Энергетика — для народа

В последнее время казахстанские власти выясняют отношения с американской энергетической компанией AES


По мнению казахстанских властей, на протяжении 17 лет AES нарушала казахстанское законодательство. В результате сложились предпосылки для пересмотра контракта, именуемого «Алтайским соглашением».

В далеком 1997 году правительство Казахстана заключило «Алтайское соглашение» с компанией AES – договор концессии сроком на 20 лет, по которому ей в управление были переданы четыре энергетические компании в Восточно-Казахстанской и Павлодарской областях и две гидроэлектростанции – Усть-Каменогорская и Шульбинская.
Впрочем, приватизация этих предприятий проблемы с энергообеспечением Казахстана не решила. С самого начала своей деятельности AES систематически нарушала возложенные на нее обязательства по инвестиционным проектам.

Завладев восточным энергетическим каскадом станций, она тут же закрыла Усть-Каменогорскую ТЭЦ, тем самым обесценив и обанкротив ряд крупнейших промышленных предприятий республики. Большинство казахстанских экспертов склоняется к тому, что корпорация намеренно дестабилизировала экономическую деятельность региона, чтобы крупные американские и европейские концерны за бесценок могли бы приватизировать промышленные гиганты. Дело дошло до того, что весь регион подвергся невероятному риску, когда 6 мая 1999 года за долги была отключена от электроэнергии насосная станция в Национальном ядерном центре в городе Курчатове и прервалось охлаждение одного из ядерных агрегатов. Создалась потенциально опасная ситуация, грозившая обернуться национальной трагедией.
За годы хозяйствования эта американская корпорация в прямом смысле работала на износ сетей и подстанций ВКО и довела их до критического уровня. А с 1 января 2010 года подведомственный AES «Шыгысэнерготрейд», не поставив в известность регулирующие органы, на 25% поднял тариф на электроэнергию, загнав население региона в долговую яму.
В такой ситуации казахстанской стороне ничего не оставалось, как пересмотреть условия договора в части инвестиционных обязательств энергетической компании AES. И в 2012 году занимающееся распределением электроэнергии АО «Восточно-Казахстанская Региональная Энергетическая Компания» и поставщик электроэнергии ТОО «Шыгысэнерготрейд» перешли в доверительное управление энергетического холдинга АО «Самрук-Энерго».
Но не обошлось без ложки дегтя от главы группы компаний AES в Казахстане Майкла Джонагана. Как оказалось, AES передала государству энергетические объекты вместе с долгом в три миллиарда тенге, из-за которого областной департамент АРЕМ в свое время наказал «Шыгысэнерготрейд», так как зимой 2010 года в сильнейшие морозы Восточно-Казахстанская область подверглась беспрецедентным длительным веерным отключениям. А национальный оператор электрических сетей KEGOC обвинил подразделения AES в неконтрактном потреблении десятков миллионов киловатт-часов.
Именно в зимние месяцы AES заявляло о повышении тарифов, угрожая оставить в сорокаградусные морозы без электричества миллионы жителей региона – это очень похоже на шантаж.
В Усть-Каменогорске без электричества осталась больница скорой медпомощи, в Семее – детская больница и роддом. Из-за финансовых споров энергокомпания AES обесточивала Семейский водоканал, оставляя без воды больницы, школы и другие жизненно важные социальные объекты. Жалобы в профильное министерство на AES поступали как от юридических лиц, так и от населения в больших количествах. Корпорация достаточно долго испытывала терпение казахстанских властей. Последней каплей, вынудившей их изменить свое отношение к этому иностранному владельцу электро- и гидростанций, стал своего рода экономический шантаж со стороны американской корпорации. В 2009 году перед новогодними праздниками энерготрейдер в Восточном Казахстане выдвинул ультиматум: или повышайте тарифы, или отключим свет. Представители Антимонопольного комитета тут же объявили решение незаконным и обратились с иском в суд и с жалобой в прокуратуру. В ответ владельцы три месяца вели агрессивную кампанию и оказывали давление на местные исполнительные органы через СМИ. В этой ситуации областное руководство вынуждено было обратиться за помощью в правительство.
При комплексной проверке хозяйственной деятельности AES выяснилось, что объем вложенных инвестиций в обновление производственных мощностей составил 908 млн тенге, что в 11 раз меньше запланированного объема.
«На Усть-Каменогорской ГЭС себестоимость электроэнергии примерно 1 цент, тариф же почти втрое больше, – с возмущением высказывался на брифинге тогдашний вице-министр Министерства индустрии и новых технологий РК Дуйсенбай Турганов. – А при доходе почти в 3 млрд тенге инвестиции составляют меньше миллиарда. Это нарушает принцип «тарифы в обмен на инвестиции».
В сложившейся ситуации государство, естественно, отстаивает интересы граждан, которые расплачиваются за такие безответственные и циничные действия инвестора. Совершенно очевидно, что для здорового социального самочувствия региона управлять стратегически важными энергетическими объектами и контролировать их напрямую должно государство. Невыполнение инвестиционных обязательств американской корпорацией – аргументированная и справедливая причина для правительства вернуть активы в собственность государства.  Это будет во благо конечным потребителям электроэнергии – гражданам Республики Казахстан.