Слежка за адвокатом

Не может гражданин в Новом Казахстане чувствовать себя защищенным от произвола и беззакония, если его юрист от этого не защищен



В чем отличие Нового Казахстана от Старого? В первую очередь в том, что в Новом Казахстане Конституция из занятной книжки для идеалистов должна превратиться в настоящий Основной закон, который все будут соблюдать неукоснительно.

Эта Конституция гарантирует каждому основные права человека, без уважения к которым, мы так и не уйдем из объятий старого, изжившего себя, коррумпированного и несправедливого прошлого.

Одно из фундаментальных прав личности – право на квалифицированную юридическую помощь. Простой человек без соответствующего специального образования не сможет разобраться в хитросплетениях законов. Отношения людей в обществе настолько сложны, что участвовать в некоторых из них без содействия профессионала трудно, а иногда и опасно.

Потому Конституция гарантирует каждому помощь юриста. Но когда гражданин вступает в конфликт с государством, этот юрист остается порой последним рубежом, единственной опорой, защищающей человека от произвола и беззакония всесильных органов уголовного преследования.

На что рассчитывать человеку, когда его юрист сам запуган, подавлен, лишен свободы и воли предпринимать необходимые действия по защите своего доверителя?

Такую практику использовали самые жестокие репрессивные режимы, перемалывавшие жизни своих граждан в жерновах беззакония и произвола. Сотни тысяч наших соотечественников за всю драматическую историю Родины потеряли близких в этих жутких жерновах.

В Новом Казахстане этого не должно повториться. Иначе у нас не будет будущего. Нашу страну разрушат призраки прошлого.

Недавно юридическое сообщество сотрясла история с подозрительным наблюдением за автомобилем, в котором передвигалась адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов. Преследователи отказались представиться, предъявить документы, приехавшим на место коллегам этого адвоката и даже вызванным туда же сотрудникам полиции.

Чем закончилась эта история? Пока только домашним арестом Бурхана Жансейтова - одного из юристов, приехавших на помощь своему коллеге. Он - не адвокат, он юридический консультант, то есть юрист, работающий, как правило, по гражданским делам. Ему предъявили подозрение в хулиганстве с применением оружия – якобы он угрожал ножом, не представившимся и усердно прятавшим свои лица, неизвестным людям в той самой машине, что долго ездила за адвокатом.

В подозрении, выдвинутом Бурхану, полно странностей: только сумасшедший может бегать с ножом и тыкать им во что-то на глазах у стоящих рядом полицейских. Не могут сотрудники полиции не остановить и не задержать такого человека. Понятно, что Бурхан и еще несколько очевидцев, в том числе, сами полицейские, такое безумное поведение отрицают. И вообще – чем может помочь в этой ситуации нож? В конце концов никому ничего не угрожало и здравомыслящему человеку применять оружие в этой ситуации не было никакой нужды. Бурхан – юрист, который прекрасно понимал последствия такого насилия, и не враг себе, чтобы размахивать ножом в присутствии толпы свидетелей.

Но суть сейчас не в сомнительных претензиях человека, который вместо того, чтобы выйти из машины и спокойно пояснить, зачем он следил за женщиной адвокатом, да и следил ли вообще, вдруг начинает обвинять юриста в хулиганстве с использованием оружия.

Дело в принципиальных вещах: преследование юристов за их работу каким бы то ни было способом недопустимо! Казахстан - член Организации Объединенных Наций и принимает на себя обязательства этой организации в области основных прав человека и справедливого правосудия.

В Основных принципах, касающихся роли юристов, принятых восьмым Конгрессом ООН сказано, что Правительства обеспечивают юристам выполнение своих профессиональных обязанностей в обстановке, свободной от угроз, препятствий, запугивания или неоправданного вмешательства.

Насколько соответствует этому принципу ситуация, при которой неизвестные лица преследуют адвоката на машине, а когда адвокат обнаруживает это преследование, скрываются от фотокамер и отказываются назвать себя? Если вы добропорядочный гражданин, действующий законно, почему вы ведете себя таким образом? Насколько уместно лишать свободы юристов, приехавших разобраться в этой ситуации?

И почему дело о хулиганстве, относящееся к компетенции полиции, и в котором потерпевшим выступает сотрудник службы экономических расследований, передано для расследования в эту же службу? Где тут экономика? Разве можно гарантировать объективность такого расследования? Разве можно так манипулировать законом, откровенно презрев здравый смысл и справедливость?

Адвокаты вправе знать на каком основании неизвестные лица следили за их коллегой, находящейся при исполнении своих профессиональных обязанностей. Ибо адвокат – это защитник прав и свобод граждан, а адвокатура – одна из опор системы правосудия, основанной на уважении к этим правам и свободам.

Как может гражданин в Новом Казахстане чувствовать себя защищенным от произвола и беззакония, если его единственная надежда – его юрист от этого не защищен? Как может быть справедливым правосудие, если всей мощи органов уголовного преследования противостоит запуганный арестом, вторжением в его профессиональную и частную жизнь, правовед? Что толку от такого юриста, и что толку от такого правосудия? Чем тогда такой Новый Казахстан отличается от старого?

Уважение к человеку, его правам и свободам невозможно без уважения к его юридическим представителям. Гарантии деятельности юристов должны соблюдаться. Всесилие уголовной репрессии должно быть остановлено. Без этого не будет справедливости на нашей земле, а значит не будет счастья и благоденствия у тех, кто на ней живет.