Бойтесь уверенных в себе

На российских экранах — фильмы о поисках любви и веры



Справка «Новой-Казахстан»

В 2013 году казахстанский студент 3-го курса Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ) Вениамина Илясов из Уральска за свою картину «Телевизор», рассказывающую о нелёгкой жизни чабанов в глухом ауле, единственное развлечение и отдушина которых — телевизор, получил приз «За лучший короткометражный неигровой фильм» на III Международном кинофестивале студенческих фильмов и киношкол «Бастау». Приз ему вручил председатель жюри, кинорежиссер Андрей Эшпай, который за два года до этого не принял его во ВГИК.



«Эра» Вениамина Илясова. Это полнометражный игровой дебют российского и казахстанского режиссера, премьера которого состоялась на «Маяке».

Эра — пышная женщина в самом расцвете лет (роскошная Марианна Шульц). После смерти матери переезжает в ее дом на высоком утесе у самого синего моря. С ней почти взрослый сын Андрей (Геннадий Блинов), прикованный к инвалидной коляске. Она кормит его с ложечки и включает ему советские мультики — с утра до ночи. Сама Эра — женщина «в поиске». Мужчины. Опоры. Родственной души. Готова впустить в свой дом, в свою жизнь любого встречного-поперечного. И все время натыкается. Напарывается. То на обаятельного мошенника (Федор Лавров), который ее приголубит и ограбит. То на таджикского гастарбайтера, которому нужно российское гражданство и который обрубит ножки у стола — превратит ее дом в мини-Душанбе с толпой родственников.



Поэтичная драма с огромным количеством аллюзий и прародителями — феллиниевскими фильмами. От «Кабирии» до «Дороги». Есть даже персона, словно приплывшая из фильмов Феллини или Абуладзе. Это продавщица фейерверков в платье цвета фуксии (Юлия Бружайте) с блестками, с нарисованным лицом. С алыми ногтями: «нарисуешь маникюр — и мужчина твой». Характер, напоминающий Фуфалу Софико Чиаурели в «Древе желания» — гротеск со слезой.

И вот идет пышущая женственностью Эра в крепдешиновом платье, в красных туфлях, найденных в мамином шкафу. Идет пыльным морским берегом. Толкает коляску с почти взрослым сыном. В ней столько нерастраченной любви — хватило бы на полмира. Только любовь сегодня совсем не актуальна. Поэтому она и оказывается хронической жертвой.

Рабочее название фильма «Тоска». Оказавшись в доме матери, наивная Эра забавляется, иронизируя над старомодным вкусом мамаши. И ставит пластинку — «Тоска» — с ударением на последний слог. Так она именует оперу Пуччини. И слушают они с сыном знаменитую жалостную арию Vissi d'arte, в которой Флория готова пожертвовать честью, лишь бы спасти любимого. Эра, тоскующая по лучшей жизни, тоже готова на любые жертвы… Кроме одной, которую ей придется принести.

Драмеди со своим настроением, вторая половина, в которой преобладает «феллиниевщина», заметно уступает первой. Но все равно история, пробуждающая эмпатию, да еще с яркой и сложной героиней, — редкость в нашем кино.

Кстати, имя Эра никак не связано с летоисчислением. Родители так назвали девочку в честь транзисторного радиоприемника.