«Данайский подарок»

Примет ли Касым-Жомарт Токаев пост председателя партии «Нур Отан»?




Ответ на этот вопрос не так очевиден и предрешен, как кажется на первый, поверхностный взгляд. Онлайн формат XXI съезда «Нур Отан» говорит о том, что аналогом XX съезда КПСС с секретным докладом Хрущева, развенчавшего культ личности Сталина, он не станет.

Некоторые комментаторы, в связи с предстоящим мероприятием, вспоминают пример Компартии Китая. Там, после прихода к власти Дэн Сяопина, положительную и отрицательную роль Великого кормчего за весь период его правления оценили в процентах: 70 на 30. Однако Токаев еще не располагает таким авторитетом, чтобы волюнтаристким образом давать исторические оценки.

Поэтому, на внеочередном съезде пространных докладов ожидать не стоит. Главный вопрос текущего момента – кадровый: избрание нового председателя и нового состава руководящих органов – бюро и политсовета. Скорее всего, некоторые изменения претерпит и партийный список депутатов Мажилиса.

Действительно, для Токаева, нервно дергающего прежде не доступные ему рычаги управления, получить контроль над доминирующей в Парламенте партией весьма желательно. Трудно устоять перед очевидным соблазном занять место полновластного партийного лидера. Но, «Нур Отан», как справедливо заметил автор телеграм-канала Kaliyev channel, весьма токсичный актив. Январские дни показали реальное отношение народных масс к этой политической структуре. Конечно, сожженные офисы партии можно подновить, покрасить, а репутационные издержки попытаться сгладить «ребрэндингом», отказавшись от приставки «Нур». Однако, есть сомнения, что после подобного фейслифтинга отношение граждан к партии власти изменится.

Вообще, нужно ли Токаеву брать на себя не только руководство, но и ответственность за морально обанкротившуюся партию, если есть другие варианты? Президент вправе пренебречь данайским подарком бывшего елбасы и от этой общественной должности отказаться. И благовидный предлог сам собою напрашивается: мол, глава государства выше и шире любых партийных рамок.

Собственно говоря, кроме необходимости контроля над Мажилисом и маслихатами, партия может понадобиться второму президенту только через два года - для выдвижения себя на следующих президентских выборах. Никакой другой прикладной пользы не просматривается. Стало быть, на должность лидера можно предложить кого-то другого, подконтрольного и лояльного, например, нового премьер-министра Алихана Смаилова.

Отказ Токаева от председательства в «Нур Отане» не только ударит по самолюбию елбасы, но и продемонстрирует серьезность его намерений реформировать политические каноны своего предшественника.

Более смелый шаг – вообще выйти из обрыдлой партии и создать с чистого листа какой-нибудь «Жаңа Қазақстан». Но именно сейчас в столь радикальном решении необходимости нет. Досрочные выборы Мажилиса в столь турбулентной обстановке Токаеву не просто не нужны, но и крайне нежелательны. Кроме того, публичный демарш главы государства встревожит нуротановский улей, слишком глубоко сросшийся со всей бюрократией.

Гадать на каком сценарии остановится Токаев, не имеет смысла. Похоже, он и сам еще не принял окончательного решения.