Поэтический капитал станет политическим

В мусульманских странах именно поэты играли и играют видную роль в политических течениях, в том числе тех, которые питают и растят оппозицию

В Афганистане начинается формирование идеологии сопротивления

Когда потеряют значенье слова и предметы,
На Землю, для их обновленья, приходят поэты…

Вряд ли автор этих великих строк, советская поэтесса Новелла Матвеева, предполагала, что их вспомнят по прошествии нескольких десятилетий в связи с нынешней войной в Афганистане. И тем не менее…

.


В Джелалабаде, одном из ключевых афганских провинциальных центров, что расположен на стратегическом направлении, ведущем кратчайшим маршрутом от столицы к Пакистану, произошло событие отнюдь не военное, но для нынешней войны, возможно, более важное, знаковое, нежели та или иная боевая коллизия. Как сообщили афганские СМИ, в минувший вторник на проходившем там фестивале поэзии «Цветки апельсина» произошел инцидент, вызвавший широкий общественный резонанс. Информация, которую передают СМИ, разнится в деталях, но содержит общее ядро: один или несколько молодых поэтов с трибуны фестиваля обрушили на публику стихи, обличающие иностранных оккупантов и обращенные к недавнему громкому ночному убийству жителей кишлака американским солдатом или солдатами в Кандагаре.

Полицейские постарались пресечь выступление, но в результате фестиваль перерос в массовую акцию протеста против попустительства властей бесчинствам интервентов и в беспорядки, участниками которых стали сотни, если не тысячи человек. Были повалены шатры, под которыми восседали почетные гости, произошло столкновение с полицией. Есть погибшие.

Эта история подтверждает слова тех инсайдеров, которые призывают не верить бодрым утверждениям натовских начальников об улучшении «в целом» ситуации в Афганистане благодаря изменению концепции Альянса на Гиндукуше. Наоборот, ситуация такова, что в любом месте, практически в любой провинции огонь стихийного гнева готов вспыхнуть, стоит проскочить лишь искре. А отдельные страны НАТО мечтают поскорее вывести свои части, но пока не знают, как это сделать, не потеряв лицо перед союзниками. И с надеждой взирают на Катар, где американцы и немцы обговаривают наиболее выгодные условия ухода коалиции и возможности наиболее цивилизованной передачи власти талибам – такова нынешняя реальность.

Но драма, случившаяся на поэтическом фестивале в Джелалабаде, говорит и о другом. Иностранные войска не успели уйти вовремя. Под их гнетом молодая интеллигенция (а в мусульманских странах именно поэты играли и играют видную роль в политических течениях, в том числе тех, которые питают и растят оппозицию) за последние два-три года перестала быть сторонним наблюдателем. И на фоне всеобщей ненависти к тем, кто не сдержал обещаний — к иностранным «миротворцам» и чиновникам администрации, она выходит из тени талибов. А это значит, что даже если в Катаре удастся «замириться» с тем или иным крылом движения «Талибан», то Западу это будет не более чем запрыгивание в вагон, отцепившийся от идущего на полном ходу состава. Другие крылья тех же талибов, желая сохранить лицо перед народом и нуждаясь в поддержке молодой интеллигенции, отвернутся от переговорщиков, делая на этом свой политический капитал. Но дело уже не в талибах, пусть они сегодня и наиболее сильны в военном отношении.

Джелалабад – это сигнал того, что в Афганистане началось или вот-вот начнется формирование мифологии, поэтизированной идеологии сопротивления, и если это случится, она изменит политическое лицо этой страны, в котором трудно будет различить черты Карзая и других нынешних главных актеров, имена которых известны еще с восьмидесятых годов прошлого века. Возможно, в этом лице снова проступят черты таких поэтов, каким был Ахмадшах Масуд.

Когда потеряют значенье слова и предметы,
На Землю, для их обновленья, приходят поэты.