«Забрать газеты все да сжечь»

Как Александр Грибоедов смог вывести идеальную формулу для казахстанского чиновника в борьбе с печатными изданиями

 В редакцию «Новой газеты» – Казахстан» пришли ответы на запросы, которые редакция посылала в несколько государственных структур в связи с тяжелым положением, сложившимся в газетно-журнальной отрасли. Ответы на первый взгляд могут показаться банальными отписками, однако в них, как и в реакции чиновников на ситуацию, четко прослеживаются черты поведения одного примечательного литературного персонажа.
Официальные запросы министру информации и коммуникаций Даурену Абаеву и акиму города Алма-Аты Бауыржану Байбеку были посланы в связи с ситуацией, описанной в материалах «Город без газет?» («Новая» – Казахстан», №24 от 16.06.2016 г.), где говорится о том, что городские власти начали убирать торговые точки распространителей печатной продукции по надуманным причинам. Однако это не единственная проблема, связанная с газетно-журнальной отраслью в Казахстане: большим потрясениям подверглась вся система распространения из-за методичного закрытия нескольких сетей по продаже газет («Страна без газет», «Новая» – Казахстан», № 17 от 28.04.2016 г.). Кроме того, под ударом оказалась и полиграфическая деятельность – факультет по подготовке профильных специалистов в университете им. Сатпаева собираются закрывать («Ректор не прошел проверку на полиграфию», «Новая» – Казахстан», № 26 от 30.06. 2016 г.), кроме того, с неожиданными проблемами начали сталкиваться подписчики газет через «Казпочту»: подписку на некоторые издания в некоторых регионах, как выяснилось, им оформляют с большим трудом, ссылаясь на то, что для доставки газет у них в некоторых почтовых отделениях нет почтальонов.

Именно поэтому письма и к министру Абаеву, и к акиму Байбеку содержали наиболее острые вопросы, связанные со сложившейся ситуацией. Редакция спрашивала, является ли запрет на розничную торговлю печатными СМИ официальной политикой министерства информации и коммуникаций Казахстана или политикой акимата Алма-Аты? Мы интересовались, известен ли чиновникам зарубежный опыт розничной торговли печатными СМИ, в частности, в России, где за последние годы по распоряжению большинства правительств российских регионов количество точек розничной торговли печатными СМИ значительно увеличилось. Нам было интересно услышать от обоих ведомств, какие меры собираются они предпринять для исправления ситуации. Ну, а у Даурена Абаева мы дополнительно поинтересовались, планирует ли министерство информации и коммуникаций Казахстана предложить Парламенту РК дополнить «Закон о средствах массовой информации» такой формулировкой – «производство, выпуск и распространение продукции СМИ является социально значимой услугой».
Нельзя сказать, что ответы поразили своей оригинальностью. На первый взгляд, это стандартные чиновничьи отписки. Так, городской акимат в лице заместителя руководителя управления внутренней политики Серика Туймебаева, по сути, проигнорировал все вопросы и продолжил гнуть взятую ранее линию: торговые точки распространителей периодической печати, мол, не соответствуют архитектурному облику и эстетике города (а рядом находящиеся стихийные торговые точки продавцов самсы, китайской лапши, шаурмы соответствуют). «Во всех районных акиматах города имеется рабочая группа по ликвидации и недопущению торговли в неустановленных местах, – добавляет Туймебаев. – Так, с начала 2016 года аппаратами акимов районов города совместно с районными службами проведено 175 комиссионных рейдов… Составлено 1495 административных протоколов по статье 204 (торговля в неустановленных местах) и 505 (нарушение правил благоустройства) КоАП РК». О том, почему именно газетчики попали под пресс, а остальные – нет, в ответе ни слова. Правда, Серик Туймебаев оговаривается, что если у торговцев есть все документы, то, кроме как по суду, их деятельность остановить не могут, и таким образом словно приглашает распространителей периодической печати в зал судебных заседаний. Нетрудно догадаться, что торговцы вряд ли пойдут судиться с акиматом – особенно учитывая, на чью сторону обычно встают суды в случае борьбы частного человека с государством.
Министерство информации и коммуникаций тоже обратило внимание на содержание вопросов весьма косвенно (это вообще свойственно современным казахстанским чиновникам – видеть один вопрос, а отвечать совсем на другой). Тем не менее, кое-что ведомство дало понять достаточно недвусмысленно. В ответе за подписью вице-министра Сакена Сарсенова говорится, что «распространение печатной продукции регулируется гражданским законодательством Республики Казахстан. Ни один государственный орган не вправе оказывать содействие в организации распространения печатных периодических изданий, так как данная сфера передана в конкурентную среду. Иными словами, помогать газетчикам никто из ведомства не намерен, отстаньте, господа хорошие.
Кроме того, Сарсенов отдельным абзацем подчеркнул, что министерство не планирует в ближайшее время вносить какие-то изменения в закон «О СМИ» в части вопросов распространения. Таким образом, министерство полностью подтвердило догадки экспертов о том, что оно будет, по сути, отдельным оператором для распределения госзаказа в СМИ, а с остальными – гораздо более важными вопросами – его можно не беспокоить. Госзаказ и пропаганда – вот практически и все, для чего создано это министерство, «Приземленный ответ», («Новая» – Казахстан» №19 от 12.05.2016 г.).
Между тем, это только на первый взгляд отписки. Если присмотреться внимательно, то можно заметить, что в этих ответах сквозит сильное непонимание и даже раздражение тем, что газетчики стараются еще хоть как-то бороться за свое существование. В отличие от большинства сетевых СМИ, которые не склонны к аналитике, печатные издания продолжают методично добиваться ответов на поставленные вопросы. Некоторые из них готовы писать в министерства, стараясь спасти свою отрасль от полного разрушения. И это чиновников удивляет не только потому, что в стране остались еще какие-то инициативные люди, готовые переубеждать систему. Удивляет их все происходящее потому, что газеты еще вообще существуют. В век высоких технологий и клипового мышления, когда интересны новости про разные носки премьера и про нагадившего на лицо продюсеру голубя (обязательно с фото!), профессиональный подход газетчиков к делу откровенно пугает чиновничество, курирующее СМИ. В каком-то смысле для современных высокотехнологичных фамусовых печатная индустрия – это всё то же классическое «зло». Перефразируя Грибоедова, «уж коли зло пресечь, забрать газеты бы да сжечь». Два века прошло, а в сознании чиновников не меняется абсолютно ничего. Разве что это не горе от ума, а счастье и радость от полнейшего безумия.
Закавыка лишь в том, что на самом деле мировая тенденция сейчас такова, что печатная индустрия постепенно возрождается. В высокотехнологических странах Европы и Юго-Восточной Азии, где газетная культура явно лучше нашей, кризис бумажной печати сходит на нет – в газеты возвращаются рекламодатели – не в последнюю очередь потому, что интернет-реклама (которую большинство пользователей воспринимает как спам) на поверку оказалась куда менее эффективной по сравнению с печатной. Но наши министерства вряд ли станут перенимать этот опыт: им куда приятнее бравировать тем, что они якобы впереди планеты всей, хотя на самом деле плетутся в хвосте мировых тенденций. Да и потом, ничего из передового опыта профильному министерству и не нужно: большая часть редакций газет в Казахстане плотно сидит на госзаказе, и им абсолютно все равно, что будет с тиражами и распространением их изданий. В такой ситуации те, кто еще пытается барахтаться в рамках рыночной экономики и реальной конкуренции, – это всего лишь еще один повод для удивления со стороны чиновников. Повод, которым, впрочем, можно пренебречь.


КОММЕНТАРИЙ

КазТАГ

Тамара КАЛЕЕВА,
руководитель фонда «Адил соз», врио руководителя Союза журналистов Казахстана:

– Ситуация в газетной отрасли сейчас – это очень сложный вопрос, мы им тоже занимаемся. Мы пришли к выводу, что все наши государственные органы занимаются только контролем над содержанием СМИ – новое министерство теперь забрало функции мониторинга у акиматов и тщательно следит за прессой самостоятельно. Но вот почему-то функции поддержки СМИ, функции помощи в распространении печатной информации ни один государственный орган для себя важными не считает. Говорится, что СМИ у нас в свободном плавании, и это чистое предпринимательство. Государственного регулирования в отрасли нет. Мы давали информацию о том, что те же мэрии в России озабочены количеством газетных киосков в каждом регионе. У нас ни один акимат не считает это своей задачей. Работы с газетными киосками нет. Это очень серьезный пробел в государственных функциях, я считаю.
Борьба за наладку системы распространения печатных СМИ сейчас просто необходима, даже несмотря на то, есть ли профессиональная внутрицеховая солидарность или ее нет. На самом деле, можно обойтись и без законодательного регулирования, хотя и менять много ничего не нужно. Надо просто изыскивать средства на наладку системы, работать с предпринимателями, которые готовы взяться за организацию процесса распространения печатных СМИ. Возможно, это кто-то из собственников СМИ будет, это им вполне под силу. Вспомните пример «Каравана», который открывал собственные киоски. Участие государства во всей этой истории необходимо для понимания им важности общественной функции системы распространения печатных СМИ – это не просто купля-продажа жвачек каких-то. Это система коммуникации, которая, в том числе, доводит государственную политику до населения.
Безусловно, новое время и новое поколение живет по новым правилам. Это старое поколение считало газетный лист в руках чем-то очень необходимым, но оно постепенно сходит со сцены, оставляя все адептам интернета. Но редакции во многом и сами виноваты: у нас очень мало ярких газет, которые вызывали бы у читателя интерес своим содержанием. Я помню, когда была эпоха перестройки и вдруг появились материалы нового типа и высокого качества, тогда и тиражи скакнули до миллионов. А сейчас крайне редко печатное СМИ может привлечь кого-то своими публикациями. Всюду спекуляция на криминале да на низменных инстинктах – это все мелко. Нужно качественное изменение самой отрасли, но проблема в том, что и качественных СМИ, которые могли бы это сделать, осталось слишком мало, не говоря уже о том, что и их методично убивают.