Новый профиль «Террориста»

Организаторы саммита в Астане могут не опасаться, что там ребром будет поставлен вопрос о прямой связи безопасности Европы с отсутствием справедливости для жителей Ферганской долины, Мары, Оша, Кызылорды или Бадахшана

В поисках элементарной справедливости молодые люди из Центрально-Азиатских стран пополняют различные радикальные движения

Германия готовится к террористическим актам, о реальной опасности которых предупредил министр внутренних дел страны на прошлой неделе. А месяцем ранее глава ведомства криминальной полиции заявил, что опасность терроризма нависла над ФРГ более чем когда-либо.

.

Политики и специалисты по терроризму не скрывают, что исходит она от исламистов. Причем указательный палец уже без всякой политкорректности направлен на мусульман арабского происхождения.

В этой связи в телевизионном эфире стали появляться люди, задающие вопрос: как могло случиться, что через девять лет после начала антитеррористической операции в Афганистане, где, по заявлению прежнего министра обороны ФРГ, бундесвер защищает Германию от угрозы терроризма, эта угроза только возросла? И больше того, если она так высока, и цели операции не достигнуты, то как можно понять решение НАТО вывести из того же Афганистана войска к 2014 году?

Казалось бы, есть два ответа на этот вопрос. Первый — признать, что операция НАТО не ослабляет, а усиливает террористическое подполье, и тогда вывод войск обоснован, а решение северо-атлантического блока можно и нужно истолковать как признание ошибкой девятилетнюю борьбу на Гиндукуше. Второй — это сказать, что путь был верен, но НАТО потерпело поражение в результате недостаточно решительного следования первоначальной концепции и нехватке сил. И теперь альянс вынужден переходить к обороне на европейской территории. Третьего не дано?

Оказывается, дано. Есть специалисты, которые призывают хотя бы на время отставить вопрос о целесообразности борьбы с Аль-Каидой на территории Афганистана и отдать себе отчет в следующем: профиль «террориста», его этническая принадлежность, его движущие мотивы и цели существенно изменились в сравнении с 2001 годом.

Тогда войну западному миру объявили исламисты-арабы, саудиты, чья идеология в значительной мере связана с ваххабизмом. Ни пакистанцев, ни афганцев, ни узбеков или таджиков среди смертников 11 сентября не было. И той Аль-Каиды, центральной организации в некоей сети террористических ячеек, тоже больше не существует — многие из ее руководителей оперативного звена выбиты точечными ударами американских беспилотников. Больше того, по данным, которые приводят немецкие эксперты, среди молодежи в арабском мире популярность бин Ладена и его мировоззрения в существенной степени снизилась.

Зато ширится другое явление. Талибы из Пакистана и Афганистана, которые в 90-е годы представляли собой массу темных декхан, поднявшихся на борьбу с хаосом, преступностью и беззаконием, ни в коей мере не придерживались «самоубийственного ваххабизма». Но сейчас «Талибан» превратился в развитую современную организацию, с отрядами смертников. К талибам присоединились боевики-беженцы из республик Центральной Азии, Кавказа, Китая и России. Эти люди примкнули к Исламскому движению Узбекистана (ИДУ) и уже не один год живут в Вазаристане. Туда же направляются добровольцы из Европы (где, как отмечают эксперты, и привлекательность бин Ладена как раз начала расти). В основном это турки, в том числе из Германии, а также этнические немцы-конвертиты (обратившиеся), то есть принявшие ислам. В Вазаристане имеется целая «немецкая колония». Они всеми правдами и неправдами переправляются в пакистанские лагеря, где готовят боевиков, чтобы принять участие в войне с «неверными». Часть турок из ФРГ и «конвертитов» возвращается в ФРГ. Тут они формируют вокруг себя кружки сторонников. Именно эта категория оценивается немецкими экспертами как наиболее опасная.

Политолог Петер Шолль Латур, ведущий немецкий специалист по Центральной Азии, подчеркивает, что ни «Талибан», ни ИДУ не ставили целью одолеть на чужой территории «неверных» с Запада и их идеологию. Одна из главных задач ИДУ — это смещение деспотических режимов в республиках Центральной Азии и создание там государств, основанных на правилах религиозной справедливости. В первую очередь речь шла о режиме Ислама Каримова, но сейчас этот список расширен.

И с точки зрения этих людей, многие из которых знают о справедливости светской власти в их "станах" не понаслышке, Германия, как и США, сегодня выступают союзниками и пособниками деспотов. То есть основной субъективный мотив, движущий молодыми людьми - это порыв к справедливости через жертву. Не случайно в связи с нынешней ситуацией в Германии стали вспоминать о левацкой террористической организации семидесятых годов - РАФе! РАФ, как известно, стремилась путем террора свернуть страну с пути резкого "правения" и социальной несправедливости.

И чем дольше правительства Запада играют с общественностью в пропагандистские игры, а проще говоря, лгут, в том числе и о свободе, продавая ее за газ в республиках Центральной Азии, тем больше война в Афганистане выступает мощным катализатором процесса формирования нового «западного» легиона из местных молодых иммигрантов и «конвертитов» в так называемом «исламском интернационале».

Итак, есть эксперты, причем как из левого, так из самого правого лагеря, которые призывают открыть глаза на некое новое явление. Но парадокс ситуации в том, что этот призыв, по сути, не может быть воспринят теми, к кому он обращен. Правящие круги в Европе и США не могут признать, что причина усиления террористической угрозы и в целом роста популярности радикальных взглядов кроется в них самих, а не только в исламе и не в ошибках программ интеграции иммигрантов, не в проблемах семьи, что толкают юношей в кружки радикальных организаций (как стараются представить дело эксперты германского ведомства криминальной полиции)…

Поэтому организаторы саммита в Астане могут не опасаться, что там ребром будет поставлен вопрос о прямой связи безопасности Европы с отсутствием справедливости для жителей Ферганской долины, Мары, Оша, Кызылорды или Бадахшана. Не демократии, а той простой справедливости, о которой мечтал робкий горшечник Нияз во времена легендарного Ходжи Насреддина.

На саммите в Астане этот вопрос не прозвучит. Но раньше или позже его придется поставить, иначе полицейских на Бонны, Дюссельдорфы и Берлины может не хватить.