АКОРДА КАК КРЫША?

#НЕТУТИЛЬСБОРУ



Эта двусмысленная ситуация – когда Назарбаевых в нашей жизни как бы больше нет, но они всё ещё с нами - продолжалась больше двух месяцев. И вдруг такой резкий поворот - Кайрат Сатыбалды в изоляторе. Что произошло? Версий несколько.


ПУТИНУ НЕ ДО КАЗАХСТАНА


Главная такая – Путин начал войну в Украине, и ему теперь явно не до Казахстана, и уж тем более не до «пакта Назарбаева-Токаева», в котором он якобы был посредником.

Это могло развязать руки Токаеву. Во-первых, гарантии первому президенту стали уже гирями на его ногах. Они не только не позволяли ему до сих пор чувствовать себя полновластным хозяином в стране. Но и могли наделать в Казахстане немало дел.

Во-вторых, страстное желание окончательного прощания с назарбаевским прошлым и наступления реальных перемен стало в обществе уже нестерпимым. В то время как Акорда то и дело заводила старый патефон.

Кроме того, в преддверии обращения к народу, которое случится уже в среду, 16 марта, Токаеву нужно было выложить козырь. Который доказал бы, что и решимость, и решительность у него не иссякли.

И задержание Кайрата Сатыбалды как раз и может стать таким козырем. Ведь он не просто один из родственников первого президента. Его называют финансовым распорядителем всех назарбаевских фондов, которые аккумулировали огромное количество активов в Казахстане и за рубежом.

Поэтому его задержание и, возможно, последующий арест способны серьезно пошатнуть назарбаевскую финансовую империю.


НЕЗАВИСИМЫЙ ДИРЕКТОР


Кайрат Сатыбалды, кроме управления фондами Назарбаева, еще и акционер и/или член совета директоров неисчилимого количества компаний. В том числе государственных, как мы видели на примере Казахтелекома. Про одну такую частную компанию сегодня и поговорим. Точнее, это не компания, а Акционерное общество «Группа компаний Аллюр».

У тех, кто в теме, это название – «Аллюр» – прочно связано с именем Андрея Лаврентьева, председателя совета директоров этого АО и его акционером: у него 22 с лишним процента. В состав группы входят два завода костанайских завода - «Агромашхолдинг» и «СарыаркаАвтоПром». Официально первое предприятие выпускает сельскохозяйственную технику. Второе – легковые автомобили. Оба завода называют флагманами отечественного машиностроения.

В действительности это оплот отвёрточной сборки, которую в Казахстане упорно выдают за автопром. На стимулирование которого шли и продолжают идти сотни миллиардов тенге от утильсбора. Иначе говоря, миф о казахстанских тракторах, комбайнах и тракторах поддерживается за счёт как государства - в виде санаторно-курортных налоговых льгот, так и граждан – в виде конских утилизационных платежей.

Мы не раз говорили об этом в наших выпусках канала Гиперборей про утильсбор и автопром. Но при чём здесь Кайрат Сатыбалды?

В 2016 году он стал членом совета директором – тире – независимым директором группы компаний Аллюр. То есть смотрящим от Семьи. В 2017 году племянник Назарбаева – по-прежнему в составе совета директоров. А в последующие годы он туда входил? Неизвестно. На сайте Аллюра в разделе «О компании» никакой информации о совете директоров просто нет. Хотя, казалось бы, чего тут скрывать? Я погуглил, конечно. Результат нулевой. Так я и не узнал, вышел Кайрат Сатыбалды из состава директоров Аллюра или продолжает там пребывать.


ЗАЧЕМ ЗАМЕТАЛИ СЛЕДЫ?



Но здесь мои розыски делают крутой зигзаг. 23 февраля в Казахстане снизили ставки утильсбора на 50%. Однако группу Нетутильсбору это благодеяние не устроило. На следующий день она провела пресс-конференцию, где потребовала снизить ставки на авто до 100 тысяч тенге. А на трактора и комбайны – отменить.

К тому времени на канале Гиперборей вышел ролик о том, что официальный дилер автобренда KIA в Казахстане - компания DOSCAR. Её соучредитель – Шалкар Нуртлеуов, родной брат руководителя администрации президента Токаева.

На прессухе мне популярно объяснили, что дилерам самим невыгоден утильсбор, потому что машины плохо продаются из-за дороговизны. И подумал я: ну что тень на плетень наводить, раз дилерам невыгоден утильсбор? Ну а то, что один брат чиновник, а другой бизнесмен – так это у нас сплошь и рядом.

Но тут коллега Михаил Козачков прислал мне один скриншот: Шалкар Нуртлеуов включен в состав директоров Группы компаний «Аллюр». Тот самый братишка. Миша пояснил, что снял скриншот в день, когда эта новость вышла – в октябре прошлого года.

Я вручную вбил в поиск адрес страницы: она не открывалась. Увидел только надпись «Ошибка 404» – это значит, что информация удалена. Но ничто на земле не проходит бесследно. А в интернете – тем более. Я стал искать кэш-копии. И нашёл искомое сразу в нескольких системах поиска удалённого контента. Зачем заметали следы? Хороший вопрос. Но у меня пока нет на него ответа.


«ОПЕРАТОР РОП»: АРЕСТ ЗА АРЕСТОМ


Может быть, он есть у более компетентных людей? Которые, например, 11 марта арестовали бывшую гендиректоршу ТОО «Оператор РОП», которое занималось утильсбором в масштабах страны. Имя её не называют, но это Светлана Коротенко, ближайшая подруга и продюсер фильмов Алии Назарбаевой. На посту гендиректора «Оператора РОП» она была предшественницей Медета Кумаргалиева, который тоже сидит под арестом вместе с бывшим вице-министром экологии Ахметжаном Примкуловым.


КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ



Я отвлекся. Но напомню, что утильсбор неразрывно связан с автопромом. А Шалкар Нуртлеуов, член совета директоров Группы Аллюр, он же соучредитель компании DOSCAR - официальный дилер автомобильного бренда KIA в Казахстане, а эти машины выходят из ворот завода «Сарыаркаавтопром», который входит в группу компаний «Аллюр»… Так вот, Шалкар Нуртлеуов связан кровными узами со своим братом Муратом Нуртлеу, который работает главой администрации президента Токаева.

Если выбирать самое мягкое определение такого родства бизнесмена и чиновника, то оно называется конфликт интересов.

А главный бенефициар такого расклада – красавчик Андрей Лаврентьев. Еще бы – такая крыша! Всем крышам крыша! И что характерно, она никогда не протекает. Вне зависимости от режима. Сначала членом совета директоров «Аллюра», где Лаврентьев председателем, был племянник одного президента. Теперь член совета директоров «Аллюра» – брат главы администрации другого президента. А сам Лаврентьев – в компании президента на заводе КамАЗ.


ДВОЙСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К УТИЛЬСБОРУ


А я еще думал – почему у Токаева такое двойственное отношение к утильсбору? С одной стороны, вот такое (из выступления главы государства на заседании Мажилиса 11 января 2022):

«У предпринимателей и в целом в обществе множество вопросов вызывает деятельность компании, которая называется «Оператор РОП». Дошло до того, что было организовано некое общественное движение против этой частной компании. Поручаю Правительству принять меры по прекращению утилизационного сбора и распоряжения утилизационным сбором ТОО «Оператор РОП». Этим должна заниматься государственная организация, как в зарубежных странах. Что касается самих сборов, следует пересмотреть их ставки».

А с другой стороны – вот такое: «Функции государства по утилизации, поддержке автомобильной промышленности и сельхозмашиностроения никто не отменял».

Когда в среду президент Токаев будем нам рассказывать про политические реформы и Новый Казахстан, пусть не забывает, что короля играет свита. А такая свита, как у него, любой кредит доверия сделает невозвратным.

Фото со страницы автора в Фейсбуке