Бензин утекает в Россию

Дефицит топлива будет полностью ликвидирован во второй половине октября, заверяет заместитель министра энергетики РК Узакбай Карабалин

Десять дней назад заместитель министра энергетики РК Узакбай Карабалин сказал, что в ситуации нехватки бензина на внутреннем рынке Казахстан вынужден договариваться о приобретении партий ГСМ в Азербайджане и Туркменистане. Причиной называлось сокращение российских поставок в РК из-за увеличения поставщиками РФ снабжения Крыма. Сегодня мы публикуем ответы У. Карабалина на ряд вопросов КазТАГ.

– Узакбай Сулейменович, поясните подробнее, в чем заключаются причины нынешнего дефицита бензина в Казахстане?
– Дефицит топлива на внутреннем рынке страны возник в результате ряда объективных причин. Отсутствие таможни на наших границах при значительной разнице в ценах приводит к вывозу больших объемов из нашей страны туда, где оно стоит дороже, где можно легко получить солидную маржу.
Кроме того, как известно, казахстанские НПЗ были введены в строй еще в советские времена, и их мощности и техническое состояние не позволяют полностью обеспечивать страну высокооктановым бензином. Сегодня доля казахстанских НПЗ закрывает около 70% от общих потребностей.
Ежегодно дефицит топлива по-крывается за счет импорта по межправительственным соглашениям, в основном из Российской Федерации. Мы ведем системный мониторинг состояния дел на рынке, благодаря чему прогнозируем ситуацию и заблаговременно заключаем договоры на поставку недостающих объемов в необходимые нам сроки.
Компанией «КазМунайГаз» законтрактованы с компаниями Российской Федерации 69,5 тыс. тонн бензина АИ-92 («Башнефть», «Роснефть»), 10 тыс. тонн бензина АИ-95 («Башнефть») и 64 тыс. тонн дизельного топлива («Башнефть», «Литаско», «Форте Инвест»). Если бы указанное топливо отгружалось точно в оговоренные сроки, никакого его дефицита на нашем внутреннем рынке не произошло бы.
Однако внутренний топливный рынок России оказался в зависимости от последствий ряда аварийных ситуаций, в том числе и на Ачинском НПЗ, а также остановки ряда заводов на плановые работы. В итоге оговоренные контрактами объемы так необходимого нам топлива поступают в Казахстан со значительным опозданием, и мы были вынуждены в форс-мажорном режиме искать иные источники поступления ГСМ на рынок.
Правительство нашей страны ведет интенсивные переговоры и согласования с российской стороной на всех уровнях.
В настоящее время все казахстанские НПЗ работают на полную мощность. В частности, остановка Шымкентского НПЗ на ежегодный плановый ремонт перенесена с октября текущего года на весну 2015 года. Более того, увеличена выработка бензина на всех наших НПЗ, и сегодня они производят 113% топлива от плановых показателей. По другим направлениям, «КазМунайГаз» продолжает договариваться по новым объемам сверх вышеупомянутых, которые возможно будет в скором времени поставить в Казахстан. Это 5 тыс. тонн бензина АИ-92 из Азербайджана, порядка 15 – 25 тыс. тонн из РФ («Лукойл»), и ведутся переговоры о поставках бензина из Китая.
 – Однако, как мы видим, принятые меры пока не позволяют справиться с дефицитом топлива. Когда ситуация выровняется?
– К сожалению, вы правы, дефицит все еще сохраняется. Но с учетом всех принятых нами мер я могу прогнозировать, что мы выровняем ситуацию с обеспечением внутреннего рынка в ближайшие недели. Если точнее, то дефицит топлива будет полностью ликвидирован во второй половине октября.
Я бы хотел отметить, что компания «КазМунайГаз» вынуждена приобретать и везти ГСМ себе в убыток, ведь в России топливо стоит дороже, чем в Казахстане. Если переводить в тенге, то у нас литр бензина Аи-92/93 не может продаваться дороже 128 тенге, согласно установленной правительством предельной цене, а на заправочных станциях Российской Федерации такой бензин торгуется по цене 155 тенге. Разница значительная, в 27 тенге, это более чем на 20%. По ценам дизельного топлива разница еще больше – 45 тенге. У нас литр дизтоплива стоит 115 тенге, а в России – 160.
Как вы понимаете, такая маржа не осталась незамеченной частными предпринимателями, и топливо с нашей территории уходит в сопредельные государства.
Наиболее очевидным путем защиты внутреннего рынка от утекания топлива за рубеж было бы выравнивание наших цен с российскими, но такая мера крайне отрицательно сказалась бы на наших потребителях, что недопустимо, и для устранения дефицита мы задействовали все доступные нам механизмы, включая закуп топлива за рубежом себе в убыток.
– Вы сказали, что нехватка топлива на внутреннем рынке будет наблюдаться еще три недели. А что в будущем? Когда Казахстан перестанет зависеть от поставок топлива из-за рубежа?
– По завершении в 2016 году модернизации и реконструкции казахстанских НПЗ мы рассчитываем, что с 2017 года потребности внутреннего рынка в высокооктановом топливе будут обеспечены отечественными нефтепродуктами в полном объеме.