Материалы

Таджикская угроза «имени палочек Коха»

  • Печать

В Таджикистане многим вдруг стало понятно, что режим Эмомали Рахмона весьма уязвим, и вряд ли найдутся за пределами страны серьезные силы, которые будут готовы броситься на его спасение

Таджикское «дело летчиков» развивается стремительно. Растет количество VIP-персон, пожелавших соскоблить с него дивиденды. Самыми яркими из них и по статусу, и по качеству вступления в «дело» оказались российский президент Дмитрий Медведев и главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. Первый назвал в далеком Гонолулу «случайным совпадением» депортацию из России таджикских гастарбайтеров и вынесение приговора российскому пилоту в Таджикистане. Второй внезапно обнаружил «нулевой уровень» здравоохранения в Таджикистане, что, по его словам, делает трудовых мигрантов именно из этой страны опасными распространителями ВИЧ-инфекции и туберкулеза.

.

В те же дни срочные консультации в Москве провел российский посол в Таджикистане Юрий Попов. Он покинул Душанбе в конце прошлой недели сразу после встречи с таджикским президентом Рахмоном и вернулся назад уже  в понедельник. А утром во вторник его снова ждал Его Величество президент Таджикистана. Как только посол покинул президентский дворец, стало известно, что прокуратура Хатлонской области направила в областной суд, где должна быть на днях рассмотрена апелляция летчиков на приговор в 8,5 года заключения, ходатайство о смягчении приговора. Оказалось, что те же самые прокуроры, что еще в начале ноября требовали приговорить пилотов к 13 годам тюрьмы (в результате примененной к ним амнистии они получили на 4,5 года меньше), теперь сочли приговор «слишком суровым». В обоснование своей новой позиции были даны ссылки на «личности» пилотов и отношения «стратегического партнерства», что связывают Таджикистан с Россией и Эстонией.

Как и следовало ожидать, российский посол привез Рахмону из Москвы некий пакет договоренностей, на основе которых следует загасить скандал. Среди них, разумеется, первым пунктом должно быть освобождение Владимира Садовничего и, скорее всего, эстонского гражданина Алексея Руденко. Персонально для решения его проблемы в Душанбе вчера вылетел временный эстонский консул.

Будет ли судьба летчиков изменена в результате смягчения приговора по кассационной жалобе или сам Рахмон потом примет указ об их помиловании (это менее вероятно, поскольку сие будет по-прежнему означать признание виновности летчиков), неизвестно.

Так же неизвестно, будет ли приостановлена депортация таджикских гастарбайтеров из России. Что касается вмешательства в ситуацию главного российского специалиста по пестицидам Геннадия Онищенко, то вряд ли можно ожидать, что он так быстро отзовет сигнал «таджикской» угрозы «имени палочек Коха»…

Нет пока сведений, как скажутся договоренности между Москвой и Душанбе на положении сидящего в подмосковной тюрьме за наркоторговлю сына свата Эмомали Рахмона, 24-летнего Рустама Хукумова. Не исключено, что его имя не будет фигурировать отдельно, а окажется среди многих других имен таджикских граждан, что сидят в российских тюрьмах и кого бы хотели вернуть на родину власти Таджикистана.

Зато известно уже, что таджикские власти будут пытаться выторговать в свою пользу задержанные в Курган-Тюбе самолеты Ан-72. Это можно судить по тому, что объявлен в Душанбе в международный розыск Сергей Полуянов, владелец компании Rolkan, которой принадлежат эти самолеты. Косвенно подобное развитие событий подтверждается и сообщениями о задержании в аэропорту Кабула еще одного Ан-72, работавшего в той же группе, что и арестованные в Таджикистане воздушные суда.

Наблюдаются уже и другие последствия этого громкого скандала, исключительно внутритаджикского свойства. В стране многим вдруг стало понятно, что режим Эмомали Рахмона весьма уязвим, и вряд ли найдутся за пределами Таджикистана серьезные силы, которые будут готовы броситься на его спасение. Во всяком случае, в Москве ни среди  руководства России, ни в каких-либо других структурах российского общества они не сыщутся.

Есть, наконец, и другой результат «летного дела». Серьезный урон нанесен имиджу России, чей нынешний нацлидер и, очевидно, будущий президент Владимир Путин собирается начинать объединение постсоветских «земель» в новый Евразийский союз. Трудно будет теперь, после всех вакханалий в отношении оказавшихся на заработках в России таджиков, уверить  жителей окраинных «территорий» бывшего СССР, что в Москве не будут относиться к ним как рабочему быдлу.