свои отношения — дружеские и доверительные». Это было предварительным обоснованием своей пророссийской активности.
Елбасы сказал, что не нужно недооценивать мощь России: «Это большая по территории и богатая страна. Из-за санкций они доходы, конечно, потеряют, но газ, нефть, все остальное в России остается. Кризисы долго не бывают, и любая война заканчивается миром. Поэтому жестко загонять друг друга в угол — это не самый лучший вариант». Это был намек всему санкционировавшему Россию международному сообществу.


«Мы с президентом Франции приходим к выводу: сейчас надо искать компромиссы и выход из этого положения, и надо учесть, что Россия не сильно интегрирована в мировую экономику и дальнейших ухудшений может и не случиться». Это было признанием факта обсуждения российской темы на казахстанско-французских переговорах.
Конечно, был некоторый перебор с аргументами в пользу переговоров с Путиным. Например, оказывается, наш елбасы считает, что вопреки тому, что говорят о Путине на Западе, он «самый нормальный либерал». «А вот что будет после Путина, на какой стадии там будет национал-патриотизм, а может, коммунистический реваншизм — этого никто не может сказать», — отметил он.
Лично я не согласен с таким мнением. Как не согласен с повторением нашим президентом и формулировки про «крымскую весну», которая на днях прозвучала из уст Путина. Елбасы сказал: «Я не хочу выступать ничьим адвокатом, в том числе Путина. Но мой объективный анализ говорит о том, что желание организовать после Украины такую же весну в России провалилось и закончилось крымской весной».
Наш президент также выразил обеспокоенность углублением санкций, подчеркнув, что проблема с санкциями многослойная: «Во-первых, нарушены все международные права, уменьшилось доверие между крупными главами государств, расформирован G-8, и куда это все может привести?».
Все эти пропутинские утверждения нашли отклик у Олланда, который прилюдно подчеркнул, что «необходимо искать любые решения для выхода из этого тупика… Эти решения должны вписываться в рамки Минского протокола, то есть сохранение территориальной целостности, прекращение огня и децентрализация восточных регионов Украины. Конечно же, мы сделаем все необходимое. Вы (обращаясь к Назарбаеву. — А.К.) мне сказали о том, что в скором времени поедете в Украину, и в скором времени будем работать рука об руку, чтобы прояснить эту ситуацию и ослабить напряженность», — заверил он.
Я не сторонник обсуждения неведомых мне перипетий личных переговоров глав государств. Не знаю, о чем они конкретно говорили. Но факт налицо: после такого публичного обмена мнениями самолет Олланда изменил свой маршрут и сел в аэропорту Москвы, и там же состоялась двухчасовая встреча Олланда с Путиным.
Как сообщила газета Le Figaro, «французский президент не сразу принял решение посетить Москву и колебался, не зная, какой прием ему здесь окажут. Организовать эту встречу его убедил Нурсултан Назарбаев во время визита Олланда в Астану».
Как пишет издание, «объявление о встрече российского и французского президентов на фоне нарастающего напряжения между двумя странами вызвало у всех удивление. Елисейский дворец давно планировал назначить визит в Россию, но тщательно хранил это в секрете». По словам журналиста Le Figaro, перед тем как отправиться в Казахстан, Франсуа Олланд поручил своему окружению изучить возможность непродолжительной остановки в Москве на обратном пути из Астаны. Кроме того, «антизападная» речь Владимира Путина окончательно убедила его в необходимости «совершить сильный поступок», а поездка в Казахстан стала отличным поводом, чтобы осуществить задуманное. Оставалось только убедить Владимира Путина согласиться на встречу, говорится в статье.
«Құланның қасуына мылтықтың басуы» (в вольном переводе: «Все оказалось как нельзя кстати»), говорят в таких случаях казахи.
Мне кажется, что все три стороны в этой ситуации заработали свои внутри- и внешнеполитические дивиденды.
Олланд, у которого один из худших за всю историю рейтингов в своей стране, неожиданно оказался на коне и фактически проделал то, чего в силу разных обстоятельств не смогли (или не захотели?) сделать более харизматичные и деятельные лидеры Запада, как Обама, Кэмерон или Меркель. Несомненно, в условиях роста определенного недовольства некоторой части западного бизнеса последствиями санкций против России такой шаг прибавит ему популярности, в том числе и в своей стране.
Конечно, он не мог не согласовать такое важное решение со своими коллегами по ЕС. Как пишет Le Figaro, «в пятницу вечером, после того как решение было окончательно принято, французский лидер позвонил Ангеле Меркель, чтобы проинформировать ее о своей инициативе».
Умелым миротворцем сумел показать себя и елбасы. Оказывается, не нужно проводить помпезные и дорогостоящие мероприятия типа саммита ОБСЕ или съезда мировых религий (где фактически ничего не решается), а можно предметно поговорить тет-а-тет со своим коллегой и оказать влияние на самые важные события в мире!
Переговороспособным показал себя и Путин, который приехал в аэропорт Москвы для встречи с Олландом. Недаром сам Олланд во время встречи с ним сказал: «Я слышал Вашу речь (скорее всего, имеется в виду Послание Путина. – А.К.). Нужно сделать так, чтобы между нами больше не было стен, которые могут нас разъединять».
Конечно, нужно быть реалистами: конфликт между западным миром и Россией имеет глубокий, фундаментальный характер. И нет никаких гарантий, что за два часа в зале аэропорта Внуково можно развязать этот гордиев узел.
Но как бы то ни было, в этом важном процессе сделан еще один шаг в сторону примирения. И на этом этапе Казахстан сыграл, возможно, даже ключевую роль.