Резня в «городе вечной весны»

В Синьцзяне и за границей действует радикальное Исламское движение Восточного Туркестана, которое не без оснований подозревают в тесных связях с «Аль-Каидой»

Синьцзянские террористы в Китае показали, что будут наносить удары по всей стране

Его называют «городом вечной весны» — там летом не жарко, а зимой совсем не холодно. Основанный еще до нашей эры Куньмин с населением более 6 млн человек расположен на крайнем юго-западе Китая, почти у границы с Вьетнамом и Лаосом, туда съезжаются толпы туристов посмотреть на прославленный бронзовый храм и прочие многочисленные древности.
Однако сейчас Куньмин — это символ ужаса и смертельной опасности. У его вокзала дежурят вооруженные бойцы с автоматами, в бронежилетах и касках. Идет жесткая проверка документов, повально опрашивают жителей некогда оживленных, а теперь притихших торговых кварталов в центре города, где лавки держат представители мусульманских меньшинств.
Площадь перед железнодорожным вокзалом сейчас отмыли от крови, которая обильно пролилась здесь 1 марта. Примерно в девять вечера на переполненном пассажирами пятачке словно из ниоткуда появились человек десять в черном, в нитяных балаклавах. В руках широкие метровые ножи — почти мечи.

Нападавшие стали рубить и колоть всех подряд. На месте были убиты 28 человек. Не менее 130 ранены. Застигнутая врасплох полиция пришла в себя не сразу и начала стрельбу — четверо нападавших, включая одну женщину, были убиты. Еще одну крепкую девушку с окровавленным мачете в руке удалось скрутить, она арестована. Остальные бежали и растворились в городе.
К настоящему времени в списке погибших в результате этой дикой вылазки значатся уже 33 человека. Перечень, возможно, будет расти — многие раненые остаются в тяжелом состоянии. Власти сообщили во вторник, что в результате зачистки пойманы еще трое нападавших. Все они названы «бандитами-террористами», причастными к сепаратистскому мусульманскому подполью в крайне неспокойном Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) на северо-западе КНР.
Этот регион на протяжении своей истории то обретал независимость, то вновь попадал под господство Китая. В прошлом веке там сформировалось устойчивое движение за создание собственного государства тюркоязычных, исповедующих ислам уйгур — Восточного Туркестана. Во время Второй мировой войны даже существовала республика под таким названиям, пользовавшаяся покровительством СССР, — Сталин видел в ней важный буфер на границе с Китаем, где шла затяжная борьба с японскими захватчиками, а потом вспыхнула кровавая схватка между войсками коммунистов и силами националистического Гоминьдана. После победы товарища Мао Цзэдуна и образования КНР было решено пожертвовать Восточным Туркестаном ради дружбы с Пекином. Туда были введены китайские войска, образован Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР), началось массированное переселение китайцев-ханьцев. В результате на уйгур теперь приходится уже менее половины 22-миллионного населения их родины.
Коренные жители СУАР жалуются на дискриминацию, на неуважение к национальным обычаям, они говорят о трудностях с получением хорошей работы. Китайские власти держат под строгим надзором мечети, рассматривая их как опорные пункты потенциальных сепаратистов. А таковые имеются — в Синьцзяне и за границей действует, например, весьма радикальное и воинственное Исламское движение Восточного Туркестана, которое не без оснований подозревают в тесных связях с «Аль-Каидой» и афганскими талибами. За минувшие годы оно взяло на себя ответственность за 200 вооруженных вылазок, в результате которых погибло свыше 160 человек.
Волнения и стычки в СУАР происходят постоянно — самыми кровавыми до сих пор были беспорядки в столице района Урумчи в июле 2009 года, когда погибло почти 200 человек, 1700 получили ранения. Ситуация с тех пор стала только хуже — за последний год отмечены десятки нападений уйгур на полицейские участки, китайские магазины, административные здания.
До недавних пор эта вялотекущая война не переходила за границы СУАР. Все изменилось в октябре прошлого года, когда трое уйгур на джипе под флагом вольного Восточного Туркестана врезались в толпу туристов в центре Пекина на знаменитой площади Тяньаньмэнь. Сбили насмерть двух человек, сорок ранили, подожгли машину и погибли сами.
Нынешние кровавые события в Куньмине показывают, что уйгурские экстремисты действительно меняют тактику. Они сознательно пошли на смерть, чтобы продемонстрировать: мы хорошо организованы и готовы наносить неожиданные удары по всему Китаю. Вылазка в этом городе носила особо шокирующий характер, поскольку произошла за пять дней до открытия в Пекине ежегодной сессии национального парламента — Всекитайского собрания народных представителей. На это время в КНР традиционно принимаются особые меры безопасности, однако бойня в «городе вечной весны» убеждает, что могучий репрессивный аппарат страны пока ничего не может поделать с террористами.


Токио