ВНУК НАЗАРБАЕВА БЫЛ ТАЙНЫМ КЛИЕНТОМ ОБАНКРОТИВШЕЙСЯ ФИРМЫ «ЗОЛОТАЯ ВИЗА»

Под таким заголовком The Daily Telegraph и openDemocracy 22 января 2022 г. опубликовали статью о том, что фирма Dolfin Financial обанкротилась после того, как ее обвинили в том, что она ввела в заблуждение регулирующие органы в связи с Нурали Алиевым, олигархом, владеющим элитной недвижимостью в Лондоне.



Эту статью в своем изложении с примечаниям у себя на странице в Facebook разместил журналист Вадим Борейко: «Все оценки происходящих у нас событий, которые могут показаться вам странными или даже неприемлемыми, я сохранил в неприкосновенности: можете сверить по английскому оригиналу. Но разве не интересно узнать, как «Казахстанский январь 2022» представляется из Великобритании?»,- задается вопросом журналист.

Как стало известно SourceMaterial и openDemocracy, внук бывшего казахстанского самодержавного лидера был тайным клиентом обанкротившейся фирмы, специализировавшейся на «золотых визах» для сверхбогатых.

Dolfin Financial обанкротилась в прошлом году после того, как Управление финансового надзора запретило ей заниматься регулируемой деятельностью, заявив, что она «нечестно или безрассудно предоставила вводящую в заблуждение информацию» о своих визовых схемах и отношениях с «клиентом со сверхвысоким состоянием».

FCA не назвала имя клиента, но openDemocracy и SourceMaterial установили, что это был Нурали Алиев, любимый внук Нурсултана Назарбаева, давнего «лидера нации» Казахстана.

В первую неделю января, по меньшей мере, 225 человек были убиты в ходе столкновений между силами безопасности и демонстрантами против казахстанского режима, чьи лидеры сказочно разбогатели за счет изобилия нефти, газа и металлов в стране. Большая часть этого богатства хранится в Лондоне: предыдущее расследование SourceMaterial показало, что мать Алиева, Дарига Назарбаева, была тайным владельцем культовой недвижимости на Бейкер-стрит стоимостью 140 миллионов фунтов стерлингов.

«В британском законодательстве по-прежнему полно лазеек, которые позволяют клептократам безнаказанно приходить и уезжать в Великобританию и прятать здесь свои деньги», — сказала Сьюзан Хоули, глава предвыборной группы Spotlight on Corruption.

Dolfin Financial долго делала вид, что не имеет отношения к 37-летнему Алиеву. Однако это имеет важное значение, поскольку фонды, которыми он владел, подпадали под действие «приказа о необъяснимом богатстве», широко известного как «McMafia order» после драмы BBC о российских олигархах. Эта мера требует, чтобы человек отчитывался о происхождении своего богатства, открывая путь властям для ареста активов, если не указан законный источник денег.

FCA заявило, что Dolfin, которая управляла активами клиентов на сумму более 1 миллиарда фунтов стерлингов, не была откровенна о своих связях и пыталась замести следы после того, как журналист начал расспрашивать о ее отношениях с клиентом, которому был предъявлен McMafia order.

Сначала компания Dolfin заявила регулирующему органу, что не имела в прошлом году дел с клиентом, которого теперь идентифицируют как Алиева. На самом деле, согласно расследованию FCA, между Dolfin и клиентом, его женой и их деловыми интересами существовала «значительная активность».

Dolfin наняла «консультанта по кризисному управлению», чтобы предотвратить появление свидетельств публичной связи с Алиевым, а сотруднику было приказано удалить любые упоминания, связывающие их с клиентом, из публичных реестров, сообщило FCA.

Адвокатам Алиева и Назарбаевой удалось отменить решение McMafia order Макмафии в Высоком суде Лондона в 2020, хотя расследование SourceMaterial позже поставило под сомнение некоторые доказательства, которые они представили суду. Дело было «безосновательным и порочным судебным иском», сказал тогда Алиев.

Dolfin специализируется на оформлении инвестиционных виз в Великобританию для состоятельных клиентов. Визы предназначены для привлечения предпринимателей в Великобританию, если они инвестируют не менее 2 миллионов фунтов стерлингов, но FCA заявило, что компания использовала сеть компаний для разработки системы, которая позволяла инвесторам вносить только 400 000 фунтов стерлингов.

Существует широко распространенное опасение, что этими «золотыми визами» можно злоупотреблять. В 2020 году парламентский комитет призвал к пересмотру британской программы инвестиционных виз в рамках отчета об угрозе вмешательства России в британскую политику.

Судебные документы показывают, что в 2016 году Алиев, который в возрасте 19 лет был главой крупнейшего производителя сахара в Казахстане, а к 22 годам руководил одним из крупнейших банков страны, подал заявку на получение «золотой визы», используя адрес [принадлежащего ему особняка] на Бишопс-авеню в северном Лондоне, получившей название «Улица миллиардеров». В документах не указано, удалось ли ему добиться успеха и способствовала ли Dolfin подаче заявления.

Компания Dolfin была основана в 2013 году Романом Жуковски, британским инвестиционным банкиром, фигурирующим в судебных документах как бывший финансовый советник Алии Назарбаевой, младшей дочери Назарбаева.

Работа Жуковски на Алиева восходит как минимум к 2014 году, когда организация, контролируемая банкиром, начала управлять компанией, через которую олигарх владел своей собственностью на Бишопс-авеню стоимостью 33 миллиона фунтов стерлингов.

В иске Высокого суда Алия Назарбаева, которой сейчас 41 год, утверждала, что Жуковски и его деловые партнеры в 2007 году создали сложную офшорную структуру, «чтобы скрыть и защитить» ее состояние, поскольку она была «политически значимым лицом». По словам Назарбаевой, сообщники затем использовали его [офшор?] для вывода из Казахстана более 300 миллионов долларов.

Согласно иску Высокого суда, который был подан в 2016 году, но был урегулирован ранее в этом месяце, покупки включали еще один особняк на Бишопс-авеню и частный самолет. В иске Назарбаева обвинила двух сообщников Жуковски в выкачивании ее денег. Те отрицали какие-либо правонарушения, а сам Жуковски не был ответчиком.

В письме SourceMaterial и openDemocracy адвокаты Жуковски отрицали, что он когда-либо давал г-же Назарбаевой «какие-либо финансовые или деловые советы». Юристы заявили, что Жуковски, имя которого не упоминается в опубликованном уведомлении FCA о Dolfin, не играл «существенной роли» в расследовании регулирующего органа.

В Казахстане вспыхнуло насилие в начале января, когда правительство подавило мирные митинги, спровоцированные повышением цен на топливо, но быстро вылилось в широкое недовольство олигархическим режимом, при котором, по оценкам, 162 человека владеют 50 процентами национального богатства.

Страна страдает от кумовства и коррупции с момента обретения независимости от Советского Союза в 1991 году. В 2003 году Джеймсу Гиффену, американскому бизнесмену, было предъявлено обвинение в переводе взяток в размере 78 миллионов долларов от нефтяных компаний правительству Казахстана, и он был освобожден после утверждения, что он в то время работал на ЦРУ.

Расследование, проведенное SourceMaterial в 2019 году, показало, что Glencore, горнодобывающий конгломерат, фактически подарил право собственности на эксклюзивную частную школу и два золотых рудника другу Назарбаева, миллиардеру. Glencore отрицает какие-либо правонарушения.

По словам Хоули из Spotlight on Corruption, провал Dolfin привлекает внимание к британской схеме «золотой визы», которая предлагает «красную ковровую дорожку» для олигархов, ищущих убежища для подозрительных денег.

Половина всех «золотых виз», выданных в Великобритании, в настоящее время проверяется Министерством внутренних дел. Правительственный отчет о программе был объявлен почти четыре года назад, но еще не опубликован.

«Крайне важно, чтобы правительство срочно опубликовало свой отчет и ясно рассказало о том, как оно собирается остановить маршрут «золотой визы», расстилающий красную ковровую дорожку для клептократов», — говорит Хоули.

Алиев и его представители не ответили на запросы о комментариях.