От плохого – к худшему

Негатив по платежному балансу до новой девальвации доведет?

Последние выкладки Национального банка по платежному балансу Казахстана вызывают беспокойство. По предварительным данным регулятора, за первое полугодие этого года счет текущих операций продолжает оставаться в красной зоне. Не исключено, что в случае сохранения цен на нефть на невысоких уровнях отрицательное значение этого показателя во втором полугодии только увеличится, что продолжит оказывать давление на курс национальной валюты в сторону снижения.

То, что текущий счет платежного баланса продолжит демонстрировать отрицательную динамику в первом полугодии этого года, было вполне предсказуемо. Объективные предпосылки к этому создали невысокие нефтяные цены и продолжающееся падение внешнеторгового оборота Казахстана.
Согласно предварительной оценке Нацбанка, за I полугодие 2016-го отрицательное сальдо текущего счета достигло почти $2,9 млрд против менее $2,4 млрд в I полугодии 2015-го. Столь не обнадеживающий результат стал возможным, в первую очередь, из-за очередного обвального сокращения казахстанского экспорта: чистый вывоз товаров из Казахстана за январь-июнь этого года рухнул на 36,6%.
За этот период товарный экспорт снизился еще на $7,7 млрд – с $24,8 млрд до $17,1 млрд за первое полугодие этого года. В то же время импорт товаров снижался более медленными темпами – на $4,8 млрд, или почти на 28%.

Примечательно, что снижение товарного импорта в основном произошло из-за падения потребительского и инвестиционного спроса по непродовольственной продукции и инвестиционным товарам. Поэтому неудивительно, что в последние месяцы наблюдается снижение инфляционного давления.
Радует то, что разница между показателями вывоза и ввоза товаров по-прежнему складывается в пользу казахстанского экспорта. Однако вызывает тревогу то, что положительное сальдо торгового баланса сократилось по сравнению с первым полугодием прошлого года еще на $2,8 млрд.
В качестве позитивной новости следует отметить и то, что, по предварительным оценкам Нацбанка, во II квартале этого года дефицит счета текущих операций по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился с $2,3 млрд до $1,9 млрд.
Однако из-за падения, после обвальной девальвации тенге, объемов казахстанской продукции и услуг отрицательное сальдо текущего счета в долларовом выражении за первые 3 месяца 2016-го достигло уже 4,2%, по сравнению с 1,5% ВВП во II квартале 2015 года.
Что касается итогов первого полугодия, то дефицит счета текущих операций только увеличился до 5% ВВП против 2,6% за I полугодие прошлого года.
При этом следует отметить, что снижение отрицательного сальдо текущего счета произошло на фоне уменьшения профицита торгового баланса с $3,4 млрд во II квартале прошлого года до $2,1 млрд за аналогичный период этого года. Понятно, что это стало результатом низких нефтяных цен. Если во II квартале прошлого года средняя цена нефти сорта Brent достигала $63,4 за баррель, то за аналогичный период этого года она сложилась на уровне $47,7.
Еще одна положительная новость – возобновление роста прямых иностранных инвестиций (ПИИ). По предварительной оценке регулятора, в I полугодии текущего года этот показатель достиг $5,7 млрд против $1,2 млрд за первые 6 месяцев 2015-го.
Как бы то ни было, возобновление роста прямых иностранных инвестиций уже можно считать светом в конце тоннеля, хотя еще очень слабого, чтобы давать позитивные прогнозы о быстром выздоровлении казахстанской экономики, тем более что ее главная болезнь – чрезмерная зависимость от нефтегазового сектора – никуда не делась.
Какие выводы можно сделать из приведенных цифр? Во-первых, в случае сохранения нефтяных цен на текущих уровнях и ниже ждать улучшения показателей по платежному балансу не следует. Напротив, высока вероятность их ухудшения, поскольку серьезных предпосылок для долгосрочного роста нефтяных цен по-прежнему нет.
Во-вторых, не в пользу платежного баланса говорит тот факт, что в III и IV кварталах в первую очередь хозяйствующим субъектам квазигосударственного сектора Казахстана предстоят значительные выплаты по внешним обязательствам, общая сумма которых – $12,5 млрд.
В-третьих, очень слабый рост экономики в Европейском союзе – основном торговом партнере Казахстана, продолжающееся замедление экономического роста в Китае и отсутствие серьезных позитивных сдвигов в хозяйственной системе России продолжат оказывать негативное влияние на объемы казахстанского экспорта, а через него – на все еще положительное сальдо торгового баланса.
И, наконец, в-четвертых, предстоящие выплаты по внешнему долгу и экономические трудности в странах – главных торговых партнерах Казахстана указывают на то, что давление на курс тенге не только сохранится, но и с высокой вероятностью в отдельные периоды будет увеличиваться, даже при условии сохранения цен на нефть на уровне $45 – 50 за баррель.
В этой ситуации не позволить нацвалюте совершить очередной девальвационный прыжок во второй половине этого года могло бы восстановление нефтяных цен, еще большее укрепление российского рубля, дальнейший рост притока иностранных инвестиций и интервенции Нацбанка на валютном рынке. Но все это вряд ли произойдет: цены на нефть расти, скорее всего, не будут. Рубль, по недавнему указанию Путина, будет слабеть, а иностранные инвестиции в страны со слабой валютой почти не идут.