МИФЫ КАК РИФЫ

  • Печать

Двусмысленное положение алматинского акимата


Акимат южной столицы потребовал от владельцев кафе «28 street food», расположенном в парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев, снять вывеску и сменить название из-за «двусмысленности» и жалобы, опубликованной в группе «Защитим Алматы» в Фейсбуке. «В акимате критику горожан назвали обоснованной и сказали, что публикации о названии кафе в фейсбуке «никого не оставили равнодушными».

316-ая стрелковая дивизия, сформированная в тогда еще Алма-Ате и Фрунзе, под командованием генерал-майора Ивана Панфилова, участвовала в 1941 году в обороне Москвы, и вошла в историю благодаря публикации в газете «Красная звезда» о 28 геройски погибших панфиловцах, уничтоживших 18 вражеских танков.

Еще в 1948 году обстоятельства этого боя были изучены Главной военной прокуратурой СССР и подвиг 28 панфиловцев, пятеро из которых неожиданно оказались живы, был признан вымыслом журналиста Александра Кривицкого. Более того, еще в ноябре 1947 года военной прокуратурой Харьковского гарнизона был арестован один из «28 героев-панфиловцев» Иван Добробабин, которого осудили за работу полицейским на оккупированной территории. Но тем не менее тумба, увековечившая его имя, много лет, наряду с другими, стояла в парке панфиловцев.

Парадокс. Глава государства и елбасы выступают последовательными критиками сталинского режима, а алматинский акимат, идя на поводу у некоторой части фейсбучной общественности, живущей в плену сталинского мифа о 28 чудо-богатырях, разоблаченного (что характерно) еще при жизни Сталина Главной военной прокуратурой СССР, ставит себя в двусмысленное положение.

Владелец кафе снял цифры 28 с вывески. Считаю, давно пришла пора убрать эти цифры и из названия парка. Он, по моему мнению, должен именоваться «Парком героев-панфиловцев», в честь дивизии, сыгравшей выдающуюся роль в обороне Москвы. Миф о 28 чудо – богатырях не должен заслонять реальный подвиг воинов легендарной 316 стрелковой (впоследствии 8-ой гвардейской Панфиловской) дивизии.

Конечно, в обществе еще немало тех, кто не хочет расставаться с мифами. Тем же ветеранам тяжело признавать ошибки Сталина и других военачальников. Они прожили всю жизнь идеализируя их. Но почему мы должны быть заложниками их исторических представлений? Истинным героям мифы не нужны! Мы же все еще у них в плену.

Чего стоят не прекращающиеся дискуссии о власовцах, «Туркестанском легионе», в рядах которых были и казахи. Все это требует рассмотрения с точки зрения неприятия большевизма. А многие из нас до сих пор трактуют эти непростые события исключительно через призму незыблемых тезисов «Краткого курса истории ВКП(б)», написанного написанного коммунистически настроенными учеными под «чутким» и «мудрым» руководством Иосифа Сталина.

Как известно, воспроизводство и поддержание мифов — свойство авторитарных режимов. И тому есть две причины. Во-первых, в таких закрытых и подцензурных обществах нет места плюрализму, разнообразию мыслей и оценок, нет возможности предоставить альтернативное видение того или иного события, или персоны. Во-вторых, абсолютизация и канонизация факта или фигуры подспудно играет свою роль в возвеличивании действующего руководителя (диктатора, генсека, президента или кого-то еще). Мифы порождают другие мифы, которые ложатся в фундамент мифологизированного общества.

По большому счету и сейчас мы живем в мифическом мире! Разве сказки о несомненных успехах 30-летней Независимости не миф, созданный руками придворных адептов и льстецов?! Разве не мифами оказались всевозможные помпезные программы типа «Казахстан—2030»?! Как говорится, где «2030», а где цены на картошку и бензин?!

А чего стоит мифологизация личности, руководившего 30 лет Казахстаном елбасы? Сколько мифов вокруг его имени, сколько написано книг о его почти боготворном явлении в этот мир. Его сравнивали с Солнцем и Пророком.

На днях исполнилось два года со дня избрания второго президента. Почитал, посмотрел все, организованные его новой челядью материалы к этой дате. Такое ощущение, что у нас начинает набирать обороты второй культ. Одни дифирамбы, ни одного слова мало-мальской критики, даже лояльной и дружеской.

Мифы как рифы, мешают течению общественного сознания, препятствуют объективному восприятию непростых событий. Нужно смело избавляться от них, раскрывая всю правду о прошлом и настоящем, какой бы горькой она не была.