Выстоять вопреки всему

  • Печать

Повесть «СИЗО» Бигельды Габдуллина – первая в Казахстане книга о мире за колючей проволокой


Весть о задержании президента Международного казахского Пен-клуба Бигельды Габдуллина была шоком для всех. Его знали, как честного, справедливого человека. Но ему пришлось пройти все круги ада. Повесть «СИЗО» Б. Габдуллина – первая в Казахстане книга о мире за колючей проволокой. Открыто написать такую повесть – большое мужество.

Процесс подробно освещался в прессе. Вот что писала «Наша газета»: «…В суде по делу Бигельды Габдуллина госслужащие признавались в совершении коррупционных правонарушений. Суд по делу главного редактора Central Asia Monitor и гендиректора Radiotochka Бигельды Габдуллина бьет все рекорды по количеству курьезных моментов, сообщил ratel.kz. …Надо заметить, показания свидетелей заставили нервничать прокурора. Один за другим свидетели заявляли, что каких-либо угроз или требований Бигельды Габдуллин не высказывал». …Представитель акимата Астаны при допросе «…собственноручно расписался в шалостях при организации тендера. По свидетельству руководителя управления внутренней политики Ерлана Каналимова, сотрудникам ведомства Асета Исекешова пришлось переписать техспецификации госзакупок, чтобы победила газета Central Asia Monitor…”. «…Женщина, которая написала заявление на Габдуллина, прямо заявила, что она нарушала закон и подделывала технические спецификации тендеров под газету Габдуллина. То есть, коррупционное преступление совершила она. Но сидит-то Габдуллин! Самое странное в этой истории – это сама техническая спецификация…» (Бекжан Идрисов).

«В кулуарах суда, по словам моего адвоката Аманжола Мухамедьярова, журналисты поинтересовались у прокурора: почему не возбуждается дело в отношении тех, кто совершил коррупционное преступление?

Услышав вопрос, прокурор изменился в лице.

- Без комментариев, - бросил он, развивая весьма приличную скорость» («СИЗО»).

Эта книга об уповании на силу разума, о конечном торжестве разума, о вере в справедливость. Эта книга о сохранении чести и достоинства в любой ситуации, о том, чтоб «не терять самоуважения, верить в будущее». Автор не ожесточается, не озлобляется в ответ на нечеловеческие отношения, на «чувство унижения, растоптанности», на «…тошнотворную долбежку имен начальника тюрьмы, 1-го заместителя начальника, заместителя по оперативной работе, сержанта и т.д», на то, что офицеры и сержанты требуют себе на обед продукты, приносимые заключенным их родственниками, а дежурный сержант каждый день забирает пачку сигарет. Он пытается понять, а значит, простить, оправдать надзирателей низкой зарплатой, тяжелым бытом... «…Точно сказано, что тюрьма – это храм, где дьяволы учатся молиться…», - пишет автор.

Повесть Бигельды Габдуллина всколыхнула воспоминания. Подумалось: мало что изменилось и за столетие, и за эти годы независимости, или как называет их Олжас Сулейменов – самостоятельности …



В первое десятилетие этой «самостоятельности» пришлось и мне столкнуться с бесчинством властей, с чиновничьим произволом. Союз распался, не было Москвы, профсоюза, партии, комсомола, не было никакой власти. Каждый занимавший какой-никакой пост – царь, бог и господин. Ненасытны, наглы, алчны. И Бекжан Идрисов, главный редактор казахстанского интернет-портала Radiotochka.Kz, письмо-обращение которого приведено в повести «СИЗО», отчасти прав. Большинство из тех, с кем меня сталкивала судьба в те годы, были казахами. Однажды я неслась под проливным дождем за высоким начальником из горкимата, над которым помощник-прислужник нёс зонт. Неслась, доказывая, что я ничего не нарушаю, что есть все разрешительные документы, что я мать, женщина, обеспечивающая рабочие места. Волю давили и на свободе. Находишься как бы в плену у властных структур, в своеобразной «зоне». Попробуй не отдай требуемого, не дадут работать. Отступать поздно: вложены средства, взятые в долг под 10 % в месяц у частных лиц (банки в те времена кредит не давали). А что делается в тюрьме, где человек совершенно бесправен!? В «СИЗО» автору ради малолетних детей пришлось взвалить на себя бремя вины, которой не было. Прав Сократ, что «свобода состоит в том, чтобы поступить наилучшим образом».

В 2015 году вышло документальное роман-эссе А. Арцишевского «Право на исповедь», основанное на дневниковых записях писателя, журналиста, президента Международного Казахского ПЕН клуба Бигельды Габдуллина. Привожу отрывок из своего отклика «Он сделал себя сам, или сокрушить орду, взять крепость» на этот роман-эссе: «…Жизненный опыт человека, выросшего в простой крестьянской семье, получившего традиционно строгое, подчас суровое воспитание, принятое в семьях степняков-кочевников – а иначе не выжить – научил ничего не бояться, не полагаться на кого бы то ни было, пытаться решить свои проблемы самому… Он инициативен, предприимчив, умеет слушать пульс времени и сообразно с ним быстро реагировать, находя неординарные решения. Плюс ко всему умение самоотверженно, до седьмого пота трудиться, постоянно держать себя под контролем, не бояться мнения толпы… Этот человек научился долго не зацикливаться на неудачах. Он умеет пережить их, шагнуть дальше, начинать заново».*

Таких людей как Бигельды надо поддерживать, а не лишать возможности заниматься любимым делом. Именно такие личности делают новейшую историю страны.

Печально наблюдать, когда лучшие сыны отечества, по-настоящему болеющие душой за благополучие и процветание народа, остаются порой вовсе без работы или же вынуждены работать не по призванию. А сколько они могли бы принести пользы!

Но и я, как автор «СИЗО», не теряю надежды, что когда-нибудь установится истинная демократия, и лучшие сыны и дочери будут востребованы. И будут служить своему народу бескорыстно и честно.

Примечание:

* II часть названия отклика «отсылает к казахской народной пословице «Отызда орда бұзбаған, қырықта қамал алмайды», то есть, если в 30 лет не сокрушил орду (не добился каких-то успехов), в 40 не сможет взять и крепость. А автор «Сизо» добился.