Родовые муки

  • Печать

Борьба за место под солнцем в сегодняшнем казахстанском истэблишменте происходит по тем же рецептам, что и 1000 лет назад

И ближний, как чужак, порой наносит рану.

Благоразумие да будет вам в охрану.

Ахмад аль-Маарри (Абу-ль-Аля) (979 - 1057)


Қосылған – озат, айрылған — тозат

(объединившись – победим, порознь – проиграем).

.

Казахская народная мудрость

Абу-ль-Аля — это прозвище мальчика Ахмада из сирийского города Маарра, в переводе с арабского означает «Отец высоты». Будущий мыслитель и мудрец, он родился в 979 году и с младых ногтей проявил незаурядные способности. Читал уже с трех лет. Легко запоминал и декламировал стихи. После эпидемии оспы он потерял зрение и ослеп. Однако это ему не помешало к 21 году освоить многие науки, составить несколько назидательных сборников «увещеваний» в рифмованной прозе.

Старо как мир

Он перебрался в Багдад из родного города и там обрел много друзей среди местных литераторов. Незаурядную память слепого юноши как-то подвергли испытанию: ему зачитали отчет налогового ведомства, и он его тут же воспроизвел по памяти без ошибок.

На литературных диспутах багдадская творческая интеллигенция спорила о том, что разъединяет их современников и почему. В знаменитой мечети аль-Мансура в Старом городе, усевшись в кружок на коврах, собравшиеся обсуждали раскол мусульманской уммы на суннитов и шиитов, выясняли, сотворен ли Коран или же Священная книга существовала вечно…

Однако вскоре мыслитель и мудрец на личном примере убедился, что ни его талант, ни ученость, ни благочестие, ни даже увечье не спасают от черной зависти единокровников. Влиятельный и обласканный властью поэт стал в присутствии Абу-ль-Аля в пух и прах разносить произведения другого весьма достойного пиита. Абу-ль-Аля вмешался и очень красноречиво встал на защиту заочно поносимого поэта. Элитный оратор не стерпел и велел слугам «вытащить дерзкого за ногу из покоев на улицу». Это была практически гражданская казнь: худшим наказанием для поэта была бы только смерть. Вчерашние соратники по литературному кружку активно закончили расправу над Абу-ль-Аля: его обвинили в ереси, в стремлении превзойти Коран… Тогда-то и родились у него эти горькие строки:

И ближний, как чужак, порой наносит рану.

Благоразумие да будет вам в охрану.

Весьма красноречивая аналогия с нашей сегодняшней действительностью, не правда ли?


Тайны немадридского двора

Борьба за место под солнцем в сегодняшнем казахстанском истэблишменте порой происходит по тем же обкатанным веками рецептам, что и 1000 лет назад, во времена Абу-ль-Аля. Профессиональные и деловые качества игроков в какой-то момент отодвигаются в сторону, и неугодного просто «выдергивают за ногу» из ханских покоев.

Для этого в определенный момент запускаются дремучие и замшелые механизмы трайбализма: кто ты, чей и откуда?

Если взглянуть на трайбализм в том проявлении, в котором он обычно воспринимается – жузовое и родовое деление казахов, то, на первый взгляд, это просто старая добрая традиция самоидентификации кочевника. И вроде бы нет в этом ничего страшного. Генеалогическая родовая память с незапамятных времен хранит исторические предания и легенды – основу родовой гордости, залог патриотизма. Это помогает сберечь святыни и сохранить традиции. Кто бы возражал?

Но пробивающиеся гнойники межжузовых и межродовых конфликтов все чаще заставляют нас искать ответ на вопрос: трайбализм, когда-то сцементировавший нацию в единый народ, – это все еще благо для нас? Или уже рок для казахов? И это далеко не праздный вопрос. Ответ на него важен для углубления этнической солидарности казахов в решении ключевых вопросов развития нации и государства. Не забалтываем ли мы порой проблему в громогласном надрыве усилителей на тему стабильности и процветания?

Желание некоторых политических игроков использовать традиционное жузовое деление для политического обособления, создания кланов на родовой и племенной основе, для достижения не только сиюминутных политических и экономических интересов сегодня очевидно даже для неискушенного наблюдателя.

Хотя жузы уже в прошлом веке стали терять свое этнополитическое значение и в современном Казахстане нет реальных групп влияния на жузовой основе, но определенные группировки делают ставку на родовую принадлежность и родовую солидарность населения для продвижения своих клановых интересов, своих представителей во властные структуры. Увы, недавно выброшенный в медийное пространство «детектив» о некоем сорвавшемся заговоре заинтриговал читателя не перипетиями сюжета и исподволь происходящей на глазах общественности, усиливающейся фабуле, а вполне возможной практической реализацией этого литературного опуса и тем очевидным фактом, что фигурантами предполагаемого триллера выступают не представители одного из кланов, а предполагается, что одного рода.


На безвременье

Трайбализм вызвали к новой жизни «лихие девяностые», когда рушился прежний строй с его идеологией интернационализма и коллективизма. Большая часть населения республики – в первую очередь жители села – оказалась беспомощной перед мощным напором  рынка. Межвременье было использовано новыми хищными элитами для захвата власти и государственных ресурсов.

Сегодня эту карту разыграть уже труднее: авторитет президента высок, а нездоровый интерес населения к политическим играм утерян, на смену надежде пришла апатия. Жузовая и родовая принадлежность, к сожалению, все еще продолжает оставаться немаловажным фактором при продвижении во властные структуры и распределении национальных богатств. Но в широкой общественной жизни родоплеменная принадлежность отходит на второй план. Для многих людей уже вообще не важна принадлежность к роду или жузу. Весомость приобретают связи и влиятельность, доступ к властным рычагам и непосредственное участие в процессе принятия решений.

С проявлениями трайбализма сталкиваться приходится соискателям вакансий в органах власти, в бюджетных организациях или на выборах депутатов маслихатов. Родовая принадлежность играет определенную роль при найме на работу в частные структуры, при выборе деловых партнеров.

Все еще сохраняющиеся родовые связи, деление на роды снижают этническую солидарность, отрицательно воздействуют на единение, консолидацию казахов.

Трайбализм наносит ощутимый урон доверию к власти и подрывает стабильность нашего общества, властного и делового истэблишмента, сегментированного на клановые и региональные группы интересов в экономической и политической сфере.

Обостренное чувство справедливости и требование равных возможностей, доставшиеся нам в наследство от приснопамятного советского прошлого, заставляют нас переживать самый серьезный кризис ценностей. Клановость всегда противоречит принципу равного доступа к социальным и материальным благам и потому негативно влияет на отношения между населением и властью.


Непридуманные тезисы

Реалии общественно-политической жизни Казахстана таковы, что уже невозможно закрывать глаза на келейные противостояния. Но с укреплением авторитарных позиций главы государства большинство руководителей и служащих оказались в растерянности. Им уже приходится выбирать, кому присягнуть на верность. Выдвинувшему их клану? Своей команде?  Высшему руководству? Или закону и совести?

Государственная административная власть сейчас в функциональном смысле практически сузилась до размеров аппарата главы государства. Несовершенство законов и правоохранительной практики, незрелость гражданского общества побуждают многих для защиты своих прав и интересов объединяться по родоплеменным признакам. Поэтому повсеместно в решении административно-хозяйственных вопросов и принятии кадров на должности отдается предпочтение родоплеменным приоритетам.

Еще в советские времена, под неусыпным контролем Кремля, в казахском обществе существовали кланы партийно-советской номенклатуры, объединявшие выходцев из того или иного региона, того или иного жуза. В областях местная номенклатура делилась, соответственно, по принципу родоплеменной принадлежности. Уже тогда никакой тайны в этом не было. Однако нынешнего размаха эта тенденция тогда все же не получила: партийные аппаратчики и госслужащие не вправе были игнорировать принятые в советском государстве нормы для построения карьеры и достижения успеха.

Продвижение наверх по служебной лестнице гарантировала верность установкам партии и руководства. Теперь же вместо этого надо успешно лавировать между группами и фракциями по интересам. Поэтому и речи нет о том, что правящая верхушка страны едина и стабильна. Наоборот, на казахстанском Олимпе все сильнее сгущаются внутренние противоречия. Особенно они обострились в Астане.

Именно здесь рождаются мифы о радикализации того или иного жуза, племени и рода, о произволе представителей противостоящих им групп. Это не что иное, как явная агитационно-пропагандистская война, когда дезинформация об этой радикализации регулярно и аккуратно ложится на стол главы государства и завуалированно вбрасывается в общество. И как в любой войне – здесь все средства хороши. В ход идут грязные приемы, наветы, сплетни, дезинформация, наушничество. В этой информационной войне черное представляется белым, а белое – черным, допускаются беспочвенные обвинения и публичные оскорбления представителей противоборствующих кланов.

Причем для своих целей они разыгрывают и казахскую карту: то и дело сыплются обвинения в нелояльности к казахской нации, языку, традициям. Разгоряченные оппоненты противопоставляют друг друга своему же народу…


Алгоритм поиска

Казахстанские власти без устали твердят о сбалансированности проводимой ими национальной политики. Оппоненты напоминают о том, что до 2,5 млн человек русскоязычного населения было вынуждено покинуть Казахстан в результате как раз этого «балансирования». Оппозиция называет такую национальную политику попросту националистической, а еще точнее – этнократической. Это дает борцам за правду основание называть казахстанские власти – просто казахской властью.

Логическую корректность последнего определения оппоненты аргументируют также тем, что совершенно определенно в Казахстане (полиэтническом и автократическом государстве) в обозримом будущем неказах не будет допущен казахской властью ни в президенты, ни в кандидаты для участия в президентских выборах.

На фоне внутриэлитных противоречий за бортом госбюрократической конъюнктуры остается «четвертый жуз» – представители нетитульных национальностей, населяющих республику. Так, один из ортодоксальных идеологов строительства национального государства Азембай Гали, мягко говоря, озадачил очередными идеями национального строительства. Ни много ни мало он предлагает «создать возможность для добровольной ассимиляции и интеграции представителей неказахских этносов в единую казахскую нацию». Маловероятно, что подобная «добровольная ассимиляция» будет принята «на ура». Ответом станут, скорее, рост «чемоданных настроений» и новый отток высококвалифицированного неказахского населения.

Между тем на всех государственных уровнях становится неистребимой коррупция, выстроенная на скрытых неформальных связях и контактах, ставших сутью кланово-властной системы. Далеким от этих механизмов «новичкам» путь в такие структуры заказан: выходит, им уготована роль лишь квалифицированной обслуги при органах власти и отдельных системных ресурсных и амбициозных личностях?


Зерна от плевел…

Взглянем на вопрос деления казахов на жузы, племена и роды с позитивной стороны. Культ почитания памяти предков («знать до седьмого колена») идет у нас от древних традиций саков, гуннов и тюрков. Без этих корней и родовой памяти не было бы и самих казахов. Трайбализм – не только отличительная черта нации, это глубокая, прочная связь казахов с их прошлым. Именно от объединения этнически однородных жузов ведет начало единый казахский народ. Трайбализм позволял выживать в жестких условиях беспощадной Степи. В случае проступка одного из представителей рода ответственность за его вину ложилась на всех соплеменников. В трудные времена небогатым своим сородичам помогали выжить их зажиточные единокровники. Вряд ли кто-то рискнет отнести эти свойства к негативным сторонам трайбализма.

Но почитание предков не должно носить разрушительного характера. Чем строить огромные и дорогие памятники родственникам местечковых акимов, как это было модно совсем недавно, не лучше ли было бы на эти же деньги благоустраивать поселки, улучшать социальную сферу?

У многих еще в памяти затея эксцентричного акима Алма-Атинской области по сбору наличности и драгоценностей с населения, чтобы регион смог «выйти на бездотационный режим»: с безгласных и покорных бюджетников – врачей и учителей – собирали буквально по золотой цепочке и сдавали в некий «фонд области». Тогда, в «нулевых» годах, приводили в пример Великую Отечественную войну: помните, мол, танки строили на средства артистов и ударников производства. Хоть и не воевал и не воюет нынче суверенный Казахстан ни с кем… Для многих жертвователей поневоле это были последние, «гробовые», деньги. Говорили даже, что банк, принявший на хранение украшения жителей области, потратил на сортировку золотого лома гораздо больше стоимости собранного. Когда все же аким отказался от затеи, ребром встал вопрос: что же со всем этим добром делать? И снова решили строить памятники…

Но ведь даже самая скромная цивилизованная инфраструктура – дорога без рытвин, отремонтированная теплотрасса или водопровод – порой лучше любого монумента сплачивает людей и пробуждает в них ответную любовь к столь заботливо лелеемой местной властью малой родине. Так и зарождается чувство защищенности, уверенности в завтрашнем дне.

Опровергнуть и отринуть родовую память никто не пытается. Но меру в возвеличивании своего рода нужно знать. И уж совсем непозволительно возвышаться самим, унижая или игнорируя роль прочих родов. Это ведь – часть истории становления нации. В ней есть и трагические, и славные страницы. Поэтому весьма достойна подражания инициатива по сохранению исторического наследия, по бережному восстановлению самого процесса становления, образования казахской государственности. Все это должно служить единству и целостности народа, а не выпячивать заслуги того или иного рода, возвеличивая его над другими.

Казахи всегда отличались широтой души и гостеприимством, умением приютить путника, выслушать и помочь соплеменнику. И вешать ярлыки трайбализма на весь народ было бы неразумно и оскорбительно. Ведь за этим могут стоять рознь и междоусобицы. Поэтому лучше отыскать позитивное в отношениях родов. Наш народ всегда поддерживал своих близких. Поэтому в сердце каждого казаха должна быть ответственность за всю нацию. Только тогда мы окончательно покончим с позорным явлением трайбализма, с унижением достоинства своих соотечественников. Только единый народ может занять достойное место в мировом сообществе.

Древнеримский философ, оратор и политический деятель Цицерон утверждал: «Мы рождены затем, чтобы объединиться с нашими братьями-людьми и со всем родом человеческим». Взять от трайбализма то, что нас объединяет, и забыть про нетихие сепаратные соблазны – весьма непростая задача, стоящая сегодня перед госбюро-кратией (назвать ее элитой – язык не поворачивается). Потому что сам народ един, сплочен и терпим. Настоящая национальная элита всегда чувствует ответственность перед обществом, страной, ее гражданами и Историей!

Однако люди, претендующие на богоизбранность, пока обслуживают свое эго, потакая и культивируя свои пороки, тщеславие, амбиции…И столичный театр политических коллизий опускается до уровня уездного или показной ярмарки тщеславия отдельной греховодно-земной личности.


КазТАГ

Тем временем

СОВЕТНИК ПРЕЗИДЕНТА РАЗВЕЯЛ СЛУХИ О ЗАГОВОРЕ ПРОТИВ НАЗАРБАЕВА


Советник президента РК по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев развеял слухи о заговоре против главы государства Нурсултана Назарбаева.

«Никто в высших эшелонах власти, находясь в трезвом уме и в здравой памяти, не участвовал и никогда не будет участвовать в каком-либо заговоре против президента страны Нурсултана Назарбаева», - заявил он в интервью «Свободе слова», опубликованном 16 сентября.

По его словам, в обществе «существуют только явные и скрытые противоречия между олигархами и группами влияния».

«Но все кровно заинтересованы в одном – в стабильном и долгосрочном развитии Казахстана, которое связывается исключительно с Нурсултаном Назарбаевым», - считает Е. Ертысбаев.

Между тем арест начальника департамента Генпрокуратуры Мурата Мусабекова, после которого и появились подобные слухи, Е. Ертысбаев комментировать отказался.

«По делу Мусабекова известно, что он превысил свои служебные полномочия, а поскольку он курировал оперативно-розыскную деятельность, то, видимо, это очень серьезное нарушение. Дело по аресту Мусабекова засекречено. Не будем размышлять на эту тему. Потому что если я начну размышлять, а вы напечатаете, то и меня, и вашу газету могут обвинить в разглашении государственных секретов. Зачем нам это?» - сказал в этой связи Е. Ертысбаев.

Он также опровергнул слухи об обострившемся противостоянии между так называемыми провластными кланами «южан» и «северян».

«Ни о каких межведомственных войнах не может быть и речи. Желательно прекратить информационные войны между так называемыми кланами и группами влияния в высших эшелонах власти. Каждый день власть должна думать и действовать только в одном направлении – в практической плоскости индустриально-инновационной программы», - резюмировал Е. Ертысбаев.

Как сообщалось ранее, 27 августа сотрудниками КНБ РК был арестован начальник департамента по надзору за оперативно-розыскной деятельностью Генеральной прокуратуры Мурат Мусабеков. Дело было возбуждено на основании полученных службой внутренней безопасности Генпрокуратуры материалов. Ему предъявлено обвинение по статьям 172 и 308 УК РК (незаконное разглашение служебной тайны).

В связи с секретностью материалов уголовного дела ход расследования носит закрытый характер.

Между тем в ряде СМИ муссировались слухи о причастности М. Мусабекова к заговору против президента. Так, М. Мусабековым якобы был завербован один из личных врачей Н. Назарбаева.