Государство спрятало голову в песок, а сзади пожар

Ширится география забастовок на западе Казахстана. Повторится ли Жанаозенская трагедия?


То и дело с запада нашей необъятной страны доходят вести о забастовках трудовых коллективов. В этом предложении ключевое слово - «трудовые», ибо бастуют те, кто создает богатство страны, на доходы от продажи которого процветают и нувориши, и существует само государство.

Но официальные СМИ эти забастовки не замечают, только горстка независимых изданий вкупе с активными блогерами в социальных сетях пишут об этих событиях - мы живем в такой стране, где простое упоминание об акциях протеста становится актом гражданского мужества. Вот так на самом деле реализуется идея президента о «слышащем государстве».

«Аузы күйген үрлеп ішеді» («обжегшись на молоке, дуют на воду») гласит казахская мудрость. Не пора ли делать выводы после трагедии Жанаозена?

Ибо кровавые события в нефтяном городе тоже начинались с сугубо трудового конфликта. Нефтяники, которые почти семь месяцев стояли на площади, выдвигали не политические, а чисто экономические требования. Трагедии можно было бы избежать, если бы состоялся цивилизованный диалог сторон. Кстати, до сих пор нет ответа на вопросы: кто сыграл роль «попа Гапона», откуда взялись громилы-провокаторы в новых спецовках, и кто отдал приказ стрелять по мирным гражданам.

Помню, как мы с коллегами по оппозиции ездили в мятежный Жанаозен, выступали перед нефтяниками, разговаривали с акимом города и руководством нефтяной компании. В результате диалог начался, три стороны сели за стол переговоров в здании городского акимата. Но, к сожалению, все обернулось страшной трагедией.

Помню, как перед входом в здание акимата, некоторые радикально настроенные активисты аблязовской партии укоряли нас в том, что мы идем на диалог с властью и потому продажны, а нефтяники не должны идти ни на какие переговоры.



Каковы же причины новых выступлений нефтяников на западе страны? На мой взгляд, их четыре.

Во-первых, перманентный экономический кризис и пандемические ограничения в бизнесе сказались на уровне жизни граждан. Он катастрофически упал. На фоне стагнирующих зарплат цены взмыли вверх. В регионе, где кроме нефти нет абсолютно ничего, такое положение дел в разы увеличивает все сложности. К тому же нефтяники, которые едва сводят концы с концами, читают в Интернете о том, как жируют за их счет нефтебароны, как они шикуют, покупая дорогие автомобили, яхты и виллы за рубежом. Естественно, рабочие задаются простым вопросом: «Почему мы живем так бедно в столь богатой стране?!». И в заявлениях бастующих, помимо требований повысить зарплату, уже появляются и политические требования.

Вторая причина заложена в современном законодательстве, которое фактически игнорирует такие основополагающие понятия, как «трудящийся», «трудовой коллектив» и «право на забастовки». Как не вспомнить здесь былые инициативы первого президента о поднятии престижа Человека труда (помните, были у него такие слова). Увы, красивые фразы о тех, кто содержит и кормит страну остались только на бумаге. У нас вместо культа Человека труда - культ бастыков, взяточников и мздоимцев. То же законодательство о труде написано руками их отъявленных и оголтелых лоббистов. Молодежь видит, как они, не потея, живут на широкую ногу и хочет им уподобится.

Третья причина - в отсутствии полноправных и влиятельных организаций, которые могли бы вставать на защиту трудовых коллективов. Речь - о профсоюзах. Увы, их роль сведена на нет. Будь они правомочны и действенны, не было бы и Жанаозенской трагедии. В результате, у нас нет механизма, который мог бы превентивно купировать то и дело возникающие противоречия между рабочими и работодателями. Очень жаль, что официальные профсоюзы смирились с такой незавидной и позорной ролью, фактически превратившись в политических штрейкбрехеров. Именно поэтому, как сообщают независимые СМИ и соц.сети, работодатели и сотрудники спецслужб угрожают бастующим массовыми увольнениями и уголовным преследованием.

Четвертая причина чисто идеологическая и, если хотите, морально-психологическая. Государство и его идеологические институты ведут себя, как страус, зарывший свою голову в песок, игнорируя забастовки трудовых коллективов. Где сотрудники социального блока правительства, которые должны, как скорая помощь, выезжать на такие конфликтные ситуации, не доводя дело до нового Жанаозена. Их нет!