КАК СЕМАШКО СОЛЖЕНИЦИНУ ОТВЕЧАЛ

В конце апреля 1996 года в «Комсомольской правде» была опубликована стенограмма «Прямой линии» с Александром Солженицыным с некорректными высказываниями писателя в адрес Казахстана, в которых он исказил некоторые факты, утверждая, например, что в республике до минимума сократилось количество русскоязычных газет, теле и радиопередач.

Власти в Алма-Ате восприняли высказывания Солженицина с «официальным неодобрением» и поручили Генеральной прокуратуре республики изучить все, что связано с выпуском «КП» в Казахстане, обвинив писателя (а вместе с ним и газету) в разжигании межнациональной розни, в «антиказахской» позиции.

2 мая я, будучи тогда генеральным директором «Комсомольской правды –Казахстан», был вызван в прокуратуру для дачи объяснений по этому поводу, где мы договорились, что конфликт будет исчерпан, если на страницах «Комсомольской правды» в ответ на провокационные и ошибочные высказывания Солженицина выступит авторитетный казахстанский писатель с альтернативной точкой зрения.

Задача была — найти в Казахстане столь же весомого писателя (Солженицин-то, на минуточку, был лауреатом «Нобелевской премии»). И мы — нашли: наш выбор, с корреспондентом «Комсомолки» Евгенией Доцук, пал на неоднократного номинанта на эту премию Мориса Давидовича Семашко. И он без колебаний согласился ответить российскому классику.

Удивительно и печально — сегодня его ответ звучит еще более актуально, чем четверть века назад.



С соседями — жить по-соседски

В Казахстане не утихает дискуссия в связи с публикацией «Прямой линии» с Александром Исаевичем Солженицыным. По этому поводу мы попросили высказаться народного писателя Казахстана, вице-президента Казахского международного ПЕН-клуба Мориса Семашко.




— Заявление в прокуратуру, как теперь уже известно, написала некая «группа казахских писателей». Жаль, что ваши коллеги-писатели вместо аргументированного диалога с Александром Исаевичем пошли таким странным для интеллигентной профессии путем — в прокуратуру...

— Их болезненная реакция спровоцирована некоторыми, прямо скажу, несправедливыми вещами из интервью с Александром Исаевичем. Не стану здесь говорить о глобальной идее писателя, выраженной в его интервью. Она сегодня во многом совпадает с убеждениями политиков имперского толка. Позволю себе лишь сказать, что писатель нисколько не знает казахов. Это народ с вечно открытыми горизонтами, мир им понимается как единая общность. Для казаха все соседи — родственники, даже живущие за двести, триста, пятьсот верст от него. Любопытно, что прожившие не один год рядом с казахами русские, украинцы, немцы, чеченцы, греки и все народы, которых историческая трагедия поместила сюда, быстро воспринимают такое широкое понимание мира. Думается, что казахское качество сыграло не последнюю роль в общей политике президента Назарбаева, сфокусированной в его доктрине евразийского родства.

Словно камни на дороге, дают себя знать оставленные еще прежней империей вековые политические наросты, а затем жестокий большевистский волюнтаризм. С одной стороны, болезненно помнятся нагайками насаждавшаяся «державность», переселенческая политика, отвод целых областей под ГУЛАГ, атомные полигоны. Ложное положение «младшего брата» лишь усиливает негативные чувства. С другой стороны, империя и советская власть строили здесь города, внедряли технический прогресс. Огромен вложенный сюда труд тех, кого кто-то ничтоже сумняшеся причисляет к «колонизаторам».

Именно президенту приходится сегодня служить противовесом экстремистским, порой откровенно спекулятивным поползновениям с одной, и с другой стороны. Местные национал-патриоты как раз и обвиняют Назарбаева в желании сохранить все исторические связи с Россией. И в том еще, что правительственные совещания, документация и прочее в республике ведется на русском языке. Чего хотят «державники», видно из беседы с Солженицыным. Так кому, как не крайним экстремистам с обеих сторон, на руку разрушить признанную всеми стабильность? И еще замечу, что даже у самого лютого врага президента Назарбаева в Казахстане не повернется язык назвать его шовинистом.

Историю можно переписывать только кровью. Примеры у всех перед глазами. Таджикистан может показаться миру игрушкой, когда заполыхает вся середина континента.

Евгения ДОЦУК.


ОТ РЕДАКЦИИ:

Публикуя интервью с народным писателем Казахстана Морисом Семашко, «Комсомольская правда» выражает готовность к диалогу. Газете отнюдь не безразлично мнение наших читателей в добрососедской стране. «Комсомолка» не принадлежит к изданиям, проповедующим какие-либо имперские идеи.

Надеемся, что здравый смысл возобладает, и интересы читателей «КП» в Казахстане (а их в этом регионе десятки тысяч) не будут ущемлены.

«Комсомольская правда»,
6 мая 1996 года