Парадигмы неофитов

«Точно так же как сионизм,
антисемитизм и фашизм,
исламофобия должна рассматриваться
 в качестве преступления
против человечества».
(Премьер-министр Турции
Т. Р. Эрдоган)

Девальвация христианских догматов

Путин идет стопами Александра I, чьи лавры покорителя Европы не дают ему спокойно спать.                   С сайта Сеид-Бурхан КарацубыВ предыдущих номерах «Новая» – Казахстан» через призму эффекта неофита (новообращённых) обратилась к теме политики в религии и религии в политике, а также влияния обеих дефиниций на общественную жизнь и общечеловеческую мораль: в этой резкой перемене ролей хозяев жизни и их вчерашних подмастерий, которые уже сами поворачивают ход Истории вспять, интересен не сам эффект неофита, а в первую очередь духовная подоплёка этих потрясений. Просматривается ли в этом устойчивая закономерность и к чему она может привести (если уже не привела)? Как, когда и кто из вполне светского лидера становится религиозным кормчим своей уммы, своей паствы, своего народа? Кто из глав государств принимает Веру и почему? Что происходит с теми национальными топ-менеджерами от политики, которые преклоняются перед западными ценностями в том числе – в ущерб традиционной Вере своего народа?..
На наших с вами глазах прямые потомки Пророка – хвала Ему, – сбрасывая тысячелетнюю покорность, идя на поводу торговцев демократией, эдаких Мавроди от либеральных ценностей, крушат многовековые представления о Власти и сами институты Власти, построенные на фундаментах Веры. Они не осознают, что становятся и орудиями Сатаны в лице пороков западной масс-культуры, и игрушкой в геополитических руках масонских лож, предметом и манипулирования, и манкирования с их стороны.
Если вечные пирамиды ещё помнят совместное детство язычника Рамзеса и дохристианского пророка Моисея, то нынешние пирамиды христианских ценностей рушатся на глазах, как Берлинская стена, этот монументальный пресловутый «железный занавес», демонтированный  «архитектором» Горбачёвым. И только Великая и пока вечная Китайская стена всё ещё скрывает (или верит в то, что скрывает?) замыслы успешных потомков китайских императоров разных эпох. Когда юго-восточные азиатские правители, прилежно перенимая демократическую риторику лицемерного Запада, заученно и монотонно бубнят на всех внешних и внутренних диалоговых площадках, они забывают (или не знают) про утверждение классиков: «любая демократия неизбежно кончается социализмом», — ведь сами правители двигают свою державу при этом в строго обратном направлении от социализма к монархии.
Напускная прилежность восточных правителей на открытых витринных уроках демократии дурно попахивает...
Увы, демократия давно уже стала гипнотической мантрой и краплёной картой в рукавах нечистоплотных дельцов от политики...

.


Баловень судьбы

Второй Лже-Дмитрий («Тушинский вор») заигрывал сразу с двумя духовными лидерами российского православия. Его польским покровителям, покорившим Москву, не удалось договориться с правящим патриархом Гермогеном. Его упрятали опять же в Чудов монастырь, а патриархом нарекли уже Филарета (Фёдора Никитича Романова). На его фигуре и хочется остановиться отдельно. Филарет в среде патриархов вновь оказался настоящей белой вороной: именно он повернул всю историю и православной, и мирской жизни огромной империи вспять.
Судите сами: боярин, племянник царицы Анастасии, первой жены Ивана Грозного, Фёдор Никитич Романов был одним из первых щёголей Москвы, классическим представителем «золотой молодёжи», как бы сказали сегодня. Борис Годунов, уже омывший руки в крови прямого наследника Ивана Грозного царевича Дмитрия, и в Романове увидел (справедливо, надо сказать) угрозу своему восхождению на престол. Устраняя наследника, он велел... насильно постричь его в монахи. Псковский наместник, дипломат и воевода, баловень судьбы Фёдор Романов принял постриг, поневоле отказался от мирских утех, стал Филаретом. Как и Фёдору-Филиппу, от прежней светской жизни ему осталась единственная буква в имени. Вчерашний светский хлыщ стал монахом, чернецом.
Готовность потерять всё, начать жизнь с нуля – это главное условие успеха упрямого неофита, новопосвящённого. Тот, кто в новых жизненных коллизиях, на чужой земле, впрочем, и на своей тоже, живёт «с глазами назад, в прошлое» и клянёт новую жизнь, с тоской вспоминая жизнь прежнюю, – тот мёртв с этого момента. Смею утверждать, что мёртвый – и тот, кто, всё время просчитывая риски, постоянно откладывает своё завтра на послезавтра, делая его всё призрачнее. Как мёртв и тот, кто, понимая, что у него воруют Время, готовится встретить старость в кругу домочадцев, детей и внуков. Впрочем, с философской точки зрения это – безусловно мудрость, ибо она взросла на трагических ошибках других и заботе о близких. Только упрямцам распахиваются проржавевшие врата Истории. Об этом надо знать тем, кто однажды уже вступил на непроторенную стезю Истории, где песком Времени давно уже занесло следы богов Олимпа.
Наречённый Тушинским вором в патриархи, Филарет понимал сомнительность этой чести, и, возможно, догадывался, что польская шляхта лишь временно на Руси. Обращения настоящего патриарха Гермогена уже звали народ к топору, и, наконец, после этих пламенных воззваний новгородцы ополчились под предводительством Минина и Пожарского на Москву. Филарет (Романов) пережил краткий взлёт и падение обоих Лже-Дмитриев, саном патриарха демонстративно манкировал и называл себя «пленником» поляков: вернулся он из польского полона 9 лет спустя. Освободил его сын, уже царь всея Руси Михаил Фёдорович Романов, первый из знаменитой династии российских самодержцев. Правление Романовых отца (патриарха) и сына (царя) в народе получило название «премудрой Двоицы». (В современных политических реалиях это безусловно тандем, где доминирующим крёстным отцом всё же является ВВП.) Простым людям было невдомёк, что интронизированный патриарх Московский и всея Руси Филарет, строго говоря, в православной риторике был слаб и не очень поспешал свои пробелы восполнить. Он интересовался больше делами мирскими и политикой светской: лишь де-юре первым царём и самодержцем российским был его сын, де-факто же огромной православной державой управлял Романов-старший.
Историческая калька полностью, трафаретом легла на внутренние интимные покои Кремля эпохи Путина... Как видите, чего-то нового, собственно казахского мы не выдумываем: но прилежно копируем и списываем со всего и вся, ибо наших феодальных представлений хватает только на непотизм.


Император Александр I: затянувшееся  решение и мрачный финал

Жёст(о)кость по отношению к предшественнику – и затем постоянное чувство раскаяния при каждом напоминании об этом, манипулирование властными элитами со стороны внешних, «третьих сил», нелепые внешнеполитические союзы и мода на всё «чужестранное», игнорирование внутриполитических вызовов, «ручное управление» экономикой и духовной сферой жизни общества... До боли знакомая ситуация. Думаете, это про сегодняшний Казахстан? Всё это уже было, было, было: история учит тому, что она не учит вообще ничему.
Со своим отцом будущий император Александр расправился руками элиты: гвардейцы были недовольны непредсказуемостью Павла І, но главное – проплаченным извне дворцовым переворотом Британия откорректировала профранцузскую политику Санкт-Петербурга. Новый самодержец боялся проводить собственную политику и колебался между Парижем и Лондоном.
Вся властная элита благоговела перед Францией и успехами Наполеона, говорила на языке Дидро и Вольтера, трепетала перед всем французским: но торговый баланс для империи делали британские товары. Примерно так и сегодняшняя наша республика колеблется между триколорным медведем и огнедышащим драконом. При этом оба слышат клёкот всевидящего белоголового орлана с невидимых высот. А ведь увёртываться от похотливых взглядов и вожделенных усилий сильных соседей – всё меньше политической воли, сил и оперативного простора: обещания слабого «просто дружить» всегда ведут к альковным играм со всеми сразу и брачному венцу с одним из них, прикрывая бесчестья досупружества. 
Принять окончательное решение, к какому берегу прибиться, самодержец не мог. Сперва российскую (вслед за австрийской) армию Наполеон разгромил под Аустерлицем: российский император покинул поле битвы в рыданиях. Но вместо реванша последовало примирение с Бонапартом, союз с ним, обмен трогательными любезностями и участие в континентальной блокаде Британии. Зато снисходительный гений военных баталий, поначалу – любимец богини Афины, упрямый корсиканец не возражал против присоединения к России Финляндии (её император легко отвоевал у собственного... свояка).
Финал многовекторности и стремления угодить всем был печален. За каких-то полгода Наполеон, стратегический союзник и лучший друг России, разгромил российские войска на их собственной земле, погнал их до Бородина, переночевал в Кремле, принял парад в Москве и покинул сожжённый первопрестольный град... От тягостной нерешительности императора Александра I проиграло российское общество, но выиграли очень многие за пределами Отечества.
Сначала выиграл Бонапарт, утверждая свой военный гений. Затем выиграла Европа, освобождаясь от Наполеона: ведь после Березины российские войска своим потом и кровью отстаивали свободу других народов и восстанавливали интересы Британии в Европе, как ни удерживал от этого самодержца сам Кутузов. Выиграла Финляндия после присоединения к России: в новых землях население уже не платило налоги метрополии (хотя накануне финны платили Швеции сполна) и не поставляло солдат. Выиграла Польша, получившая либеральнейшую конституцию (в России не было её вовсе). Выиграло усилившееся масонство, окреп бежавший в Россию Мальтийский орден, протектором которого стал Александр І: недаром во главе Святейшего Синода был поставлен императором не патриарх, а обер-прокурор, гражданский человек, чиновник из высшей бюрократической касты. Интересами высшего духовенства светская власть пренебрежительно манкировала.
В проигравших был лишь народ – те самые простые крестьяне, что, будучи рекрутированными на четвертьвековую службу в армию, костьми усеяли родную и чужую землю, противостоя Наполеону. Но даже и после этого император так и не даровал им освобождения от крепостного права – лишь задумчиво и вальяжно перебирал многочисленные втайне разработанные проекты. В итоге остановился на... военных поселениях: среди привязанных к земле крепостных внедрили систему фронтового обучения ведению хозяйства и регламентировали буквально каждую мелочь их повседневной жизни (детей – на плац, уборочная – только по приказу начальства и пр.)
Однако на международной арене имидж самодержца Александра І и собственно России был высок как никогда. Послевоенный Венский конгресс собрал глав 216 государств: на самой представительной в мировой истории международной конференции большинство монархов, канцлеров и прочих верховных правителей смиренно наблюдали за тем, как избавитель Европы и умиротворитель Вселенной сотоварищи делят Европу. Вот и теперь бедной на энергоресурсы Европе остаётся лишь следить за тем, как Россия, Казахстан и Туркменистан отмеряют всем сёстрам по серьгам – кому сколько закачать в трубу чёрного золота, сколько перегнать голубого огонька, закрывая глаза на то, что их европейские ценности являются для перечисленных стран чем-то наподобие необязательного носового платка при обязательном и строгом дресс-коде.
В своё время Александр І собственноручно начертал исторический проект Священного союза трёх императоров (России, Пруссии и Австрии) – некий прообраз нынешнего объединения Москвы, Минска и Астаны. Тогдашнее интеграционное объединение было дворцовым и антинародным, ставило своей целью в первую очередь обеспечение безопасности правящих монархий, сохранение существующих строя и порядка: революционеры Испании, Италии, Греции будоражили народ, вдохновлённые примером Бонапарта, – да и сама Франция бурлила. Точно так же и сегодняшняя ОДКБ полагает одной из своих задач объединённое противостояние «цветным» бунтам.
В стремлении сохранить власть под прикрытием евразийской архитектуры, дать новые мощные экономические и политические импульсы архаичному наследию СССР – Владимир Путин не оригинален. Именно евразийская конструкция с постоянной политической доминантой и колониально-потребительскими сырьевыми пазлами, с обязательной надстройкой во главе с российской элитой на фоне формальной схожести с Евросоюзом – главная, видимо, и конечная уже цель политика Путина. Впрочем, как и его далёкого предшественника на российском престоле Александра I. Гарантией сохранения лица беловежской власти и удержания Беларуси как некоего государственного образования в той или иной форме является этот проект и для закостенелого, занафталиненного Лукашенко. Думается, только евразийская модель Нурсултана Назарбаева несёт в себе реформаторские мотивы ввиду возможных посягательств и проникновения с юга и Кавказа политического и религиозного терроризма, на фоне задумчивого взгляда поднебесного дракона (перелицованного в лик Си Цзиньпиня), чью внешнюю невозмутимость давно уже не беспокоит тревожно-истеричный клёкот белоголового орла.
Так что в своих планах построить союзнический конгломерат якобы в духе и русле центробежных мотивов Евросоюза Владимир Путин и неоригинален, и неискренен. Он идёт стопами Александра I, чьи лавры покорителя Европы ему не дают спокойно спать. Хищническая суть путинских замыслов опирается на исторический «великоросский» шовинизм. Внося новую парадигму в отношения с Казахстаном, ВВП лишь стремится сохранить и усилить свою власть, нарастить ей потенциал выживаемости и архитектурную монументальность.
Недружественная и вероломная информационная диверсия о состоянии здоровья нашего президента российским порталом «Республика», видимо, по наводке из ближайшего окружения главы государства, покупка Потаниным канала «К+» таят в себе перспективу слива серьёзных компрометирующих материалов о казахской элите с указанием конечных собственников многих международных финансово-промышленных групп, многомиллиардных счетов на офшорах и интимных подробностей частной жизни, – возможно, с непристойными сценами. В свою очередь, это может вызвать серьёзные претензии к Власти у пока индифферентного казахского общества, – на это, собственно, и рассчитывает Кремль. Ближайшие год-два обещают быть нескучными.
Правда, теперь авторитет стран-членов всевозможных союзов (Таможенного, Евразийского, СНГ и пр.) покоится не на военных викториях, а на успешности их сырьевых экономик: впрочем, невелика разница, как именно держать европейцев на коротком поводке – силой ли расквартированных в Париже казаков или же поворотом вентиля на газовой/нефтяной трубе. В остальном – всё то же: те же пафосные саммиты, те же конъюнктурные дифирамбы из Брюсселя, Парижа и Берлина в адрес принимающей стороны ЭКСПО-2017, Азиады-2011, ОБСЕ-2010, ОИК... О чём думает сегодня президент Казахстана, вдохновитель, инициатор пафосных глобальных международных диалоговых площадок и создатель эликсира общечеловеческих формул успеха? Вероятно, о том же, о чём размышлял и Освободитель Европы Александр І: «Видел я все дела, которые делаются под солнцем, и вот – всё суета».
В своих религиозных исканиях самодер-жец метался от Мальтийского ордена к масонству, разочаровывался в мирских успехах... Выходцу из советской системы, Нурсултану Назарбаеву пришлось волею судеб, как и всем нам, пройти через коммунистическое идолопоклонство и атеизм; в его жизни, возможно, оставило свой след и тенгрианство, поклонение аруахам – духам предков; как Лидер Нации он посещал и православные храмы; свидетельствовал своё уважение Папе Римскому, помогая ему собирать разбросанные порывом астанинского ветра записи понтифика; теперь очередь Ислама медленно, но верно занимать в его сердце и душе достойное и всеобъемлющее место...
Александр І в итоге окончательно и бесповоротно обратился к Вере, веками присущей его народу. Освободитель Европы, в 47 лет он оставил светскую жизнь («я отслужил 25 лет, а солдату в этот срок дают отставку»), отправился под видом бродяги Фёдора Кузьмича в скитания по стране. Жил в лесной землянке, неузнанный, был бит кнутом, сослан в Томскую губернию, где и закончил свои дни в заботах о сирых и убогих, с толстыми мозолями на коленях от беспрестанных молитв, вымаливая прощение за отцеубийство. По малоубедительной же официальной версии, император скоропостижно скончался в провинции от болезни: однако ДНК-экспертизу мощей томского старца, канонизированного РПЦ в святые, светские власти современной России делать не торопятся. Подтвердить факт такого раскаяния императора – для политической элиты смерти подобно: приоритет духовных ценностей над светскими неприемлем до сих пор.


Католицизм
Врата рая for sale

   «И многие из франков умели 
                                       писать и читать написанное, и учились
                                      они у людей из Аль-Азхара и Низамийи
                                    рисовать треугольники и считать звезды».
 М. Симашко. «Емшан»

Переплавка светских ценностей в религиозные догматы, взаимная замена и подмена преходящих мирских интересов и вечных приоритетов самым откровенным и бесстыдным образом происходили в той самой «цивилизованной» и «просвещённой» Европе, которая сегодня с трибуны уже ПАСЕ учит нас склоняться и перед однополыми браками, и перед мэрами-геями, и перед прочими прелестями современных содомов и гоморр. Казалось, старушка Европа уже окончательно сошла с ума, пойдя на поводу у любителей однополой любви, разрешив им браки и усыновление детей. Но – нет. Оказывается, это только начало. Теперь требуют легализовать свою страсть зоофилы. Тем более что в Германии, Бельгии, Швеции, Дании скотоложество преступлением не считается, если партнёру не был нанесён вред и ситуация не подпадает под жестокое обращение с животными. (В ФРГ уже насчитывается порядка 100 тысяч таких любителей козочек.)
Открывая двери европейским ценностям, как бы и нам не запустить в казахскую верховную власть бациллы гомосексуализма. Ведь тревожные очертания и конкретные лики «голубого» лобби всё отчётливее проступают на фасаде российской власти (российские СМИ регулярно дают подробный расклад этой темы). Не мешало бы и нам вглядеться в доморощенные лица государевых слуг.
Выворачивать божественные откровения наизнанку, ловко перемешивая их с демократической риторикой, и торговать именем Господа якобы в интересах человечества оптом и в розницу здесь учились веками – беззастенчиво, тщательно, скрупулёзно, прикрывая сутаной разгул низменных страстей, сохраняя благоговейно-смиренный вид.
Прагматизм и тщеславие в христианство со всей своей традиционной неуклюжестью привнесла ведь именно светская власть. Незадолго до того, как арабский мир научил французов, немцев, итальянцев и прочих современным цифрам, накануне того, как Восток принёс на Запад точные науки и подарил ему период Ренессанса, Папа Лев ІІІ лично короновал Карла Великого (800 г.). Глава франков совершил многочисленные и успешные военные походы по всей Европе, сокрушая соперников. Они-то и воодушевили римских епископов. Опираясь на его авторитет, Римская церковь и сама примерилась на роль лидера всего христианского мира. Вопреки уже существовавшему порядку разрешения догматичеcких вопросов веры (на Вселенских соборах) латиняне отнесли по собственному почину их к компетенции уже собственного «наместника Бога на Земле». Папа Римский – смертный, земной человек, из плоти и кости, был и де-юре, и де-факто обожествлён. Хотя история католичества не может похвастаться ни аскетизмом, ни святостью всех понтификов.
Экспертам памятен и период порнократии (так называемое «Правление блудниц», 904 — 963 гг.), когда на пост главы церкви папы назначались... из числа любовников и родни светских знатных дам из высшего слоя общества, не отягчённых нормами морали или даже банальным стыдом. Скотоложество, гомосексуализм, разбои, совращение монахов и монахинь из автобиографий некоторых понтификов перекочевали на скрижали истории католицизма: в общей сложности сегодня насчитывается 44 таких антипап.
Впрочем, нельзя не отметить и отдельные попытки самих католиков противостоять вопиющему блудному разгулу: у одного такого развратника его папскую тиару... выкупил собственный крёстный отец, чтобы спасти церковь от позора. Его попытки, впрочем, по достоинству не оценила власть светская: эта сделка (650 кг золота за место на Святейшем престоле) стоила и ему самому вынужденного отречения. Рядовые же христиане даже не догадывались об этих оргиях: очарованные красноречивыми пиарщиками папского двора, земледельцы и ремесленники за огромные для простых людей суммы выкупали для себя и своей покойной (!) родни «индульгенции» – прощения грехов. Например, индульгенцию на простое убийство Папа Климент VI (1343 г.) оценивал суммой в 15 ливров 4 су: тот серийный убийца, кто в дьявольском угаре успевал лишить жизни в течение только одних суток нескольких человек, платил… оптом – лишь за одну смерть. Торговля шла широко: ведь усомнившихся объявляли еретиками и отправляли на костёр.
Задать болезненные и одновременно риторические вопросы прелатам, сломать саму систему папства и открыть миллионам верующих другой путь к высшим ценностям смог очередной неофит. Сын зажиточного немецкого бюргера, он получил степень магистра свободных искусств и дальше должен был уйти с головой в юриспруденцию, но пошёл против воли отца и стал богословом. 95 своих знаменитых тезисов Мартин Лютер лично прибил к воротам саксонского храма: на небо попадают не деньгами, а скорбями!
Тот факт, что главную свою книгу немецкоговорящие верующие должны были читать на чуждой им мёртвой латыни, сегодня с трудом воспринимается многими современными католиками ФРГ. А тогда благодаря упорству и храбрости, на грани отчаяния Лютер впервые взялся за перевод Библии на родной язык. Папство дало трещину, Реформация привлекла к себе океан неофитов, и сегодня в его родной Германии уже треть населения – лютеране, а государственным средством общения в когда-то разноязыком, «лоскутном одеяле» немецких княжеств стал тот самый Hochdeutsch — «Высокий Немецкий Язык», к которому приучил первых читателей немецкой Библии Мартин Лютер полтысячи лет тому назад.
Впрочем, одержать победу многие прописные истины Лютера не могут и сегодня ни у духовников, ни у мирян. Ни причаститься, ни исповедаться, ни стать крёстным отцом ребёнку немецкие католики не вправе, если не платят обязательный налог в казну Ватикана (набегает $6,5 млрд в год). В светских медиа откровения Лютера сразу табуируются (вопреки его почётному званию второго по популярности немца за всю историю Германии), едва вспомнит автор трактат «О евреях и их лжи». Он никак не укладывается в прокрустово ложе обязательной к исполнению в медиа толерантности: ведь эта часть его наследия вдохновила Гитлера, празднование его 455-летия нацисты совместили в своё время с погромом еврейского бизнеса и синагог по всей Германии и даже в Австрии («Хрустальная ночь» 1938 г.).
Кстати, весьма многозначительной видится нам сегодня и перекличка лютеровского трактата с недавним выступлением главы современной Турецкой Республики. «Точно так же как сионизм, антисемитизм и фашизм, исламофобия должна рассматриваться в качестве преступления против человечества» (из выступления премьер-министра Турции Тайепа Реджепа Эрдогана на конференции ООН в Вене, февраль 2013 г.). Ничего предосудительного, абсолютно мирный призыв к добрососедскому сосуществованию всех основных  признанных мировых религий – без выделения приоритета «старшим» и «богоизбранным». Но осуждение именно сионизма так болезненно воспринимается до сих пор и Тель-Авивом, и Вашингтоном, что диву даёшься их слаженному дуэту. Хотя ещё в 1975 — 1991 гг. резолюция ООН определяла сионизм как «форму расизма и расовой дискриминации»: и все с этим и соглашались, и считались.
Если же говорить о переводе главных книг верующих на родной и понятный для них язык, то очень символичным стал тот факт, что своего собственного толмача священной книги мусульман всего мира на казахский язык мы обрели именно в годы независимости. Первый перевод Корана на язык Абая выполнил наш единокровник, многое переживший на чужбине и вернувшийся наконец на историческую родину – уроженец Восточного Туркестана Халифа Алтай. Перевод вышел в 1990 году в Медине, тиражом в миллион экземпляров. Непростой жизненный путь шейха помог ему подняться на вершину мудрости и дал ему моральное право рассуждать о социальной справедливости, о кризисе в умме. Его духовное наследие покоилось на тех годах потрясений, что он оставил за плечами: китайская политика геноцида в Синьцзяне, затем откочёвка через Гималаи, через смертоносные пески Такла-Макана, через Индию – в поликонфессиональный Кашмир (Ислам, индуизм, буддизм), в Пакистан, затем – в Турцию. Здесь он, поседевший уже в 37 лет, стал во главе казахской диаспоры. В Казахстане он впервые оказался в 1992 году, на I Всемирном курултае казахов. «Казахстанская правда» процитировала его высказывание в своём материале «Памяти казахского шейха»: «где бы и при каких обстоятельствах мы ни находились, в мыслях всегда были вместе с Родиной. Теперь будущие поколения несут ответственность за укрепление и развитие независимого Казахстана. Для этого необходимо пробуждение национальной гордости, объединение народа». Впрочем, несут эту ответственность, на мой взгляд, не столько будущие поколения, сколько нынешние власть предержащие.
И здесь мне особенно хочется подчеркнуть, что никакое сидение в пыльных библиотеках, никакие заседания в помпезных дворцах и пирамидах не заменят самого главного – личного жизненного опыта. Только скитания, только горькая пыль чужбины даёт родному емшану-полыни сладкий привкус на истрескавшихся губах кочевника.
Так, появление емшана Халифы Алтая на исторической родине, на земле предков уже само по себе послужило ярким доказательством высокого духовного, морального уровня бауырларымыз, возвращающихся в края Атамекен: они несут с собой высокий заряд пассионарности. И хотя порой то и дело можно прочесть очередные размышления очередного сенатора о том, что нынешние переводы Корана, мол, перегружены «словами арабского и тюркского происхождения, которых нет в казахском языке», мол, лучше бы «господдержку» на перевод Корана выделить, да и в Российский институт восточных языков заказ отдать, – всё равно осознаёшь, что эти «оценки» – лишь шелуха, пена, которая сойдёт. Всерьёз таких экспертов принять невозможно: ведь тогда они и Абая отцензурируют. У него ведь в «Қара сөздер» арабизмов хоть отбавляй…
Изгнанник, также вернувшийся с почётом к себе на Родину и даже вставший во главе уммы, ставший символом и гордостью всего мусульманского мира, – герой и нашей следующей главы.