СЛОВО О ПОЭТЕ-ПЕСНЯРЕ

  • Печать

Ушел из жизни Шомишбай Сариев, известный поэт, переводчик, ученый, сценарист


Мне одновременно и легко, и тяжело писать про него. Легко, потому что он личность чрезвычайно известная и популярная в стране. Практически нет казаха, который бы не знал или не пел песни, написанные на его слова.

В то же время мне нелегко писать о нем. Я никогда не афишировал, что он мой родной дядя, младший брат моей матери.

У казахов их называют «нағашы», и они «монополизировали» казахский фольклор. Чего стоит пословица «жігіттің жақсысы — нағашыдан» («хороший джигит родом со стороны матери»). Хотя возникает вполне резонный вопрос: а откуда родом тогда не хорошие джигиты?..

В силу родства я, наверное, могу быть необъективным в оценке места и роли Шомишбая Сариева в казахской литературе. Но когда моя положительная оценка совпадает с мнением миллионов и миллионов его почитателей, то, уверен, можно не беспокоиться по такому поводу.

Да, поэтов, переводчиков, ученых у нас много. Но пусть не обижаются остальные поэты-песенники, Шомишбай ага стоит особняком, если хотите, глыбой, недосягаемой вершиной среди них. И, пожалуй, ему принадлежит пальма первенства популярности своих песен и узнаваемости среди казахстанцев.

Конечно, есть другие, не менее достойные пииты, чьи стихи послужили основой для множества песен, ставших народными. Но Шомишбай ага примечателен тем, что занимался этим видом творчества системно, целенаправленно, самозабвенно! Это была его стихия, его епархия, где он был настоящим кудесником.

Не скрою, есть среди профессиональных поэтов эдакие снобы, которые считают сочинение текстов для песен не высоким искусством, а ремеслом, промыслом. Им важнее пресловутый «высокий штиль», а к такому жанру как песня, они относятся как «штилю низкому», надменно и высокомерно, с высоты придуманных ими самими абстрактных и псевдовозвышенных квазикритериев.

Тем временем, песня (я имею в виду не грубые поделки-однодневки, а именно песни в классическом понимании этого жанра) — душа народа. В них вся палитра его жизни, все краски, все переживания, все боли и все радости. Именно через свои песни — живые, простые, душевные – он смог достучаться до каждого слушателя.

Как писал классик, «владеющий чарами песен, душою владеет любой». Шомишбай ага владел этими чарами . Этим и объясняется беспрецедентная всенародная популярность Шомишбая Сариева, чему, что скрывать, до сих пор завидуют многие его коллеги.

Песня, как жанр, имеет троих создателей – Поэта, Композитора (при желании можно поменять их очередность) и Исполнителя. Это то творческое трио, которое должно работать слаженно, в полной гармонии друг с другом. И Поэту-Песняру от Бога Шомишбаю Сариеву удавалось создать такие творческие союзы на протяжении всей своей жизни. Скольким композиторам он открыл дорогу к слушателю, превратив их мотивы и мелодии в удивительное и неповторимое сочетание Музыки и Слова! Он сотрудничал с Сейдоллой Байтерековым, Кенесом Дуйсекеевым, Владимиром Питерцевым, Бейбитом Оралулы, Толегеном Мухамеджановым. Сколько эстрадных звезд он открыл, скольким молодым дарованиям дал путевку в жизнь! Его песни исполняли Роза Рымбаева, Нурлан Онербаев, Нагима Ескалиева, Макпал Жунусова, Багдат Самединова. Все помнят, как его песню «Боз жорға» хитом на постсоветской сцене сделала группа «На-на». Космических высот достигла песня на его стихи «Карағым-ай» в исполнении мировой звезды Димаша. Все они самодостаточны, но в творческом союзе с Шомишбай аға, создали уникальные творения. Только за одно это можно ставить ему памятник!

Однако, для меня, человека сведущего в тонких переплетениях околокультурной жизни и немыслимых перипетиях государственной политики до сих пор непонятно, почему такой корифей жанра и признанный всем народом поэт-песенник, как Шомишбай Сариев не был удостоен Государственной премии? Есть, конечно, достойные, уважаемые в профессиональной среде и у широкой общественности лауреаты. Но, не секрет, что порой ее получают таланты среднего уровня, но имеющие должности или отдельные заслуги перед властьимущими. Очень жаль, что эта творческая награда иногда чрезмерно политизируется и приносится в жертву конъюнктуре и желанию бюрократов таким образом влиять на ход развития культуры.

Хотя, Шомишбай ага может спать спокойно: не он первый (и, скорее всего, не последний), кого обделили столь престижной (особенно для старшего поколения) премией. Тем не менее, хотелось бы услышать комментарий соответствующих ведомств по этому поводу.

P.S. Всем известно, что Шомишбай ага был ярым защитником действующей власти, я же больше критикую ее. Но эти две, диаметрально противоположные позиции не мешали нам общаться в рамках родственных отношений. Видно, жизнь намного сложнее примитивных политических установок. Да и по принципу «не навреди» я старался не рассказывать на каждом шагу о нашем родстве.

Но сегодня я сделал исключение. Тяжело молчать, когда уходит из жизни не столько твой близкий родственник, а Поэт-Песняр, уже при жизни познавший Любовь своего народа. К тому же ушедшим из жизни уже безразличны такого рода опасения. У них иная Жизнь, иные ценности, которые, к счастью, не зависят от бренных условностей, иногда так мешающие нам жить…



Редакция «Новой газеты» — Казахстан» выражает глубокие соболезнования нашему постоянному автору Амиржану Косанову по поводу кончины его дяди, Заслуженного деятеля РК, Шомишбая Сариева