Обязаловка

Всеобщее декларирование доходов может превратиться в формальную акцию

Поэтапный переход к предоставлению деклараций о доходах и имуществе планируется с 2015 года, всеобщий охват населения страны этой акцией будет завершен к 2017 году. В правительстве готовится уже четвертый вариант законопроекта. Но как бы ни был красив документ, воплотить его в жизнь сегодня представляется маловероятным. Председатель правления общественного объединения «Финпотребнадзор» Айдар Алибаев уверен в том, что нужно сделать несколько подготовительных шагов, чтобы всеобщее декларирование принесло пользу обществу.
 — Айдар Байдаулетович, вы полагаете, Казахстан не созрел для всеобщего декларирования доходов?
— Ну почему же? Декларирование – благое намерение. Понятно, что это важно – если имеются в стране работающие люди, то государство должно знать, как и сколько денег зарабатывают его граждане, и уметь грамотно собирать с них налоги. В этом смысле Казахстан, конечно, давно дорос до всеобщего декларирования, и необходимость его введения не требует каких-то доказательств. Это нормальные, цивилизованные вещи.
Но, как и любое нововведение, касающееся каждого гражданина (а заполняться декларации будут даже на младенцев), оно неразрывно связано с экономической и политической системами в нашей стране. Существуют определенные реалии, с которыми, хотим мы того или нет, но вынуждены считаться.

— Что вы имеете в виду?
— У нас обнаружится масса людей, которые всеми силами будут противодействовать введению всеобщего декларирования.
Это те, кто имеет незаконные доходы, — в первую очередь представители чиновничье-бюрократического корпуса, обладающие проверяющими, разрешительными, лицензирующими и прочими полномочиями, имеющие доступ к тендерам по госзакупкам и другим сферам, где чаще всего наблюдаются нарушения коррупционного характера.
А кто и как в состоянии обязать акима, или министра, или судью любого уровня декларировать свои доходы в полном объеме, если он вообще ни от кого не зависит, кроме одного стоящего над ним человека? Эти люди годами сидят на должностях, и никто не знает, чем они занимаются и что реально сделали за 4-5 последних лет. Они даже не отчитываются о проделанной работе. А тут идет речь о том, чтобы они всем рассказали, сколько наворовали.
Формально чиновники будут заявлять, как необходимо всеобщее декларирование, а на деле – под ковром – противодействовать ему. Получается замкнутый круг.
Вовсе не рады декларированию будут и депутаты. Для его введения нужна законодательная база. А как парламент будет принимать соответствующие законы, если он встроен в чиновничье-бюрократическую систему и основная масса депутатов — бывшие чиновники? Им тоже есть что скрывать от собственного народа.
— Предлагаете сменить всех чиновников поголовно на людей честных и неподкупных?
— Не в персоналиях дело, а в системе. Для того чтобы ввести реальное декларирование доходов, необходимо провести подготовительную работу. Могу даже перечислить перечень шагов, которые вижу, по степени важности. Один из них – борьба с тотальной коррупцией. В ее условиях декларирование доходов провести нереально и невозможно, а потому и бессмысленно, а говорить о том, что она полезна – просто смешно. Наша борьба, которую на словах мы ведем с ней на протяжении последних десятилетий, никакого эффекта не имеет. Эффективным же средством тут может быть только политическая воля на проведение модернизации общества.
— Рецепт подскажете?
— Что нам нужно, чтобы бороться с коррупцией? Первое – независимый суд, и сделать его таковым возможно, только внедрив механизм выборности и отчетности судей. Второе – реальный, а не карманный парламент, который сможет требовать отчета от министров и премьера, назначать или освобождать их от должности. Третье – местное самоуправление, это один из фундаментальных камней, на которых базируется цивилизованное общество.
Выборность акимов всех уровней, отчетность перед народом – вот что такое реальное самоуправление. А что нужно, чтобы все вышеперечисленное внедрить в жизнь? Политические реформы, а не перестановка чиновников или пустопорожняя демагогия.
Кстати сказать, последним у нас любят и умеют «качественно» заниматься. Вот недавно министр экономики и бюджетного планирования (Ерболат Досаев – КазТАГ) в одном из своих выступлений привел для сравнения Францию: мол, там 80% бюджета – это налоги физических лиц. Наши чиновники очень любят вырывать какие-то отдельные факты из общего контекста и вставлять их не к месту. Но при этом забывают, что нас нельзя сравнивать ни с Сингапуром, ни с Германией, ни с той же Францией, потому что доход граждан там обусловлен имеющейся политической системой.
— Ну а если рискнуть, что мы можем получить?
— Можем только похоронить благое начинание. Я бы вообще не стал заглядывать так далеко вперед, если не будет реформ. Но если хотите, давайте, порассуждаем.
Попробуйте объяснить людям, что декларирование – нужная вещь. Доводы о том, что это культура, цивилизованный подход и прочее, – не сработают. Человек только тогда готов что-то делать, когда видит, какими выгодами обернется это для него лично. А эту акцию он сегодня воспримет как очередную бесполезную обязаловку.
Потом, насколько мы готовы к всеобщему декларированию технологически? Почта, да и сами налоговые органы смогут справиться с 16-ю миллионами деклараций? Вряд ли. Мы даже газеты не выписываем, потому что почта их плохо доставляет.
А если вновь упомянуть пресловутую коррупцию в госорганах, можно допустить, что налоговики, получив информацию о благосостоянии казахстанцев, начнут проявлять к этой базе данных нездоровый интерес.