ДРУГ ПТИЦ

  • Печать

Завтра сорок дней со дня смерти поэта Есенгали Раушанова.


Он ушел в 64 года. Думаю, что русскоязычной аудитории будет интересно узнать, в чем заключался его феномен.

Он был поэтом от природы. Не мало довольно талантливых пишущих граждан, которые владеют техникой сочинения грамотных литературных текстов. Они могут красиво конструировать словосочетания, рифмы и даже умные мысли, упаковывая их в разнообразные формы. Они даже признаны профессиональным сообществом. У них — свои почитатели. Но, по моему разумению и восприятию, это , скорее, ремесленники, чем творцы.

Стихи Есенгали естественны, как шум волн Каспия (там его корни) и плавное течение Сырдарии (где он родился), как раскаты грома в предгорьях Алатау (где он состоялся как Личность).

В его стихах — живой язык казахского фольклора и эпосов, через которые, как через ДНК, из поколения в поколение передавалось духовное наследие казахов. Есенгали нашел свою эксклюзивную нишу в современной, разнообразной по стилю и жанрам, богатой на истинных талантов, казахской поэзии.

И это необыкновенное богатство языка он приправлял глубочайшей эрудицией, творчески осмысливая классические произведений мировой литературы. Он знал наизусть поэму великого Ильяса Жансугурова «Кулагер». Мог часами декламировать стихи и поэмы и других классиков.

Как писал великий Кадыр Мырзалиев, «ақынға керек ақыл көп, асаулық керек аздаған» («поэту нужно много ума и немного… строптивости»). И того, и другого у Есенгали было в достатке. Причем, и в творчестве, и жизни. Он, руководя большим издательством, находился в живом контакте с властью, но никогда не был чересчур комплиментарен к ней. И, хотя, публично ее не критиковал, но ни в подхалимаже, ни в лизоблюдстве, чтобы получать почетные звания и иные преференции, замечен не был. Он и Государственную премию получил без такого позорного реверанса. Просто Есенгали Раушанов выдающийся поэт и непризнание его таланта было бы самоубийственно для власти.

Не будучи оппозиционером, он всегда был со своим народом. После Желтоксан-86, его небольшое, всего в три строфы, стихотворение «Қара бауыр қасқалдақ» («Черногрудая лысуха») вмиг стало народной песней, в которой отразился протест казахского народа, не согласного с кадровой политикой Кремля. Это стихотворение оказалось почище многих политических меморандумов тех или иных политических партий. А после Жанаозен-2011 его издательство первым, в те же дни, выпустило сборник стихов, посвященных кровавой трагедии. Власть тогда стыдливо молчала об истинных причинах и виновниках той бойни, а книга уже была на руках у читателей. Слова русского классика Некрасова «Поэтом можешь ты не быть, Но Гражданином быть обязан!» были для, казахского классика Раушанова смыслом жизни.

Чтобы стать полноценным переводчиком, Есенгали самостоятельно выучил английский язык (сам был свидетелем его свободного общения с иностранным послом). Для живого погружения в естественную языковую среду Шекспира и Байрона ездил в англоязычные страны, общался с литераторами — носителями языка. И перевел с английского языка — на казахский «Гамлета» и либретто оперы Верди «Аида».

Поэт оставил после себя и прозу: роман, две повести и рассказы. Что интересно, многие свои прозаические произведения он писал под псевдонимами. Честно говоря, об этом обстоятельстве я узнал лишь после смерти поэта. Возможно, он хотел узнать реакцию аудитории на свою прозу без привязки к своему имени.

Сейчас готовится к печати семитомник его сочинений. Одна из книг называется «Птицы — наши друзья». В ней он в прозе рассказывает о жизни 27-и обитателей неба. Я в шутку называл поэта «видным поэтом — орнитологом».

Когда человек уходит в мир иной, говорят — «ушел в небеса». Есенгали Раушанов ушел к своим друзьям…