Токаев отстраняется от упреков в кремлевской стреноженности

Второй президент Казахстана впервые публично упрекает Назарбаева в недолжном поведении



Касым-Жомарт Токаев не собирается баллотироваться в Генсеки ООН в 2026 году. Президент Казахстана опроверг эти слухи в интервью, данном им 3 января казахоязычной газете «Ana tili». Он напомнил, что почти три года был зам. генсека, возглавлял Офис ООН в Женеве, был генсеком конференции по разоружению, - «этого более, чем достаточно», несколько снисходительно по отношению к мировой Организации добавил Токаев. И дал понять, что собирается до конца отработать свой 7-летний президентский срок, заканчивающийся в 2029 году. Это обширнейшее интервью вышло накануне важной даты в современной истории Казахстана, 3-летней годовщины «кровавого Кантара» (января), трагических событий, случившихся в Алма-Ате 4-7 января 2022 года, жертвой которых стали по официальным данным 238 человек.

В разгар событий Токаев назвал их попыткой государственного переворота и обратился к ОДКБ за помощью. Контингент в 3,6 тысячи военных, в основном, из России, был практически молниеносно 6 января переброшен в Алма-Ату, военные взяли под охрану важнейшие государственные структуры. Уже через неделю, после успокоения ситуации, Токаев обратился к ОДКБ с просьбой о выводе контингента. Та трагедия до сих пор будоражит казахстанское общество, часть которого до сих пор, несмотря на прошедшие судебные процессы, считает, что власть не до конца называет главных вдохновителей и возможных бенефициаров неудавшегося переворота. В стране мало кто сомневается, что речь идет о представителях так называемого «Старого Казахстана» (Токаев в интервью вспоминает о «неуемных амбициях заговорщиков»), во главе которого стоит Первый президент страны Нурсултан Назарбаев. Мало того, в казахстанской блогосфере весьма распространено мнение о стесненной политической позиции, в которой оказался президент Токаев, чья власть, якобы, была спасена благодаря вмешательству ОДКБ, а по существу, России.

Эта нервическая тема, в центре которой сам Назарбаев, его роль в истории Казахстана, режим двоевластия, созданный им в 2019 году после передачи президентских полномочий Токаеву, позволяющий ему пользоваться эксклюзивным личным расположением к нему Путина, выглядит доминирующей в интервью. Отдавая должное историческим заслугам Первого президента, Токаев впервые публично упрекает Назарбаева, - выражусь аккуратно, - в недолжном поведении: «После ухода в отставку, но оставаясь председателем Совета Безопасности, он, надо откровенно сказать, не отличался политической деликатностью, регулярно проводил у себя совещания с участием премьер-министра, председателя Национального банка, министров, акимов. На это с удивлением смотрели даже зарубежные руководители и дипломаты, не говоря уже о нашей общественности. Появилась даже шутка: «Назарбаев после отставки пошел на повышение, получил в подчинение Президента». …Чиновничий класс впал в смятение, посещая то один, то другой кабинеты и путаясь в поручениях. Ряд чиновников попытался даже юридически обосновать эту ненормальную ситуацию: мол, институт Елбасы должен стоять выше президентской власти», - продолжает Токаев.

«Рубежными событиями, предопределившими реальный кризис власти, стали заявление Нурсултана Назарбаева на заседании Astana Club в ноябре 2021 года о возможности возвращения в Акорду со ссылкой на 92-летнего Махатхира Мохамада (экс-премьера Малайзии), а также участие экс-президента в саммите СНГ в Санкт-Петербурге в декабре того же года. Накануне ему было передано провокационное по своему содержанию письмо местного политолога с обоснованием решительных мер по восстановлению «Золотой эпохи Елбасы». Имя этого российского политолога Токаев не стал называть, но с достаточной степенью уверенности можно полагать, что речь идет Юрии Солозобове…

Те недавние времена двоевластия в Казахстане помню отчетливо. С одной стороны, Акорда, президентский дворец, а с другой - так называемая «Библиотека», где располагался офис Назарбаева.

Выразительным выглядит ответ Токаева и на «недоумение по поводу целесообразности встречи (Назарбаева с Путиным) спустя пять лет после официальной отставки Назарбаева»: «Декабрьская встреча Нурсултана Назарбаева с Владимиром Путиным, кажется, вторая в ушедшем году. О первой встрече в начале осени в СМИ не сообщалось. Они, видимо, встречаются как давние друзья и коллеги, им есть что вспомнить. Инициатором таких встреч выступает Нурсултан Абишевич, для него они крайне важны. Нельзя забывать, что, как бывший председатель Совета министров Казахской ССР, партийный руководитель и затем президент суверенного Казахстана, он морально и политически тесно связан с Кремлем. Ведь столько времени было проведено в командировках в Москве, на съездах и пленумах, в ходе рабочих и официальных визитов».

Вот это - «морально и политически связан с Кремлем», - не что иное, как очевидное стремление Токаева отстраниться от упреков в свой адрес в какой-либо зависимости от Кремля, стреноженности в своей внешней и внутренней политике имперским целеполаганием российского руководства и лично Путина. Что качается встреч с Назарбаевым, Токаев замечает: «сейчас мы общаемся по телефону примерно раз в месяц».

Тем не менее, такая «стреноженность» еще дает о себе знать, если не в риторике самого Токаева, то в высказываниях других представителей руководства Казахстана. Когда недавно случилась трагедия с потерпевшим крушение в казахстанском Актау азербайджанским пассажирским самолетом, среди самых правдоподобных версий эксперты заострили внимание на возможном внешнем воздействии, а попросту говоря, на непреднамеренном обстреле российской системой ПВО, защищавшей Грозный. Глава Сената Казахстана Ашимбаев поспешил назвать это предположение «спекуляцией» …

Среди прочих тем, затронутых в интервью Токаева, я бы выделил цитирование им председателя Си, заявившего в ходе недавнего визита в Казахстан: «Китай никогда не нанесет вреда нашей стране, всецело поддерживает ее суверенитет и независимость. Это крайне важное заявление», подчеркивает Токаев, давая понять, что Китай выступает гарантом безопасности Казахстана от каких-либо внешних поползновений…

Рассказал Токаев о своем телефонном разговоре с избранным 47-м президентом США Трампом, в ходе которого было указано на готовность Казахстана быть посредником в переговорах по достижению справедливого мира в Украине.

Говоря о предстоящем «чествовании 80-летия Великой Победы» над нацизмом, Токаев сообщил о готовящемся проведении впервые за долгое время военного парада в Астане. Президент Казахстана ничего не сказал о своем участии в подобных празднествах в Москве.